Гэри Олдман: «Соглашался на съемки только ради денег»

Актёр в эксклюзивном интервью «Рамблеру» рассказал о своей новой роли в фильме итальянского режиссёра Паоло Соррентино «Партенопа».

Гэри Олдман: «Соглашался на съемки только ради денег»
© Li Ying/globallookpress.com, Рамблер

В российский прокат вышел фильм «Партенопа», премьера которого состоялась на 77-м Каннском кинофестивале в мае. Это история о прекрасной неаполитанке Партенопе, которая изучает антропологию, вспоминает детство в древнем городе, анализирует свои отношения с мужчинами. Одну из ролей в картине сыграл Гэри Олдман — звезда фильмов «Дракула» (1992), «Тёмный рыцарь» (2008), «Трасса 60» (2001), «Гарри Поттер» (2004) и др. В новой картине актёр перевоплотился в писателя Джона Чивера, которым по сюжету восхищается Партенопа.

Автору «Рамблера» Анне Нехаевой актер рассказал о том, каково играть реальных людей, сниматься у режиссеров Кристофера Нолана и Дэвида Финчера, и как изменилась его жизнь после отказа от алкоголя. Интервью проводилось на 77 Каннском фестивале при поддержке британского производителя и дистрибьютора кино и телевизионных передач Fremantle.

— Судя по вашей фильмографии, вы любите играть реальных людей — начиная с одной из ваших первых картин, «Сид и Нэнси» 1986 года, в которой вы стали бас-гитаристом британской панк-рок-группы Sex Pistols. Какую ответственность вы несёте, перевоплощаясь в таких персонажей?

— Стыдно признаться, но я долгое время думал, что британский агент МИ-6 Джордж Смайли, о котором в своих шпионских романах писал Джон Ле Карре, был реальным человеком. Актёр Алек Гиннес сделал этого персонажа максимально реалистичным в фильме «Шпион, выйди вон!» 1979 года (Олдман сыграл этого же героя в одноимённой картине 2011 года — прим. ред. «Рамблер»).

Конечно, актёр несёт ответственность за достоверность, когда играет реальных людей. Для меня особенно волнительно было играть самого известного британского политика и джентльмена в мире Уинстона Черчилля в фильме «Тёмные времена». Но с Джоном Чивером в «Партенопе» было несколько иначе.

Я читал рассказ Чивера «Пловец» много лет назад. Но не сказал бы, что много знал об этом писателе до съёмок. Чтобы подготовиться к роли, посмотрел несколько интервью с писателем, но по большей части ориентировался на то, каким персонажа представлял себе режиссёр и как он хотел, чтобы я его показал. В нашей интерпретации Чивер — меланхоличный подвыпивший романтик, переизобретённый Соррентино. Те реплики, которые произносит мой герой в кадре, придуманы режиссером, это не реальные цитаты Чивера.

Поэтому я чувствовал себя в определённом смысле в безопасности — это не байопик о писателе, не надо было волноваться о достоверности. Фильм — не про отношения Чивера и Партенопе. Наоборот, мой герой — один из маленьких «винтиков» этого кинополотна.

© Perfect World Pictures

Гэри Олдман в фильме «Тёмные времена» (2017)

— Как получилось, что вы попали в проект Соррентино?

— Я обожаю его фильмы. Несмотря на то количество контента, который нас сейчас окружает, лично для меня каждый новый проект Соррентино — событие, которого я с нетерпением жду.

Как-то один журналист спросил меня: «Вы работали с такими режиссерами, как Оливер Стоун, Кристофер Нолан, Дэвид Финчер, но есть ли кто-то, у кого бы вы очень хотели сняться?» Я назвал ему имя Паоло Соррентино. Об этом интервью узнал сам Соррентино, где-то достал мой e-mail и написал мне. В письме он сказал, что является моим поклонником и слышал, что я тоже ценю его творчество. А еще, что готовит новый проект и у него есть роль для меня, правда, небольшая. Я был в восторге. После того как пришёл в себя, ответил: «Для тебя я готов сыграть даже тень на стене».

— Одна ваша киномечта исполнилась. Но также вы неоднократно говорили, как важно для вас снимать фильмы самому. Есть ли планы в этом направлении?

— После первого фильма в качестве режиссёра (драма «Не глотать», которая получила приз за лучшую женскую роль на Каннском кинофестивале в 1997 году — прим. ред. «Рамблер») я три года разрабатывал проект по книге американского писателя Даррина Штрауса «Чанг и Энг» о самых известных сиамских близнецах, но не сложилось.

Сейчас моя режиссёрская мечта — сделать фильм «Летающая лошадь», сюжет посвящен Эдварду Мейбриджу (фотограф-новатор XIX века, первый, кто сделал серию мгновенных снимков, позволивших рассмотреть несущихся галопом лошадей — прим. ред. «Рамблер»). У меня готов сценарий, он лежит уже 11 лет, но пока я так и не смог начать снимать его.

Это историческая драма, и я представляю, сколько она потребует денег. Чтобы сделать её качественно, нужно около 14–16 миллионов долларов, но на данный момент такой суммы у меня нет. Так что я лучше вообще не сниму картину, чем сделаю её не так, как следует.

— Значит ли это, что вы планируете переключиться с актёрства на режиссуру?

— Я бы так не сказал. Я рад, что у меня есть актёрская карьера, которая занимает основное время и приносит мне деньги.

В кинопроизводстве есть множество нюансов. Например, режиссёры иногда могут быть слишком отчаянными в попытке снять фильм. Я участвовал в проектах, в которых уже во время съёмок сокращали бюджет и съёмочные дни, в итоге приходилось убирать страницы сценария, чтобы успеть всё снять. Я не хочу так работать. Вернее, я могу работать в таких условиях как актёр и получить гораздо больший гонорар. Но не хочу два года снимать картину в качестве режиссёра, чтобы потом перед премьерой стоять за кулисами и думать зачем я ввязался в эту авантюру.

— Один из недавних ваших громких проектов — сериал Apple TV+ «Медленные лошади» в жанре шпионского триллера, который снят по мотивам серии книг «Слау-башня» британского писателя Мика Херрона. Кто для вас Джексон Лэмб, которого вы играете?

— Он — моя пенсия (смеётся). Мне повезло, что я смог получить эту роль. Судите сами — мне 66 лет, у меня есть успешный проект с увлекательным сюжетом, отличной командой. Сейчас мы работаем над пятым сезоном. И, скажу по секрету, уже думаем о шестом. А книг, которые легли в основу сюжета этого проекта, девять.

Мне действительно нравится это шоу. Пока Apple TV+ будет продолжать съёмки, платить гонорары, у нас будет заинтересованная аудитория, я буду снимать в этом проекте.

— Другая ваша роль, основанная на герое серии книг о «Гарри Поттере» Джоан Роулинг, — крёстный юного волшебника Сириус Блэк. Ещё один киноперсонаж, ставший легендарным.

— В одном из интервью я сказал, что мало что знал о Сириусе до съёмок, прочитал только одну книгу и сейчас сыграл бы его иначе. Но мои слова неверно истолковали, многие возмущались, как на роль можно было утвердить актёра, ничего не знавшего о своём герое.

Хотел бы я прочитать все книги серии перед съёмками, чтобы понимать, как будет развиваться мой герой. Но на момент моей работы в третьей части фильма «Гарри Поттер и узник Азкабана» издали далеко не все книги, съёмки проходили в строжайшей секретности.

© Warner Bros. Pictures

Гэри Олдман в фильме «Гарри Поттер и узник Азкабана» (2004)

— Несмотря на то что вы критично относитесь к своей актёрской игре, в жизни вы выглядите довольным собой. Так ли это на самом деле?

— Я абсолютно счастлив. Я не пью уже 27 с половиной лет, для меня это огромный срок. Отказ от алкоголя кардинально изменил мою жизнь. Мне повезло, что моя семья очень поддерживает меня. Я больше не тот угрюмый выпивоха-одиночка, который путешествует с одним чемоданом и проводит всё время в отелях в обнимку с мини-баром. Период алкогольной зависимости был очень мрачным. Но сейчас у меня замечательная жена, мы много путешествуем вместе с нашими детьми. Это многое для меня значит.

— Повлиял ли отказ от спиртного на то, как вы выбираете роли?

— При выборе нового проекта я всегда старался обращать внимание на сценарий и режиссёра, с которым предстоит работать. По моему мнению, это две самые главные вещи в любой картине. Потому что уверен: актёру очень сложно сохранить достоинство. А я делал много актёрских ошибок и совершал поступки, которыми не горжусь.

Но в непростые периоды моей жизни приходилось говорить «да» проектам, в которых в другой ситуации я бы отказался сниматься. Нужно было оплачивать счета и школу детей. Я не скрывал, что соглашался на участие только ради денег. Все, даже самые лучшие артисты снимались в бестолковых картинах. Публика скора на суждения, зрители мгновенно могут сказать: «В каком кошмаре он снялся, что он тут делает?» Но я никого не осуждаю.

— Участием в каком фильме в качестве актёра вы особенно дорожите?

— Ролью Уинстона Черчилля в фильме «Тёмные времена» режиссера Джо Райта. Я отказывался несколько раз, но моя жена убедила меня согласиться. Она мне сказала: «Этот проект станет великим или ты позднее будешь вспоминать, что ты был на той площадке, произносил великие слова великого человека».

Энтони Хопкинс однажды спросил меня, знаю ли я самую короткую молитву в мире? Я ответил отрицательно, и Энтони просветил меня, что она звучит так: «Да пошли они все!»

Так что я согласился на роль Черчилля и решил, что, если фильм не удастся, да пошли они все!

— Чьё восхищение, мнение важно для вас?

— Отвечу от противного. Я снимался у режиссёра Ролана Жоффе с Деми Мур в фильме «Алая буква», который вышел в 1995 году. Это был очень непростой, депрессивный период моей жизни. В перерывах между съёмками я выпивал, что было довольно деструктивно по отношению к себе. Откровенно говоря, я совершенно не помню, как снимался в картине. Знаю только, что я был на площадке, — и то только потому, что я присутствую на экране, картина есть в моей фильмографии.

Однажды я выпил в обеденном перерыве и после должен был участвовать в ответственной сцене. На следующий день мне было ужасно стыдно, я подошёл к Деми, извинился и сказал, что вёл себя непрофессионально. Она ответила: «Всё в порядке, но я очень разочарована».

Этот случай сильно повлиял на меня. Думаю, самая ужасная вещь — разочарование. Поэтому стараюсь работать так, чтобы самому не было стыдно.

— В вашем послужном списке, помимо Черчилля, есть ещё одна известная реальная фигура. Это президент Гарри Трумэн, которого вы сыграли у Кристофера Нолана в «Оппенгеймере».

— Да, я был приятно удивлён, что Кристофер до сих пор помнит меня, — с момента нашего сотрудничества в «Тёмном рыцаре» прошло почти 11 лет!

Крис позвонил моему агенту и предложил роль Трумэна. Он спросил, не хочу ли я приехать на площадку на один день, чтобы сыграть этого персонажа.

Я удивился — неужели возможно отснять все сцены с таким героем за один день. Но для Нолана нет ничего невозможного — он приходит на площадку и уже знает, что хочет получить по итогу. Он обычно снимает сцену за один-два дубля и двигается дальше. А у Дэвида Финчера другой подход к работе. Он способен делать по 70 дублей только одной сцены.

© Universal Pictures

Гэри Олдман в фильме «Оппенгеймер» (2023)

— Создаётся впечатление, что роли сами легко находят вас, вы не гоняетесь за ними.

— Верно, я не охочусь за ролями. Такое было только однажды, с фильмом «Ганнибал» Ридли Скотта. Я узнал, что в киноистории будет показана единственная выжившая жертва Ганнибала, миллионер Мейсон Верджер. Тогда я сам позвонил Ридли, спросил, не нашёл ли он кого-то на эту роль, и признался, что был бы рад попасть в картину.

Но что касается остальных ролей — авторы фильмов сами обращались ко мне, или я где-то говорил, что хочу поработать с определённым режиссёром, и он связывался со мной, как было в случае с «Партенопой».

Кроме того, у меня никогда не было роли мечты. Того же Дракулы не было в моем «вишлисте». Но когда я узнал, что режиссёр Фрэнсис Форд Коппола будет делать проект, то понял, что это будет нечто грандиозное. Фрэнсис обязательно иначе покажет эту историю, фильм не станет очередным избитым хоррором с кучей клише.

Порой я отказывался от ролей, которые становились культовыми или за которые актёры получали премию «Оскар». Но если бы я взялся за те проекты, совсем не факт, что заслужил бы «золотого рыцаря». Это были бы совершенно другие фильмы. Я не «режиссировал» свою карьеру. Просто выбираю то, что мне нравится.

Джеки Чан: «Играть в картине самого себя — необычный опыт»