«Присутствие»: кого напугает ужастик Стивена Содерберга, снятый от лица призрака
В российском прокате идет концептуальный хоррор американского режиссёра Стивена Содерберга «Присутствие».
Премьера фильма состоялась на американском фестивале независимого кино «Сандэнс» в прошлом году. Целый год картину ждали не только поклонники творчества автора-экспериментатора, но и любители необычных ужасов. События фильма развиваются в одном доме и показаны от лица привидения, которого беспокоят новые жильцы дома. «Рамблер» объясняет, почему «Присутствие» в большей степени не хоррор, а психологическая драма об утрате.
Семья — мама Ребекка (Люси Лью), папа Крис (Крис Салливан) и дети-старшеклассники Тайлер (Эдди Мэдэй) и Хлоя (Каллина Лян) — переезжают в новый просторный дом в престижном пригороде. Деловая мама вечно то пропадает на работе, то разговаривает о делах по телефону. Кажется, она затеяла не очень законную, но прибыльную сделку, но деталей зритель не узнает. Тайлер занимается плаванием и побеждает на юниорских турнирах, впереди успешная спортивная карьера.
Мама гордится сыном и почти не обращает внимания на дочь Хлою, которая тяжело переживает недавнюю смерть своей подруги от передозировки наркотиками. Крис хочет поговорить с дочерью и поддержать её, но никак не может найти правильных слов. Хлоя раньше всех понимает, что семья в доме не одна. Школьница замечает, как невидимое существо перемещает её вещи. Приглашённая ясновидящая предсказывает беду.
Стивен Содерберг — один из самых неординарных и непредсказуемых авторов современного кино. В 1989 году 26-летний американец дебютировал с фильмом «Секс, ложь и видео» на Каннском фестивале. Тогда он взял «Золотую пальмовую ветвь» за лучшую режиссёрскую работу, стал самым молодым в истории обладателем этой премии.
Содерберга в профессии уже 35 лет, но постановщик не перестаёт удивлять. В 1990-е он снял чёрно-белый псевдобайопик «Кафка», стилизованный под немецкий экспрессионизм, а также абсурдистскую комедию «Шизополис» с собой в главной роли. На рубеже веков автор создал вполне традиционные голливудские фильмы — биографическую драму «Эрин Брокович», которая принесла режиссёру «Оскар», триллер «Траффик» и популярную криминальную дилогию об ограблениях «Одиннадцать друзей Оушена» и «Двенадцать друзей Оушена».
В 2000-е Содерберг сделал новую экранизацию научно-фантастического «Соляриса» Станислава Лема и стилизованного под мелодрамы и нуары 1940-х «Хорошего немца». В низкобюджетной драме о работниках фабрики по производству пупсов «Пузырь» режиссёр работал с непрофессиональными актёрами. Фильм одновременно вышел в кинотеатрах и на кабельном телевидении. На главную роль в провокационное кино «Девушка по вызову» Содерберг позвал порнозвезду Сашу Грэй.
В начале 2010-х находившийся в творческом кризисе автор взял паузу на пару лет, а затем вернулся с революционным сериалом «Больница Никербокер». Виртуозная медицинская драма о начале прошлого века поражала крупными планами сложных операций, за камерой стоял сам Содерберг. Он сам выступает в роли оператора. В 2017-м режиссёр полностью на айфон снял триллер «Не в себе». Сериал «Мозаика» представлял собой интерактивный детектив для смартфонов. Во время просмотра пользователи iOS и Android могли выбрать не только, как будет развиваться сюжет, но и персонажа от лица, которого они будут наблюдать за событиями. В рамках одной статьи сложно перечислить все жанры и форматы, в которых работал экспериментатор Содерберг.
Казалось бы, сегодня никого не удивить фильмом о доме с привидениями. Но Содерберг придумывает хитрый концептуальный ход — его «Присутствие» полностью снято от лица призрака. Режиссёр рассказывал в интервью журналу Filmmaker, что на написание сценария его вдохновила реальная история. Автор вместе с женой Джулс переехал в новый дом, а потом от соседей узнал, что предыдущую хозяйку жилища прямо в гостиной убила её дочь.
Режиссёру по-прежнему интересно придумывать для себя преграды и уверенно их преодолевать. Всё действие «Присутствия» развивается в одном двухэтажном здании. Камера парит на уровне человеческих глаз, а широкоугольный объектив и движения оператора имитируют повороты головы призрака. Невидимая сущность спокойно ходит по дому, вплотную приближается к семейству, но никто призрака не видит.
В качестве оператора картины работал сам Содерберг, он снял «Присутствие» всего за 11 дней. Весь фильм состоит из длинных неспешных планов. В фильме нет никаких резких движений. Режиссер создаёт тревожную атмосферу за счёт фортепианной партитуры и взвинченности персонажей.
В «Истории призрака» Дэвида Лоури умерший муж вернулся в дом к жене в виде привидения, поскольку никак не мог расстаться с любимой. В «Присутствии» потусторонняя сущность тоже не стремится напугать семейство, а словно хочет предупредить их о грядущей беде. Особое внимание призрак уделяет школьнице Хлое, подолгу наблюдая за ней в её комнате. Возможно, Хлоя права и это ее покойная подруга пытается связаться с ней.
«Присутствие» держит в постоянном напряжении как семью на экране, так и зрителей — никогда не знаешь, чего ожидать от призрака. Да и ракурсы автор выбирает некомфортные, мы словно бы подглядываем за чужой жизнью. Но в первую очередь Содерберг снимает не мистический хоррор, а психологическую драму о проживании утраты.
После смерти своей подруги Хлоя почти всё свободное время проводит одна в комнате. Маме и брату плевать на её тревоги, а папа не знает, как помочь. Приятель Тайлера Райан (Уэст Малхолланд) недвусмысленно подкатывает к Хлое, но, может быть, он просто хочет воспользоваться её ранимостью и тяжёлым психологическим состоянием.
Компактное (менее полутора часов) и любопытно снятое «Присутствие» едва ли даст заскучать насмотренным зрителям. В то же время поклонники традиционных фильмов ужасов рискуют быть разочарованы — по-настоящему страшных эпизодов в картине нет. Призраки, конечно, пугают, но и среди людей хватает монстров. Опасаться в первую очередь стоит их.
Виктор Добронравов: «Мне нравится, когда не надо быть собой в кадре»