Кто витает в облаках: стоит ли смотреть приключенческую драму «Сент-Экзюпери» с Луи Гаррелем
В российский прокат вышла приключенческая драма аргентинского режиссёра Пабло Агеро «Сент-Экзюпери». Главные роли исполняют звёзды европейского кино Луи Гаррель, Дайан Крюгер и Венсан Кассель. Антуан де Сент-Экзюпери в драме ещё не стал всемирно известным писателем. Пока он просто доставляет почту на самолёте в Южной Америке. «Рамблер» объясняет, чего ожидать от фильма о юности автора «Маленького принца».
Аргентина, 1930 год. Антуан де Сент-Экзюпери (Луи Гаррель) вместе со старшим товарищем Анри Гийоме (Венсан Кассель) служит пилотом в южноамериканском филиале французской компании «Аэропосталь», которая занимается доставкой почты. Храбрые лётчики на далеко не совершенных самолётах доставляют корреспонденцию по опасному маршруту вблизи Анд.
Пилоты регулярно разбиваются, Антуан и Анри уже потеряли трёх бравых коллег. Летательные аппараты не могут подняться на высоту гор, а потому пилотам приходится делать значительный крюк, чтобы обогнуть Анды. Конкуренцию доставке почты по воздуху составляют поезда. Компания «Аэропосталь» готова закрыть свой филиал в Андах.
Гийоме и Сент-Экзюпери модифицируют один из самолётов, и Анри отправляется в смертельно опасное путешествие. Через несколько часов он перестаёт выходить на связь. Диспетчер и жена пилота Ноэль (Дайан Крюгер) в отчаянии, но Антуан не намерен сдаваться и летит в Анды на поиски верного друга. Тем более совсем недавно Гийоме спас Сент-Экзюпери, потерпевшего крушение в океане.
Аргентинский режиссёр Пабло Агеро, впервые снявший кино не с испаноязычными актёрами, а с большими европейскими звёздами,
не стремится к полной достоверности. «Сент-Экзюпери» не байопик, хотя в основу фильма легли реальные события. Автор «Маленького принца» и Гийоме были друзьями, а в 1930-м первый отправился на поиски второго, когда тот пропал. Правда, на самом деле Анри был младше Антуана на два года, в то время как актёр Кассель старше актёра Гарреля на 17 лет.
Аргентинский режиссёр с первых же кадров не скрывает, что снимает художественное кино, лишь заимствующее основной сюжет у реальных событий. В конце концов, подробно о крушении в Андах самолёта, пилотируемого Анри Гийоме, уже рассказывал французский автор Жан-Жак Анно в «Крыльях отваги» — честной, но слишком прямолинейной драме о выживании в экстремальных условиях.
В фильме Агеро хватает ироничных допущений: приземляющихся пилотов встречает играющий танго оркестр, в океане Сент-Экзюпери сталкивается с тюленихой и забирает животное на авиабазу. Это не кинобиография и даже не история об одном из эпизодов жизни будущего автора «Маленького принца». Это фантазия о смелых покорителях неба, незаслуженно забытых героях своего времени.
Любопытным решением Пабло Агеро выглядят комбинированные съёмки. Зрелищные сцены полёта сделаны в павильоне, а оператор Клер Матон снимала величественные горные хребты и умопомрачительные закаты и рассветы в Южной Америке отдельно. И в нескольких моментах можно увидеть, что за спинами пилотов маячат задники. Агеро одинаково интересует и эпизод из биографии храбрых лётчиков, и родная природа.
Пропавший в Андах Анри Гийоме постепенно отходит в фильме на второй план. Жена Ноэль и верный друг Антуан не теряют надежды, хотя с каждым днём шансы отыскать пилота живым становятся меньше. И если Дайан Крюгер фактически нечего играть — актриса разве что рыдает и разводит руками, — то у предстающего в привычном образе романтика Луи Гарреля роль объёмнее: он и отважный лётчик, и верный друг, и исследователь незнакомого края. Кстати, это не первый фильм, в котором французскому актёру приходится примерять на себя роль пилота. Пару лет назад Гаррель снимался у Пьетро Марчелло в «Алых парусах» по Александру Грину, где, как и в «Сент-Экзюпери», играл отчаянного лётчика, двигающего воздухоплавание вперёд с риском для жизни: от одного взгляда на самолёты 1920–1930-х становится страшно.
Хотя словосочетание «Маленький принц» ни разу не звучит в «Сент-Экзюпери», Агеро не сомневается, что герой-мечтатель постепенно погружается в мир будущего романа. Во время поисков Гийоме в Андах Антуан в развевающемся на ветру шарфике встречает рыжеволосую девочку с лисой и рисует горного барашка для юного пастушка. В записной книжке пилота уже появляются планеты в виде кружков, он представляет остров в виде шляпы.
Все эти образы из южноамериканского периода жизни более чем через десять лет найдут отражение в самом известном произведении писателя. А о своей карьере в качестве лётчика Сент-Экзюпери напишет полуавтобиографический роман «Ночной полёт».
Фильм не только соединяет молодость Антуана со зрелым творчеством писателя, но и коротко рассказывает о судьбе двух друзей-пилотов. На горизонте маячит не счастливая старость за бокалом вина, а фашизм и Вторая мировая война. Поэтому повествование у Агеро дробится и теряет стройность — слишком настойчиво автор пытается связать несколько эпизодов биографии многогранного авантюриста и гуманиста Сент-Экзюпери.
К тому же аргентинский режиссёр в какой-то момент слишком увлекается горными пейзажами и образами из воображения главного героя, забывая раскрыть центральных персонажей. И Антуан, и Анри, и Ноэль остаются символами, а не реальными людьми. Сент-Экзюпери — мечтатель с большим сердцем, Гийоме — смельчак с железной волей, жена-диспетчер — любящая супруга, которая никогда не перестанет надеяться и всегда будет ждать мужа.
Для любителей биографического кино и реалистичного повествования «Сент-Экзюпери» может стать большим разочарованием. С другой стороны, если по окончании сеанса зрители захотят почитать ранние книги французского писателя или же заинтересуются историей гражданской авиации, Агеро может считать свою задачу выполненной.
Фильм-путешествие с Борисовым и приключенческое кино с Гаррелем: что посмотреть в кино в феврале