Нескладная история: почему «Ёлки 11» больше похожи на долгий социальный рекламный ролик, чем на фильм

В кинотеатрах идёт 11-я часть новогодней франшизы — с Дмитрием Нагиевым, Бураком Озчивитом и миниатюрными поросятками. На этот раз авторы черпают вдохновение в сказочном фольклоре, но этого оказывается недостаточно, чтобы вытянуть проект из затяжного кризиса.

Нескладная история: почему «Ёлки 11» больше похожи на долгий социальный рекламный ролик, чем на фильм
© Базелевс Продакшн, Рамблер

Дядя Юра (Дмитрий Нагиев) работает охранником в богатом коттедже. Хозяева поручили ему заботиться о мини-пиге, а он его потерял. Женщина-медик (Ирина Пегова) в одиночку воспитывает пятерых детей, и поэтому её никто не хочет брать замуж. Но вот 31 декабря у неё в квартире появляется положительный капитан дальнего плаванья (Антон Васильев), который не боится трудностей. Жаждущий карьерного роста москвич («последний богатырь» Виктор Хориняк) собирается участвовать в корпоративном хоккейном матче, чтобы изо всех сил поддаваться там своему начальнику. Внезапно к нему в гости приезжает бесцеремонный отец-сибиряк (Андрей Рожков из «Уральских пельменей») и грозит всё испортить. Девушка (дебютантка Мария Раскина) хочет поехать на закрытое новогоднее мероприятие и познакомиться там со знаменитым турецким актёром Бураком Озчивитом. Злая мачеха ей мешает, а обаятельный молодой курьер (звезда «Слова пацана» Рузиль Минекаев) помогает. Учительница на пенсии (Надежда Маркина) грустит и отказывается праздновать Новый год, потому что ни друзья, ни коллеги, ни родственники её не поздравляют. Энергичная соседка (Валентина Мазунина) берётся исправить ситуацию.

Из пяти новелл три основаны на сказочных сюжетах. История про мачеху и поездку на бал — аллюзия, естественно, на «Золушку». В новелле про многодетную мать угадываются «Белоснежка» и «Спящая красавица»: героиня большую часть времени спит, капитан выступает в амплуа принца, а пятеро детей — своего рода гномы. Сюжетная линия про Нагиева с поросёнком открыто цитирует сказку про собаку и волка, известную современному зрителю в первую очередь по мультику «Жил-был пёс».

Первоначально кино должно было называться «Ёлки сказочные», и это была какая-никакая концепция — построить фильм на сказочных сюжетах, перенесённых в нефантастическую современную реальность. Такой приём дал бы новым «Ёлкам» внятное направление, нужную интонацию и законный повод для оптимизма, а заодно оправдал бы схематичную драматургию условностью сказочного жанра. Но что-то пошло не так. Три сказочные новеллы разбавили двумя не сказочными, сшили все вместе грубой нитью, дали получившемуся подзатыльник и как есть пустили его гулять по кинотеатрам.

15 лет назад Тимур Бекмамбетов задумывал «Ёлки» как честную новогоднюю комедию, призванную хоть сколько-нибудь заменить зрителю «Иронию судьбы» и «Карнавальную ночь». Со временем эта благородная цель потерялась, франшиза всё больше стала напоминать сезонную подработку для творческой интеллигенции, и в этом отношении новые «Ёлки» не стали исключением. Дежурно-незаинтересованное отношение к проекту хорошо видно и в сценарии Петра Внукова, и в режиссуре, и в лицах актёров. Нелепые сюжетные ходы, вымученные и нескладные истории, абы как смонтированные друг с другом. Большинство артистов, включая Хориняка и Минекаева, даже не пытаются играть, и их трудно в этом винить. Надежда Маркина вроде бы не прочь что-нибудь сыграть, да нечего. Больше всех старается, кажется, Нагиев, но в его случае результат мало зависит от приложенных усилий: своего дядю Юру он мог бы изобразить и в состоянии обморока.

Кое-где заметно желание авторов исправить недостатки поздних фильмов франшизы и вернуться, так сказать, к истокам. По традиции, заданной первыми «Ёлками» и не всегда соблюдавшейся в последующих выпусках, новеллы должны быть сюжетно связаны. Сценарист Внуков хочет соответствовать этому несложному условию, но подходит к делу совсем уж формально: связующим звеном становится учительница на пенсии, а среди персонажей остальных новелл фигурируют либо её родственники, либо знакомые. Никакого значения для сюжета эта связь не имеет, кроме того, что в конце все созваниваются, чтобы покричать в телефоны поздравления.

В последние годы «Ёлки» нередко превращались в сборники скверных анекдотов, теряя необходимую для новогоднего кино теплоту. Авторы 11-й части, напротив, приглушают комизм и делают ставку на «душевность». Смешного в этой комедии, в самом деле, катастрофически мало, так что даже самому благожелательному зрителю нелегко будет найти, над чем здесь можно посмеяться. Достаточно сказать, что в качестве главной шутки преподносится русское слово «швабра», которое с акцентом произносит турецкий актер Бурак Озчивит. Что в этом смешного — бог весть, но авторы, видимо, думают иначе и вставляют эту «швабру» и в трейлер, и в сцену после титров.

Зато сентиментальности в картине — хоть ложкой ешь. Сценарий разом жмёт на все кнопки, до каких может дотянуться: тут и рождественские сиротки, и одинокие пенсионеры, и «позвоните родителям». Больше всего «Ёлки 11» действительно похожи на телевизионную социальную рекламу о том, как важно делать добро и держаться вместе. Против этого гуманистического посыла возразить, конечно, нечего. Но все-таки показывать в кинотеатрах под видом новогодней комедии невнятный и растянутый на полтора часа рекламный ролик — как ни крути, не очень добрый по отношению к зрителю поступок.

Из грязи в стразы: стоит ли смотреть фильм «Огниво»