Сказочный блокбастер: каким получился фильм «Финист. Первый богатырь»

Экранизации сказок стали главным трендом в российском кино. Начало буму положил фильм «Последний богатырь», который вышел на экраны в 2017 году. К 2024-му в топе кассовых картин российского проката три позиции из лидирующей десятки занимают адаптации детской литературы, возглавляемые абсолютным рекордсменом — «Чебурашкой». Продюсеры уловили запрос аудитории, и сейчас в разработке находится порядка 70 картин со сказочными сюжетами. «Финист. Первый богатырь» будет открывать новый 2025 кинотеатральный год — приквел богатырской франшизы выйдет в прокат 1 января. «Рамблер» рассказывает, каким получилось продолжение фэнтезийной саги и сможет ли оно повторить успех своих предшественников.

Сказочный блокбастер: каким получился фильм «Финист. Первый богатырь»
© Yellow, Black and White; Рамблер

Впервые с Финистом — Ясным соколом (Кирилл Зайцев) зрители познакомились в фильме «Последний богатырь: Корень зла». Во второй главе фэнтезийной франшизы первый богатырь — Финист — соревновался за внимание Василисы (Мила Сивацкая) с богатырем последним — Иваном (Виктор Хориняк), сыном Ильи Муромца. Харизматичный молодец так понравился аудитории, что после появления в заключительной части трилогии «Последний богатырь: Посланник тьмы» и сериале «Последний богатырь: Наследие» дослужился до сольного фильма.

© Yellow, Black and White

Белогорье. В поисках геройских подвигов, о которых после сложат былины, вместе с верным оруженосцем Мелёхой (Сергей Лавыгин) просторы сказочной страны бороздит Финист — Ясный сокол. В родной деревушке всё спокойно, супостатов не видать, поэтому молодец скучает без дела. Богатырскую мускулатуру приходится разминать в схватке со свинозверем — огромным кабаном с драконьими крыльями. Несмотря на внушительные размеры хряка, масштаб подвига всё еще мелковат для прославленного защитника Руси. Еще и Баба Яга (Юлия Пересильд) издевается над богатырем, подшучивая над его соперниками. Как тут не столкнуться с кризисом маскулинности?

Только в Белогорье психологов нет, да и о когнитивно-поведенческой терапии ничего не слышали. Поэтому Финист решил вернуть себе признание единственным верным способом — найти чудище, противостояния с которым испугались бравые молодцы. За непроходимыми лесами и заснеженными горами стоит башня, ставшая темницей для девы, краше которой не найти, — Златы (Кристина Строителева). Охраняет девицу от охочих до подвигов богатырей страшный монстр — не то кошка, не то змея, не то всё сразу. В попытке спасти красавицу Финист теряет зрение, а слепой богатырь — плохой богатырь. Отставка вышла драматичной. Прознав о недуге, на деревушку Финиста напало войско туземское, забрав Ясного сокола, Ягу и Мелёху с собой на чужбину.

Как и в случае с «Последним богатырем», в основе «Финиста» лежит знакомый троп о попаданце. Только теперь Белогорье сменилось жаркой восточной страной с экзотическими фруктами и верблюдами. Незрячего богатыря вместе с компанией спутников приютил Анариф (Фёдор Добронравов) — местный Илон Маск. Его дворец заполнен различными механическими приспособлениями и гаджетами, вызывающими у путников из Белогорья искреннее восхищение, граничащее с неподдельным страхом.

В программе фестиваля «Зимний» был показан фильм «ON и Она», главные роли в котором также исполнили Кирилл Зайцев и Юлия Пересильд. В фантастической драме Евгения Корчагина талантливая разработчица Ксения (Юлия Пересильд) отправилась отдыхать в Таиланд, предварительно забронировав себе роскошную виллу с встроенным искусственным интеллектом. Умный дом оказался для Ксении не райским курортом, а настоящей золотой клеткой. Довольно неожиданные и забавные переклички. Восточно-азиатские страны не приветливы для героинь Пересильд. В «ON и Она» искусственный интеллект по имени Маркус фактически взял персонажа актрисы в заложницы, в «Финисте» привыкшая полагаться на магию Яга была напугана приспособлениями Анарифа, не сулившими для нее ничего хорошего. Прогресс — дело пугающее.

© Yellow, Black and White

Анариф не верит в магию, но верит в технологии и человечество. Его изобретения способны заменить волшебников и волшебниц. Зачем поклоняться Яге, если вызывать дождь больше не нужно, можно воспользоваться водопроводом. Исследовательский интерес изобретателя не ограничивается лишь разработкой опережающих свое время гаджетов. Он жаждет узнать саму природу магического зла. Тем более местное поселение уже давно терроризирует заморское чудище, то самое, которое ослепило Финиста. Вооружившись усовершенствованной булавой и модными очками, возвращающими зрение, Ясный сокол отправился брать реванш — рано богатыря списали со счетов.

Производством «Финиста» занималась ответственная за всю франшизу студия Yellow, Black and White, а режиссером выступил Дмитрий Дьяченко, ранее поставивший не только все фильмы богатырской саги, но и «Чебурашку». Помимо постановщика, в Белогорье вернулась и вся команда сценаристов серии, поэтому фанаты сказочной вселенной могут быть спокойны: «Финист. Первый богатырь» — достойное продолжение полюбившейся саги. Озорство и ребячество героев всё еще смешит не только самых маленьких зрителей, но и их родителей. Ведь ситуации, в которые попадают персонажи, знакомы не только обитателям сказочного Белогорья. А, чтобы стать героем, не обязательно обладать богатырской силой. Настоящие подвиги совершаются не вопреки, а благодаря. Со временем это осознал даже горделивый и самовлюбленный Финист, прозревший как буквально, так и метафорически. С верными друзьями всё нипочем, даже чудище когтистое.

Впечатляет «Финист. Первый богатырь» еще и технической составляющей: масштабные экшен-сцены выглядят эпично, красочные пейзажи песчаных дюн — часть съемок прошла в Казахстане, поэтому всё снимали на натуре, — завораживают. А яркая анимационная вставка в начале фильма — отвечала за эпизод студия «Союзмультфильм» — демонстрирует безграничный потенциал фэнтезийной саги и на территории мультипликации.

© Yellow, Black and White

Но «Финист. Первый богатырь» страдает тем же недугом, что и большинство приквелов культовых франшиз: судьбе героя не получается сопереживать. Арка о самовлюбленном богатыре, потерявшем зрение из-за собственной гордыни и чрезмерных амбиций, отсылает к древнегреческим трагедиям. Но даже античный пласт не в силах внести в историю хоть толику интриги. О судьбе молодца в доспехах все известно еще задолго до финала ленты.

Все-таки ругать «Финиста» не хочется. Богатырь вернулся на большие экраны, чтобы согреть аудиторию морозными зимними вечерами. Если зрителям и нужны сказки, то лучшего времени, чем новогодние каникулы, для этого не подобрать. На премьере картины продюсеры говорили о потенциальной трилогии про Ясного сокола. Хватит ли создателям после четырех фильмов и сериала сказочного задора и ребячества еще на два продолжения, пока неизвестно. Но финал «Финиста» открыто намекает на скорое возвращение защитника в доспехах. А там, кто знает, может, и до Святогора и Микулы Селяниновича очередь дойдет.

Чем удивит зрителей фильм «Волшебник Изумрудного города. Дорога из жёлтого кирпича»