Смешное, страшное, вечное: 10 небанальных новогодних фильмов
«Один дома», «Реальная любовь», «Отпуск по обмену» — универсальное новогоднее кино на все случаи жизни. Но что делать, если эффект Кевина Маккаллистера больше на вас не действует? Возможно, настало время найти для себя что-то новое. «Рамблер» отобрал фильмы на длинные новогодние праздники для тех, кто хочет расслабиться, посмеяться, хорошо провести время или получить острые эмоции.
Для тех, кто хочет испугаться
«Крампус»
«Крампус» от режиссера Майкла Догерти («Возвращение Супермена») совмещает элементы актуального нынче фолк-хоррора и сатирической комедии. В центре сюжета — типичная американская семья (Адам Скотт, Тони Коллетт, Эмджей Энтони, Стефания Оуэн), члены которой искренне ненавидят друг друга. Приближающийся сочельник не особо меняет ситуацию. В доме такая же напряженная обстановка, которая убивает любое ощущение праздника. Неудивительно, что вместо румяного Санта-Клауса к главным героям приходит его злобный рогатый брат Крампус — жуткое существо из австро-баварского фольклора. Как и подобает всем сказочным бабайкам, Крампус руководствуется исключительно нравственными мотивами, пусть и не гнушается старого доброго ультранасилия.
«Кто не спрятался»
«Кто не спрятался…» Дженн Уэкслер — живое доказательство того, что слэшер (поджанр фильмов ужасов, для которого характерно наличие убийцы-психопата) всё еще способен удивить. Особенно под Рождество. Действие фильма разворачивается в начале 1970-х годов, во времена расцвета «сатанинской паники» и маньяков. Главные героини — две студентки школы-интерната Блэквейл, которые не уезжают к родителям на каникулы. Вместе с молодой учительницей (Хлоя Ливайн) девочки послушно коротают время за ужином с индейкой и картофельным пюре. Степенную тишину праздника нарушают четверо незнакомцев (Оливия Уэлш, Мена Массуд, Дерек Джонс, Лорен Питре). Под невинным предлогом они пробираются в стены учебного заведения и берут всех в заложники. Цель у разбойников не самая очевидная — они хотят призвать демона, который обитает в школе уже несколько сотен лет. «Кто не спрятался…» делает аккуратный реверанс в сторону знаковых представителей жанра: «Последнего дома слева» и «Черного Рождества», но больше всего заимствует у популярной новогодней комедии «Один дома», то и дело меняя жертв и агрессоров местами.
Для тех, кто хочет посмеяться
«200 сигарет»
«200 сигарет» — редкое голливудское кино, сюжет которого разворачивается в канун Нового года, а не Рождества. Готовясь ко встрече нового 1982 года Моника (Марта Плимптон) в поте лица готовит грандиозную вечеринку, на которую никто не приходит вовремя. Бывший парень Моники Эрик (Брайан Маккарди) застревает в экзистенциальном кризисе, ее кузина Вэл (Кристина Риччи) вместе с подругой Стэфи (Габи Хоффманн) теряются в пути и случайно знакомятся с двумя панками (Кейси Аффлек и Гильермо Диас), ее подруга Синди (Кейт Хадсон) неумело пытается закадрить холостяка Джека (Джей Мор), а приятельница Люси (Кортни Лав) ловит себя на внезапном влечении к лучшему другу Кевину (Пол Радд), который только что расстался с девушкой. По иронии судьбы каждый из гостей добирается до Моники с помощью одного и того же таксиста (Дейв Шаппелл), который остается единственным трезвым человеком в этом предновогоднем хаосе.
«Рождество»
Более современный вариант праздничной комедии от создателей «Суперперцев» и «Апокалипсиса по-голливудски» Сета Рогена и Эвана Голдберга. Творческий дуэт всегда отличался высоким градусом юмора и особой любовью к подтекстам 18+, «Рождество» — не исключение. Главные герои фильма — трое лучших друзей (Сет Роген, Джозеф Гордон-Левитт и Энтони Маки), которые каждый год 25 декабря собираются вместе, чтобы натворить глупостей и устроить блэкаут. Как это часто бывает, с возрастом тяга к приключениям и сумасбродству уступает обычному человеческому стремлению к комфорту. Свое последнее «холостяцкое» Рождество друзья отмечают с особым размахом, в лучших традициях «Мальчишника в Вегасе» — в алкогольном угаре, галлюциногенном бреду и с невероятной привязанностью друг к другу.
Для тех, кто ищет комфорт
«Маленькие женщины» (1994 год)
Каждая экранизация «Маленьких женщин» Луизы Мэй Олкотт ассоциируется с конкретным временем года. Новая, осовремененная версия романа от режиссера «Барби» Греты Гервиг отсылает к осени, одноименный мини-сериал телекомпании BBC — к весне. Двухчасовую адаптацию Джиллиан Армстронг с Кирстен Данст, Вайноной Райдер, Кристианом Бэйлом, Клэр Дэйнс и Сьюзен Сарандон хочется смотреть именно в зимнее время, а точнее — под Новый год. Это уютное, бесконечно доброе кино, продвигающее базовые семейные ценности: любовь и уважение друг к другу, честность и взаимопонимание, а также искреннюю веру в чудеса. Фильм рассказывает о взрослении четырех сестер Марч — Мег, Джо, Бет и Эми — во времена Гражданской войны в США. Каждая из девушек обладает уникальным характером и интересами, которые определяют ее личность и дальнейший жизненный выбор.
«Неспящие в Сиэтле»
«Неспящих в Сиэтле» Норы Эфрон нечасто увидишь в традиционных топах новогодних фильмов, что не совсем справедливо, ведь основной сюжет разворачивается под Рождество. Как и большинство романтических комедий 90-х годов, «Неспящие в Сиэтле» обладают особой магией быстро и неизбежно влюблять в себя. В фильме много простого, бытового чуда, которое не так уж часто встречается в обычной жизни. Главный герой — вдовец и отец-одиночка Сэм Болдуин (Том Хэнкс) — тяжело переживает уход любимой супруги, что не замечает собственного восьмилетнего сына Джона (Росс Мэлинджер). В период зимних праздников мальчик звонит на радио и просит ведущего найти для отца новую любящую и заботливую жену. На его призыв внезапно (даже для самой себя) откликается Энни (Мег Райан), без пяти минут замужняя молодая женщина, живущая на другом конце страны.
Для тех, кто ищет что-то новое
«Оставленные»
Несмотря на неприятный осадок из-за скандала с плагиатом сценария, «Оставленные» Александра Пэйна — образцовое рождественское кино, которое обречено со временем стать классикой. Действие фильма разворачивается в начале 1970-х годов, в школе-интернате в Новой Англии. Небольшая группа учеников во главе с преподавателем древней истории Полом Ханнэмом (Пол Джаматти) остается в кампусе на новогодние каникулы. Из компании особенно выбивается Ангус Талли (Доминик Сесса) — проблемный, но сообразительный старшеклассник, которого то и дело тянет на неприятности. Несмотря на мерцающие елки и яркие огни в кадре, «Оставленные» — кино скорее грустное, чем доброе, с легким флером одиночества, которое особенно остро ощущаешь в традиционные семейные праздники. Впрочем, Пэйн не уходит в откровенную хтонь, даря зрителям маленькую надежду на лучшее будущее для своих персонажей.
«Ручная кладь»
Идеальный вариант для тех, кому надоело пересматривать все части «Крепкого орешка». Новый нетфликсовский боевик «Ручная кладь» заимствует хрестоматийный сюжет про террористов и одиночку-героя, но переносит его в совершенно иные реалии. Главный герой фильма — сотрудник аэропорта Итан Копек (Тэрон Эджертон), который три года не может выбить у руководства повышение. В последнюю неделю старого года Итан, как и многие из нас, решается на большие перемены в жизни и просит поставить его работать на досмотре. Именно в этот день в аэропорт проникает террорист (Джейсон Бейтман), который собирается провезти через таможню нервно-паралитический газ, и только Итан может его остановить. В отличие от Джона Макклейна (Брюс Уиллис), Итан Копек не обладает навыками рукопашного боя, да и оружие в руках держит крайне неуверенно. «Ручная кладь» — динамичное кино об обретении мужественности, в котором каждый так или иначе сможет узнать себя.
Для тех, кто ищет что-то внезапное
«Ирония судьбы в Голливуде»
«Ирония судьбы в Голливуде» предлагает ровно то, о чем заявляет в названии. Это голливудский ремейк легендарного советского фильма Эльдара Рязанова о Москве и Ленинграде, случайных совпадениях и дружеских посиделках в бане. Режиссером фильма выступил Марюс Вайсберг («Бабушка легкого поведения», «8 свиданий»), в главных ролях — Эмма Робертс и Томас Манн. Сюжетная канва оригинальной новогодней комедии в голливудской «Иронии судьбы» едва угадывается, а все совпадения кажутся случайными. В центре сюжета — риелтор Марго Хейс и адвокат Гриффин Рид, которые живут в удивительно похожих домах в Бостоне. В канун Нового года оба пытаются выйти на новый этап отношений со вторыми половинками, увы — безуспешно. Опьяненный депрессией и алкоголем Гриффин случайно оказывается в доме ничего не подозревающей Марго. Естественно, без визитов шумных подруг и ревнивого бойфренда здесь не обходится.