Фильм «Василий» с Александром Петровым: почему криминальная комедия не удалась

В прокат вышла полнометражная картина «Василий», в которой актёр Александр Петров исполнил сразу две роли — братьев-близнецов. Картину частично снимали в Мексике. Зрителям обещали представить бодрую авантюрную комедию, но в итоге получился путанный и нравоучительный рассказ о том, что надо любить близких.

Фильм «Василий» с Александром Петровым: почему криминальная комедия не удалась
© Кинокомпания «Водород»; Art Pictures Studio; НМГ; Плюс Студия; Рамблер

История двух близнецов

Близнецы Вася и Коля росли в детском доме в посёлке Ковылкино. Вася был добрым и хорошим, а Коля уже в нежном возрасте проявлял себя как отменный гад. Когда положительного Васю решила усыновить американская семья, злой близнец запер брата в раздевалке, выдал себя за него и уехал за границу. В новой семье Колю стали звать на иностранный манер Бэзилом.

Много лет спустя настоящий Василий по-прежнему живёт в Ковылкино и работает учителем ОБЖ в родном детдоме. А Коля-Бэзил ведёт насыщенную криминальную жизнь в Мексике. Он попадает в опасную передрягу с участием полиции и наркокартеля. Чтобы выбраться из неприятностей, злой близнец решает провернуть старый трюк. Он приглашает к себе в гости в Мексику настоящего Василия, а сам крадёт его документы и сбегает в Россию.

Теперь учителю ОБЖ вместо брата придётся разобраться с местными бандитами и выяснить отношения с его чрезмерно эмоциональной подругой Бонитой (Барбара де Рехиль), которая, как выясняется, успела родить от Бэзила кучу детей.

В аннотации к фильму завязка выглядит обнадеживающе.

© Кинокомпания «Водород»; Art Pictures Studio; НМГ; Плюс Студия

Формула не сработала

Сюжетные формулы «не тот человек» и «их поменяли местами», приём «обычный персонаж в необычных обстоятельствах», столкновение национальных менталитетов и конфликт темпераментов. Плюс заявленная в самом начале авантюрно-криминальная интрига и красочный мексиканский колорит — живописные трущобы, наркобароны, пустыни с кактусами и усатые бандиты, размахивающие пушками.

Словом, из этого вполне могла бы получиться недурная приключенческая комедия ошибок. Рецепт такого зрелища хорошо известен, ингредиенты — вот они, бери и делай. Тем удивительнее растерянность, которую демонстрирует команда из трёх сценаристов (один из которых, к слову, Андрей Золотарёв, работавший над серией фильмов «Лёд» и сериалом «Слово пацана»), когда им нужно сложить детальки конструктора во внятную и нескучную историю.

Возможно, авторы полагали, что идея поместить простофилю из российской глубинки в экзотический мексиканский контекст сама по себе настолько хороша, что больше и изобретать ничего не нужно. Но всё-таки стоило придумать, чем же настоящий Василий будет заниматься в Мексике, потому что он там слоняется без дела. Всю дорогу они с Бонитой просто кричат друг на друга, потом перемещаются из одной локации в другую и снова кричат. Поскольку за ними охотятся бандиты, то пару раз герои от них убегают максимально неинтересным способом: «вон бандиты, скорее бежим, монтажная склейка, фух, убежали». Можно снова покричать друг на друга.

Экшен, погони, драки? Об этом стоит забыть. Напряжённых моментов в картине тоже не наблюдается. В сцене, где Василий прячется с маленькой девочкой от преследователей, есть намек на саспенс, но заканчивается она, прежде чем зритель успеет ощутить что-то похожее на тревогу.

Этот эпизод, как и многие другие, возможно, удался бы лучше, но всё портит торопливо-дерганая манера повествования. Видимо, режиссёр Дмитрий Литвиненко пытался подражать стилю раннего Гая Ричи, но ничего хорошего из этого не вышло.

Многое в «Василии» заявлено и не реализовано. В начале зрителю дают понять, что Василий — хороший учитель ОБЖ, который умеет вязать узлы, маскироваться на местности и выживать в дикой природе, так что ожидаешь, что он будет использовать свои навыки в мексиканских приключениях. Но к этой теме фильм больше не возвращается.

© Кинокомпания «Водород»; Art Pictures Studio; НМГ; Плюс Студия

Избыточно сентиментален

Драматургической пружиной рассказа по идее должно стать противопоставление двух братьев — таких похожих внешне и разных внутри. Это ставит перед Александром Петровым интересную актёрскую задачу — сыграть два противоположных характера, но он её проваливает. Вася и Бэзил по-разному причёсаны (спасибо гримерам) и по-разному себя ведут (в соответствии со сценарием), но, как ни всматривайся, на экране перед зрителями всё равно один и тот же человек.

По всем жанровым признакам перед нами комедия, но смешного в фильме исчезающе мало. Шутка про то, что Василий оказывается мнимым отцом кучи детей, исчерпывает себя ещё до того, как зрителям заканчивают представлять этих детей. В целом весь юмор сводится к крикам «я не Бэзил, я Вася!» и к прозвищу Хугарден, которым по неочевидной фонетической ассоциации герой наделяет старшего сына Бониты Эдуардо.

Ближе к концу «Василий», оставив попытки казаться комедией, вдруг становится избыточно сентиментален. Проникновенные речи, благородные поступки, слёзы на глазах. История с матерью близнецов. Всё это и впрямь могло бы тронуть, если бы хоть немного вытекало из логики сюжета и характеров.

© Кинокомпания «Водород»; Art Pictures Studio; НМГ; Плюс Студия

Но в «Василии», увы, нет ни того ни другого, отчего любые сюжетные повороты кажутся одинаково вероятными и в равной мере искусственными. В финале мог бы произойти зомби-апокалипсис, братья могли бы улететь на Марс, Василий мог бы оказаться королем Испании и пойти войной на Колю, который оказался бы королем Норвегии. Любой из этих вариантов был бы не менее убедительным, чем реальная концовка «Василия», и, что совсем печально, любой из них был бы интереснее.

Деревня холопа и крепость викинга: пять мест для прогулок, где снимались любимые фильмы