Чем удивит зрителей фильм «Волшебник Изумрудного города. Дорога из жёлтого кирпича»
1 января в российский прокат выходит семейное фэнтези «Волшебник Изумрудного города. Дорога из жёлтого кирпича». Это новая экранизация сказки Александра Волкова, которую уже представили как первую часть будущей трилогии. «Рамблер» рассказывает, какой получилась новая интерпретация сказочной истории.
Сюжет сказки Волкова, некогда вольно переписавшего произведение американца Лаймена Фрэнка Баума, кажется, знает каждый. Режиссёр Игорь Волошин («Повелитель ветра») и авторы сценария не сильно отошли от первоисточника. Впрочем, действие в реальном мире, где живёт девочка Элли (Екатерина Червова), всё-таки перенесено в наши дни. Вместе с родителями (их сыграли Егор Корешков и Софья Лебедева) и псом Тотошкой она путешествует на автомобиле, пользуется смартфоном и серфит в интернете.
Между тем в неведомой Волшебной стране колдунья Гингема (Василина Маковцева) создаёт из подручных ингредиентов смертоносный ураган, который перемещает Элли и Тотошку из обычного мира в сказочный. В лучших традициях сказки что-то идёт не так: фургон с новоприбывшими придавливает Гингему, которая испускает дух. Теперь жители Синей страны, жевуны, освободились от гнёта колдуньи и решают избрать себе новую королеву — Элли. Такому демократическому решению не рад Урфин Джюс (Дмитрий Чеботарев), приспешник Гингемы, — он клянется жевунам, что отомстит.
Расстроенная Элли едва приходит в себя. Она ошарашена новой обстановкой и тем, что Тотошка начинает разговаривать: пёс даже вспоминает, что изначально его звали Тотонием. Девочка хочет домой, поэтому ей придётся совершить новое путешествие — к великому и ужасному Гудвину в Изумрудный город. Правда, волшебник вернёт Элли домой, если она приведёт трёх волшебных существ, которые тоже хотят исполнения заветного желания. Захватив туфельки из замка Гингемы, Элли и Тотошка отправляются в путь, не подозревая, что за волшебной обувью охотится другая злая ведьма Бастинда (Светлана Ходченкова).
Первое, что бросается в глаза при просмотре нового «Волшебника Изумрудного города», — внешняя атрибутика. Как и многие современные сказки, масштабный проект поражает ярким визуалом и выкрученным на максимум контрастом. Перебравшись из реального мира в волшебное царство, нельзя не отметить преобладание тёплых, выразительных цветов в окружающем пространстве, пёстрые костюмы, в которые облачены жевуны, и (пере)избыток компьютерной графики. Знаменитые компаньоны Элли, с которыми она знакомится по ходу действия, обретают голос и мимику (что Страшила, что Трусливый Лев) благодаря синтезу спецэффектов и компьютерной магии.
Сказать, что графика в «Волшебнике» посредственная, — ничего не сказать. Кажется, перед создателями стояла непосильная задача, с которой они откровенно не справились. Даже неприхотливый глаз обывателя может заметить мельтешение «зелёного экрана» на заднем плане. Для сказки с огромным бюджетом и непомерными амбициями (как минимум победить в новогодней битве, как максимум запустить положительный сарафан для будущей франшизы) такое отношение к визуалу можно расценивать как откровенный саботаж. У Страшилы, который разговаривает благодаря нарисованному рту, речь не совпадает с движением губ. Задерживаются реплики, которые произносит и Трусливый Лев; впрочем, разобрать, когда он в принципе что-то говорит, довольно трудно — персонаж в основном скулит и стонет.
За юмористическую составляющую в основном отвечает Тотошка. Маленький и отважный пёс неизбежно притягивает к себе зрительское внимание, напоминая то о своём полном имени (Тотоний неизбежно подталкивает к воспоминаниям о Римской империи), то о наличии конечностей (пёс нередко отлынивает от важных действий посредством фразы «У меня лапки»). Смешит «Волшебник» немного, предпочитая лишь ходить по кругу, — одни и те же юморески повторяются по несколько раз, будто сценаристам было лень написать нечто более оригинальное, чем придумали изначально.
Ещё одной проблемой «Волшебника Изумрудного города» становится повествование — оно крайне затянуто. Действий, представленных в первом фильме трилогии, кот наплакал: разворачиваются они неторопливо. Много экранного времени отдано диалогам, которые вовсе не раскрывают персонажей с разных сторон, а призваны тупо растянуть сюжет. На почти двухчасовой фильм есть всего одна зрелищная экшен-сцена, в процессе которой можно испытать что-то, отдалённо похожее на эмпатию по отношению к персонажам. Всё остальное время утекает как песок сквозь пальцы без всякого смысла и логики.
В финале «Дороги из жёлтого кирпича» Элли, Железный Дровосек, Страшила и Трусливый Лев даже не доходят до великого и ужасного Гудвина. События останавливаются бездушным титром «Продолжение следует». В лучших традициях сериалостроения авторы франшизы подвесили интригу на самом интересном месте, создав кинематографический клиффхэнгер. То же практиковал Дени Вильнев, превратив первую часть «Дюны» в масштабную экспозицию, где толком ничего не происходит. Игорь Волошин, к сожалению, далёк от зарубежного коллеги в попытке сотворить то же самое должного качества.
Ни пёстрые витражи на окнах, ни переигрывающие актёры, ни величественные крепости, будто списанные с мира «Гарри Поттера», не подталкивают к ожиданию второго фильма серии, посвящённого злой ведьме, который выйдет в 2026 году. «Волшебник Изумрудного города. Дорога из жёлтого кирпича» выглядит как сущее недоразумение, которое хочет казаться большим и величественным кино. Будто красотка из «Субстанции», которая после знакомого с детства сказочного пролога превращается в худшую версию себя.
Брауны в дремучем Перу. Что покажут зрителям в фильме «Приключения Паддингтона 3»?