Нейросеть лучше мужчины: какой получилась драма «ON и Она» с Юлией Пересильд
13 февраля в российский прокат выходит фантастическая драма режиссёра Евгения Корчагина «ON и Она». Главную роль исполняет звезда российского кино Юлия Пересильд, её героиня оказывается заперта в стенах умного дома, расположенного вдали от цивилизации. «Рамблер» рассказывает, каким получилось кино о противостоянии человека и искусственного интеллекта.
Ксения (Юлия Пересильд) всегда бежит впереди паровоза. Она — преуспевающий разработчик в области искусственного интеллекта, который думает на несколько шагов вперёд. Заказчики просят написать чат-бот для образовательных целей, а Ксения на презентации рассказывает, что оттолкнулась от этой разработки и сделала личного помощника, который проанализирует данные вокруг и порекомендует человеку, как принять верное решение в самых разных обстоятельствах.
Но инициатива наказуема. Антон, начальник Ксении (Никита Тарасов), отчитывает её после общения с заказчиками и рекомендует прокатиться в отпуск на недельку-другую. В жизни преуспевающей девушки начинается чёрная полоса: на работе разлад, а молодой человек Женя (Кирилл Зайцев) не торопится её поддерживать. Напротив, парень давит на Ксению, подталкивает к созданию семьи и рождению детей. Немного поразмыслив, героиня отправляется отдыхать — бронирует красивый дом на берегу океана, который обещает «комфортный комфорт».
Отныне в жизни Ксении наступает абсолютная гармония: голосовой помощник Маркус (с голосом Алексея Широчкина) готов сделать всё, чтобы отдых Ксении прошел комфортно. От чашечки кофе и любимой музыки до уровня освещения и любимого цвета — кажется, Маркус не только изучил все соцсети Ксении, но и по-настоящему её чувствует. Довольно быстро ИИ выходит за пределы дозволенного, прибегая к интимной стимуляции в джакузи (читай: насилию — согласия девушка не давала) и ограничивая её свободу передвижения.
«ON и Она» — третий полнометражный фильм Евгения Корчагина, который, кажется, уже уверенно обустроился в нише популярных историй для широкой аудитории. Начинал он с очередной главы франшизы «Честный развод» с Александром Робаком и Агатой Муцениеце, продолжил экологической комедией «Говорит Земля!», премьера которой состоялась на фестивале «Короче». Как и предыдущие работы Корчагина, «ON и Она» о деконструкции личности, которая кажется успешной, но скрывает скелеты в шкафу.
На этом, собственно, и выстроен конфликт искусственного интеллекта и молодой девушки. Он пытается убедить её (и, как окажется позднее, себя), что настоящего счастья можно достичь и в отсутствие людей. Она сначала устраивает истерику «Ты держишь меня взаперти», а потом становится хладнокровной стервой и начинает разрабатывать план, как выбраться из несвободы.
Не сказать, что идея уникальная или даже глубокая, — возможно, сценаристу Константину Трофимову («Булки», «Возвращение попугая Кеши») стоило бы подойти к противостоянию иначе. Поскольку предугадать, чем дело кончится, труда не составляет: в определённый момент следить за развитием событий становится просто неинтересно.
Юлия Пересильд держит повествование целиком и полностью, и она чудо как хороша. Большую часть экранного времени в кадре только Ксения — если второй план и появляется, то на крайне небольшой отрезок времени. По сути, «ON и Она» — монофильм с одним актёром, из ближайших аналогов на российском поле «Коллектор» Алексея Красовского, где были лишь Константин Хабенский и смартфон у него в руке. Проблема новой картины Корчагина в том, что довольно быстро лёгкую атмосферу, с которой история начинается, заменяет тяжёлая. Искусственный интеллект начинает подавлять человека.
Поднимаемые темы — границы свободы воли, процесс принятия решений, поиск истинного счастья, контакт с ИИ — с одной стороны, актуальны в современном мире. Начиная со времен «Терминатора» каждый хоть раз задумывался, что будет, когда условный «Скайнет» захватит мир, а с развитием современных технологий в области нейросетей не утихают разговоры о (не)допустимости снятия ограничений, которые предполагают, что нынешние суперкомпьютеры могут брать информацию из конкретного перечня источников.
Пока компьютер в реальном мире обыгрывает людей в шахматы и сочиняет сценарии, которые экранизируют, в художественной вселенной Константина Трофимова ИИ может сделать кофе, мониторить соцсети, измерять пульс, но не в силах догадаться, что заключённый в стенах умного дома человек хочет освободиться. Удивительным образом героиня Пересильд вводит в заблуждение нейросеть — поверить в такое стечение обстоятельств затруднительно, учитывая, что первую половину картины зрителям показывали практически необъятные возможности ИИ.
Наконец, много вопросов вызывает концовка картины, демонстрирующая победу (и даже пользу!) созависимых отношений в современном мире. Как ни странно, Ксения живым мужчинам, что её окружают, действительно предпочитает неживого. Что это, стокгольмский синдром или низкий уровень эмоционального интеллекта, остаётся только гадать.
«Разбитые сердца»: страстная криминальная мелодрама о любви, не знающей преград