Аудиокнига вместо фильма: что не так с патриотическим блокбастером «Злой город»
В прокат выходит исторический боевик «Злой город» — новый фильм режиссёра Константина Буслова, автора байопика «Калашников» и мелодрамы «Авантюристы». «Рамблер» рассказывает, что не получилось в масштабном патриотическом эпосе про оборону маленького города Козельска.
В 1238 году Русь раздроблена на множество княжеств, каждое из которых бьётся только за своих и вряд ли придёт на помощь соседу. Между тем многотысячная орда монголо-татарских войск заканчивает очередной чёс по землям русским. Они сжигают города, убивают мужчин, а женщин и детей забирают в плен. Но в Козельске им суждено встретить ожесточённое сопротивление.
Городом правит юный князь Владимир (на момент вторжения ему едва исполнилось 12 лет), помогает управлять смердами и боярами воевода Вадим (Алексей Розин). Раньше с князем много времени проводил монах Ратша (Алексей Гуськов), но у них с воеводой возник конфликт, из-за которого Вадим не подпускает того к князю. В чём суть распрей, до самого финала останется тайной.
Накануне осады Козельска среди жителей города разворачивается ряд небольших подсюжетов. Каждый из них в конёчном счёте приведёт к кульминационной сцене — совместного противостояния русских воинов и проклятых иноземцев-монголов. По данным летописей, на которые опирается сценарист Вадим Голованов (ему же принадлежит сценарий исторического эпика «Скиф» Рустама Мосафира, не первый раз автор работает с подобным материалом), Козельск монголы не могли взять семь недель.
К сожалению (или к счастью, тут как посмотреть), событийность «Злого города» крайне рваная и хаотичная. Разобраться, сколько времени происходит от первого кадра до последнего, довольно трудно. Самих стычек между вооруженными сторонами конфликта в почти двухчасовом фильме можно пересчитать по пальцам. Экшен-сценам с рукопашными боями на мечах и копьях авторы предпочли обилие компьютерной графики, благодаря которой отрисован обстрел Козельска катапультами с огненными и каменными зарядами.
Немало внимания Константин Буслов уделяет патриотической составляющей противостояния с монголо-татарами. Пусть русский человек и представлен в начале человеком сомневающимся, трусоватым и корыстным, перед лицом врага иноземного он готов и ранения получать, и жизнь отдать, чтобы родные да близкие были в целости и сохранности. Всякие отрицательные характеристики — хамское отношение к женщинам, эгоизм и предательство — отходят в сторону перед лицом общей беды. Никто при этом не кается и не меняется: по щелчку пальцев вчерашние враги становятся по одну сторону баррикад. Объяснять создатели такую перемену в поведении не берутся.
Если с художественной стороны у картины практически нет никаких проблем — была, так сказать, проделана огромная работа и с декорациями, и с костюмами, и с реквизитом, — то всё остальное плачет горькими слезами. Особенно заметна проблема с раскрытием мотивации и характеров героев. Большая часть мужчин и женщин, появляющихся в кадре, напрочь лишены мало-мальских индивидуальных черт. Их поведение подчиняется только стереотипам: красивая девушка — не можешь служить в дружине, знай свое место; огромный богатырь — не может связать двух слов, туповат, едва передвигается; старик в монашеском одеянии — в прошлом грозный боец, предавший свои принципы. И каждый — от Гуськова до Розина — играет хуже картонной фигуры.
Из прекрасной истории, которая на протяжении многих веков используется как пример героического противостояния иноземным захватчикам, «Злой город» делает бездушный и хлипкий фундамент, который рассыпается на глазах. Не прописаны даже центральные антагонисты: если вы не историк, который хоть немного разбирается в материале, то имена и родственные связи противника просто вылетят из памяти, как только начнутся финальные титры фильма. Наконец, катастрофический просчёт картины — рассказывать, а не показывать. «Злой город» превращается в аудиокнигу и забывает о том, что перед нами кино, — пресловутые семь недель противостояния по щелчку «проматываются» с помощью сухого рассказа неизвестного человека за кадром.
Единственная мало-мальская попытка выдавить из зрителя эмоцию — сюжетная линия обаятельной девушки Весняны (чудесная роль актрисы Леонелы Мантуровой). Героиня, за сердце которой бьются ратные богатыри, Лютобор (Владимир Любимцев) и Могута (Александр Метёлкин), оказывается, и сама не лыком шита. Оказавшись в плену и пережив групповое изнасилование (рейтинг картины в прокате 12+), Весняна берёт в руки копьё и не выпускает его почти до самого конца фильма. Она бьётся наравне с мужчинами, а то и превосходя их, параллельно переживая то, что через несколько веков назовут ПТСР.
В сухом остатке «Злой город» — масштабная, дорогая, но пустая история, которая пытается выехать на форме, целиком и полностью позабыв о содержании. Красивая картинка — это хорошо, но за формой должно скрываться хоть что-то, о чём можно было бы впоследствии поразмышлять и поспорить. Рассказ о великом подвиге получился скомканным и никудышным. Прятать такую халтуру за патриотическим посвящением на титрах «Павшим за защиту русских земель во все времена» должно быть стыдно.
Триллер про надзирателей и драмеди про богачей в Тайланде: главные сериалы февраля