Фильм «Последний ронин»: постапокалиптический боевик от режиссёра клипов Лолиты и Элджея
В российском прокате идёт постапокалиптический фильм «Последний ронин» — полнометражный дебют клипмейкера Макса Шишкина, который снимал клипы для Лолиты, Элджея, Ивана Дорна и других артистов. Главную роль в картине исполнил Юрий Колокольников. «Рамблер» рассказывает о сильных и слабых сторонах российского боевика.
В постапокалиптическом мире не осталось государств. Одна только пустошь с каньонами, скалистыми горами и редкими центрами цивилизации. Общество разделилось на кланы и живёт по законам выжженных земель. Единственной валютой в новом мире стали патроны, ценность которых зависит от калибра оружия.
Передвигаться в одиночку между выжженными пустошами опасно: там орудуют охотники-одиночки и банды мародёров. Но героя Юрия Колокольникова это мало волнует. Он обладатель катаны и незаряженного пистолета, в прошлом перешел дорогу многим и теперь обречен вечно скрываться от неприятелей. По дороге он встречает девушку Марию (Диана Енакаева), которая просит сопроводить её до Стены. Её цель — отомстить тому, кто разрушил её детство и заставил пережить все ужасы сурового времени.
Диана Енакаева
Режиссёры, которые перешли от видеоклипов к работе над полнометражными фильмами, — не редкое явление. Есть много примеров, причем успешных, среди них — Антон Корбейн, Мишель Гондри, Джонатан Глейзера. Но Шишкин не встаёт с ними в один ряд. Его творческий подход больше напоминает стиль Квентина Тарантино. Забавно, что оба режиссёра в своё время работали в видеопрокате, где и получили «кинообразование». Только между ними есть принципиальная разница: фильмы Тарантино, сколько бы в них ни было отсылок, всегда остаются оригинальными — тарантиновскими. Тогда как «Последний ронин» Шишкина больше напоминает вторичную переработку, из которой не получить ни сырья, ни энергии.
Сценарий у фильма оригинальный, но сюжет не новый: брутальный антигерой-одиночка соглашается помочь девочке и начинает испытывать к ней отцовские чувства. Среди них — стычки с враждебными бандами, побег из плена культистов-каннибалов и тайная вылазка на заброшенный завод, охраняемый роботами. Насмотренный зритель в картине Шишкина сразу узнает фильмы «Дорога», «Искатели», «Шестиструнный самурай», «Книга Илая», а настоящий синефил справедливо увидит в «Ронине» ещё и влияние нишевого эксплуатационного кино 70-х и 80-х годов (жанровые фильмы, эксплуатирующие какую-либо популярную тему в целях быстрого заработка — прим. ред. «Рамблер»).
Заимствованные сюжет и образы не находят собственного драматургического каркаса. «Последний ронин» разваливается из-за бедных, машинных диалогов, подходящих под любую постапокалиптическую историю, герои которой хотят отомстить своим обидчикам. Создаётся ощущение, что режиссёр решил отщипнуть понемногу от каждого нашумевшего западного боевика, будь то фильм «Безумный Макс» или сериал «Один из нас».
Юрий Колокольников
Фактурному Колокольникову совершенно не идёт образ самурая. Его японская бородка выглядит непреднамеренно пародийно. А цитирование мема про «путника, у которого нет цели, а есть только путь», вызвало нервный смешок в кинозале. Сцены с главным антагонистом Королем (Даниил Воробьёв), который одновременно собрал образы Кощея и безумного короля из рода Таргариенов, разбавляют серьезный и утомительный фильм. Но длиться это недолго, Шишкин быстро возвращает повествование фильма к былой строгости.
Музыкальное сопровождение подобрано под стать апокалиптической картине. Больше всего зрителям запомнится электронный саундтрек, который написал инди-музыкант Mimiko. У Шишкина, как клипмейкера, есть музыкальное чутьё, какую мелодию в какой момент нужно дать. Например, однорукий слуга Короля умудряется включать забористый электронный трек с магнитофона в неподходящие моменты. Это одна из немногих сцен, которая выглядит забавно в хорошем смысле этого слова.
Даниил Воробьёв
Что касается визуала, то режиссёр переусердствовал со стилизацией — на протяжении всего фильма зрителя не покидает ощущение, что перед ним рекламный ролик видеоигры. Камера старается быть слишком виртуозной, из-за чего проделывает бессмысленные кульбиты и сбивается с ритма. Впрочем, для дебютанта, которому хочется громко заявить о себе, это не такая уж и редкая ошибка.
Пожалуй, лучшая сцена в «Последнем ронине» — ночная бойня с каннибалами-фанатиками. Здесь искусственность фильма становится его преимуществом: происходящее на экране выглядит более жутким, а отстукивающий бит и съёмка в один монтажный кадр усиливают напряжение. Очевидно, на таких коротких отрезках Шишкин чувствует себя увереннее. Но для полнометражного фильма этого явно недостаточно. В итоге «Последний ронин» выглядит как ожившая детская фантазия большого любителя поп-культуры. Местами зрелищно, но не более того.
Бойтесь своих желаний: каким получился сериал «Министерство Всего Хорошего»