«Анора», «Фрау» и «Претенденты»: 10 самых интересных фильма 2024 года
В уходящем году количество проектов, которые заслуживают внимания, выросло, появились новые имена и неожиданные сюжеты. Зрелищные блокбастеры, авторские драмы, победители мировых фестивалей и фавориты оскаровской гонки — «Рамблер» рассказывает о самых интересных российских и зарубежных фильмах, которые вышли в 2024 году.
Анора
Молодая девушка Анора (Майки Мэдисон) из Нью-Йорка работает в ночном клубе стриптизершей. За пару хрустящих купюр она готова развлечь клиента в приватной комнате. У девушки узбекские корни, она немного говорит по-русски, и это помогает Аноре быстро найти общий язык с новым клиентом — юным наследником российского олигарха Ванечкой (Марк Эйдельштейн). Парень, не жалея папиных денег, щедро одаривает Анору чаевыми и приглашает оценить его особняк с видом на Гудзон. Свидание заканчивается сделкой в духе «Красотки»: за 15 тысяч долларов Анора соглашается стать Ваниной девушкой на неделю. Дальше будет кольцо с бриллиантом в четыре карата, свадьба в Лас-Вегасе и увольнение Аноры из ненавистного стрип-клуба. Но вскоре после возвращения в Нью-Йорк в особняк к молодоженам врываются Ванины няньки: армянин Торос (Карен Карагулян) с братом Гарником (Ваче Товмасян) и молчаливый русский парень Игорь (Юра Борисов). Пока Анора отбивается от незваных гостей, требующих вернуть кольцо и аннулировать брак, Ваня сбегает.
Восьмая по счету картина независимого американского режиссера Шона Бэйкера («Мандарин», «Проект Флорида») завоевала главную награду Каннского фестиваля 2024 года и считается одним из фаворитов «Оскара». Анора в исполнении Мэдисон встает в один ряд с другими обездоленными и до конца не повзрослевшими персонажами Бэйкера. Девушка работает в секс-индустрии, как героини «Старлетки» и «Мандарина», ищет легких денег, как мать Муни в «Проекте Флорида».
Сыну олигарха Ване сказка не нужна, поэтому на разочарованную Анору парень смотрит так, будто жена вчера родилась. Даже отчаянная попытка героини выйти из унизительного брака с гордо поднятой головой упирается в финансовое превосходство богатых родителей из России. Как сказала героиня другого фильма о русских в Америке, «здесь вообще всё просто так, кроме денег».
Мастер и Маргарита
Как и в романе Булгакова, действие фильма разворачивается в Москве 1930-х годов. Молодого драматурга (Евгений Цыганов) исключают из Союза писателей: его новая пьеса «Пилат» не прошла цензуру и вызвала сомнения по поводу политической позиции автора. Знакомство с замужней Маргаритой становится лучом надежды для опального литератора: женщина превращается в музу, а он — в Мастера.
Долгострой режиссера Михаила Локшина («Серебряные коньки») и сценариста Романа Кантора («Эпидемия») был одним из самых ожидаемых проектов года. Создатели не стали переносить роман Булгакова на экран дословно — в центре сюжета остались любовная линия Мастера и Маргариты, а также приключения Воланда и компании в футуристической Москве 1930-х. Бюджет, составивший 1,2 миллиарда рублей, потрачен не зря: особенно впечатляют компьютерная графика и воссозданные наряды 1930-х годов. Например, полупрозрачное платье, в котором Маргарита встречает гостей на балу, расшивали в течение месяца, а Воланд щеголяет винтажной брошью в стиле ар-деко, найденной в галерее Vintage Dream. Фильм доступен для просмотра в Okko.
Падение империи
В недалеком будущем Соединенные Штаты охвачены гражданской войной. Сепаратисты из западных и южных штатов атакуют Вашингтон, чтобы штурмовать Белый дом. В стране хаос, повсюду мародерство и самосуд, а заваривший эту кашу президент пытается сбежать из Овального кабинета через черный ход. Чтобы взять у главы государства последнее интервью, из Нью-Йорка в Вашингтон едут четыре репортера во главе с фотографом Ли (Кирстен Данст). В отличие от коллег, Ли хочет не столько пообщаться с президентом, сколько запечатлеть происходящие вокруг ужасы. По дороге в Белый дом репортеров ждут испытания не только физического, но и нравственного характера.
Британец Алекс Гарленд известен не только как режиссер («Из машины», «Аннигиляция»), но и как писатель («Пляж», «Тессеракт»). Шокирующая история о четверке отчаянных репортеров тоже могла бы стать отличным материалом для романа. Персонажи в фильме раскрываются и трансформируются от начала к финалу, а количество страшных событий не даст заскучать даже самым требовательным поклонникам экшена. Динамичные боевые сцены у Гарленда чередуются с апокалиптическими пейзажами в рапиде под музыку Брюса Спрингстина, и погружают зрителей в атмосферу безысходности и хаоса. Фильм доступен для просмотра в Okko.
Свет
На пороге 60-летнего юбилея соцработница Татьяна Сергеевна (Елена Яковлева) вспоминает молодость. Повествование сюжета делится на две линии — настоящее и прошлое. В первом случае зрителям показывают день рождение главной героини Татьяны. Поздравить ее приезжает сын (Сергей Волков). Он критикует мать за то, что она не ходит в театр и отказывается от нового телефона. Во втором — действия разворачиваются в 1970-х. Юная Таня (Дарья Коныжева) с лучшей подругой Мариной (Милана Владыкина) обещают друг другу однажды отметить 60-летие вместе. Как известно, молодость не знает, а старость не может: Марина влюбляется и находит новых друзей, а Таня из ревности не готова идти на уступки, о чем будет жалеть всю жизнь.
Трогательная драма Антона Коломееца (соавтора сценария «Чик» — еще одной истории о женской дружбе) завоевала главный приз и диплом жюри за лучший актерский ансамбль на фестивале российского кино в Выборге в 2023 году. «Свет» понравится возрастной и молодой аудитории. Фильм будет интересно посмотреть с родителями, а после расспросить их, какие приметы показанных в картине 1970-х годов показались им знакомыми. Параллельные сюжетные линии Коломеец выделяет контрастным освещением. Сцены, в которых молодые Таня и Марина гуляют, листают журналы и ходят на вечеринки, залиты приглушенным солнечным светом, в то время как будни Татьяны Сергеевны проходят в неестественной темноте. Будто тот самый свет, вынесенный в название, навсегда исчез вместе с дружбой, которую героини не сумели сохранить.
Дюна: часть вторая
События во второй части разворачиваются спустя несколько часов после финала первой. Вслед за падением Дома Атрейдесов спасшиеся от Харконненов юный Пол (Тимоти Шаламе) и его мать леди Джессика (Ребекка Фергюсон) следуют за фрименами вглубь пустыни. Вождь племени Стилгар (Хавьер Бардем) провозглашает Джессику Преподобной матерью и верит, что Пол — сверхчеловек Квисатц Хадерах. Тем временем юный Атрейдес берет себе прозвище Муад’Диб в честь пустынной мышки, седлает босса песчаных червей Шаи-Хулуда и строит лазурные от специй глазки строптивой фрименке Чани (Зендея).
Визуальная сторона второй «Дюны» важнее лихо закрученного сюжета с десятком новых персонажей, которые произносят несколько фраз и уходят в закат. Оператор Грег Фрейзер, обладатель «Оскара» за работу над первой «Дюной», превращает продолжение в зрелищный аттракцион. Сверхширокие планы, долгие статичные кадры и, конечно, динамичный эпизод с укрощением червя — настоящий гипноз в сопровождении потустороннего многоголосия от композитора Ханса Циммера.
Любовь Советского Союза
Действие исторической драмы разворачивается в Москве конца 1930-х годов. Молодая актриса Галина (Ангелина Стречина) известна на всю страну: она и есть та самая любовь Советского Союза. Женщины узнают Галину на улице, незнакомые мужчины дарят ей цветы, но сердце красавицы принадлежит Герою Советского Союза, летчику Анатолию Коврову (Кирилл Кузнецов). Облетев вокруг Кремля на истребителе и получив в подарок от Сталина квартиру в центре Москвы, молодожены будто оказываются в сказке. Мечта оборачивается трагедией: Толя гибнет в авиакатастрофе, а на страну обрушивается война.
В центре сюжета — любовный треугольник, в участниках которого легко узнаются лауреатка Сталинской премии Валентина Серова, ее второй муж, летчик Анатолий Серов, и поэт Константин Симонов, посвятивший актрисе известное стихотворение военных лет «Жди меня, и я вернусь…». При этом сюжетные арки героев — не самая важная составляющая картины. Поражают скорее масштабы съемок: парадная Москва 1930-х годов с конструктивистскими зданиями, снятыми с высоты птичьего полета. Во время съемок использовались как винтажные, так и специально сшитые костюмы. Например, черное платье, в котором Галя приходит на поминки, — подлинная вещь из 1930-х годов. Мужские наряды шили по выкройкам довоенного времени.
Претенденты
Жили-были два друга-теннисиста: застенчивый блондин Арт Дональдсон (Майк Файст) и ехидный брюнет Патрик Цвейг (Джош О'Коннор). На одном из юниорских турниров оба теряют голову от Таши Дункан (Зендея) — восходящей звезды тенниса, которая едва закончила школу, а уже красуется в рекламе Adidas. Таши пофлиртовала с ребятами, выпила пива и начала свою собственную игру. В течение следующих 13 лет пробивная коварная девушка разругается с Патриком, получит несовместимую с теннисом травму, выйдет замуж за Арта, родит дочь и в финале столкнет друзей лбами на полулюбительском турнире в Нью-Рошелле.
Драмеди Луки Гуаданьино («Большой всплеск», «Назови меня своим именем») — один из тех редких фильмов, которые буквально наэлектризованы сексом, но лишены постельных сцен. Соперничество в спорте и в личной жизни происходит не только у Арта и Патрика — в этом болезненном треугольнике печали воюют все. Впрочем, как всегда, Гуаданьино не скупится на юмор. Например, Патрик идет на свидание вслепую, только чтобы найти ночлег, а в один из самых напряженных моментов герой О'Коннора называет Зендею милфой — не поспоришь, ребенок у Таши и правда есть. Последние 20 минут финального матча — заслуга оператора Сайомбху Мукдипрома, который в какой-то момент чуть ли не сам превращается в летающий над кортом теннисный мяч. Отдельного упоминания заслуживает электронно-инструментальный саундтрек Трента Резнора и Аттикуса Росса, издевательски перебивающий героев, которые без конца мерятся своими эго.
Фрау
Мама (Инга Оболдина) и бабушка (Людмила Чиркова) требуют, чтобы Кристина (Лиза Янковская) в свои 29 лет обзавелась, наконец, мужем. Себе женщины такую задачу почему-то не ставят, но Кристину родственницы подвели к отчаянному шагу: девушка согласилась встречаться с возомнившим себя чуть ли не Дон Кихотом продавцом удочек Ваней (Вадик Королёв). Паренек странный: одевается как Хоакин Феникс в фильме «Она», называет беспомощных, по его мнению, девушек «фрау», а самостоятельных — мужскими именами. Ваня вступает в отношения, потому что «соскучился быть один», Кристина — потому что деструктивна по натуре.
Драмеди Любови Мульменко («Дунай») фабульно напоминает романтическую комедию: сначала происходит забавное знакомство, потом — борьба противоположностей, а в финале какая-то трогательная случайность должна привести к хеппи-энду. Вместо этого Ваня и Кристина играют в имитацию романтики, не убеждая ни себя, ни зрителей. С одной стороны, героям хочется посочувствовать, ведь оба заслужили счастливый финал. С другой — финалы у них могут получиться разные. Как сказала Мэрилин Монро, «лучше быть несчастной одной, чем с кем-то». Филь доступен для просмотра в Okko.
Предчувствие
Действие фантастической мелодрамы Бертрана Бонелло «Предчувствие» («Порнограф», «Дом терпимости») разворачивается в трех временных пластах. В 1910 году на балу в Париже происходит встреча замужней дамы Габриэль (Леа Сейду) и молодого англичанина Луи (Джордж Маккэй). В 2014-м другие их версии встречаются в Лос-Анджелесе: Габриэль приехала покорять Голливуд, а Луи замышляет убийство не сложно догадаться кого. Спустя 30 лет Габриэль живет в постапокалиптическом Париже 2044 года и, чтобы получить престижную работу, вынуждена заново окунуться в переживания прошлых жизней.
Романтическая антиутопия Бонелло — это вольная экранизация повести Генри Джеймса «Зверь в джунглях» (в оригинале фильм называется La Bête — в переводе с французского «Зверь»). Картина получилась очень кинематографичной, полной метафор и отсылок к другим авторам. В открывающей сцене фильма Леа Сейду слушает режиссерские указания, стоя на фоне «зеленого экрана»: героине, как и зрителям, предстоит погрузиться в мир чужих эмоций и воспоминаний. Кроме того, в сцене с барменом из 2044 года Бонелло цитирует фильм «Сияние» Стэнли Кубрика, а в костюмном эпизоде видны отсылки к загадочной драме Алена Рене «В прошлом году в Мариенбаде».
Воздух
Действие фильма разворачивается весной 1942 года. Ленинград в кольце блокады, а единственную дорогу в город контролируют немецкие мессершмитты. Пилотов не хватает, поэтому в подразделение капитана Астафьева (Сергей Безруков) присылают группу молодых летчиц. В авиаполку девушек встречают сексистскими шутками: мужчины смеются над неопытными курсантками и отправляют их «борщи варить да косы плести». Но девушки готовы вступить в бой и доказать, что их место — за штурвалом.
Новый фильм Алексея Германа — младшего находился в производстве с 2018 года. Создателям не везло: сначала зима выдалась бесснежная, потом грянула пандемия. Хотя формально «Воздух» — блокбастер, даже высокобюджетные сцены взрывов и воздушных поединков сняты по-германовски, в атмосфере беспросветного мрака и тревожного ожидания. Для усиления эффекта присутствия художники не стали размножать самолеты на компьютере, а построили передвижную декорацию из 12 макетов истребителей. Это решение позволило режиссеру в том числе выстраивать между самолетами мизансцены.