«Пророк»: фильм-мюзикл с Юрой Борисовым о Пушкине, который поёт и читает рэп
В российский прокат вышел драматический мюзикл «Пророк. История Александра Пушкина» с номинантом на «Оскар» Юрой Борисовым. Он рассказывает о становлении великого поэта с лицейской скамьи до трагической дуэли. В кадре появляется множество звёзд, а некоторые музыкальные номера дают фору фильмам-мюзиклам «Злая. Сказка о ведьме Запада» и «Ла-Ла-Лэнд».
«Рамблер» рассказывает, как неочевидный жанр мюзикла оказался более чем уместным для жизнеописания Пушкина и почему его стоит смотреть на большом экране.
Перед просмотром фильма «Пророк. История Александра Пушкина» надо быть готовым к тому, что это не классический байопик в стиле XIX века, где герои говорят высокопарно, а время течёт словно кисель. События в картине по большей части показаны хронологически и, как мятежный стремительный характер Пушкина, сменяются молниеносно.
Начинается действие с атмосферного знакомства с Петербургом: камера длинными планами показывает улочки, кишащие торговцами газетами, калачами, разной снедью и напитками, щеголеватого вида джентльменами и не менее роскошными дамами, обсуждающими литературные новинки. Они все куда-то спешат по хрустящему снегу вдоль обледенелых каналов, стекаясь к одному конкретному адресу. Ответ на эту загадку будет дан в финале, а пока, как в первых немых кинофильмах, на экране появляется заставка: год и эпиграф из дневника Пушкина о его лицейских годах.
Действие переносится в элитный Царскосельский лицей, где будущий поэт обучался вместе с другими дворянами. Актёрский состав подобрали с ювелирной точностью. Про сходство белокурого Борисова со смуглым и угловатым лицом Пушкина, безусловно, можно спорить, но в кадре на это не сильно обращаешь внимание. Гораздо больше удивляет сходство юной версии поэта-лицеиста в исполнении Кая Гетца со «взрослой» версией Александра Сергеевича.
Именно царскосельские сцены задают тон всей картине. В них раскрываются вспыльчивый нрав Пушкина, его импульсивность, отношение к чести и справедливости. И здесь же — первый музыкальный номер, в котором лицеисты, по примеру Пушкина, дерзко вышагивают по партам и под энергичную музыку поют о том, что их ждут великие дела, а уничтожить их свободу никому не удастся. Речитатив, исполненный почти в агрессивной манере, показывает: будущие выпускники «дадут жару» высшему свету. И речь не только про то, как «жечь глаголом» сердца людей, но и про грядущие трагические исторические события — восстание декабристов.
Другой впечатляющий номер — диалог-рэп-батл между Пушкиным и главой полиции Александром Бенкендорфом (Сергей Гилев). Персонажи спорят о творческой свободе, границах дозволенного, успевают колко обсудить некоторые работы поэта. А классические строки оригинальных пушкинских стихов («Мороз и солнце») Бенкендорф перекрывает своими тяжеловесными по смыслу аргументами («кнут и пряник»), словно штампами с грифом «Запрещено к печати».
Ещё одна удача фильма — талантливо написанные разножанровые тексты музыкальных номеров. Они исполнены в любимом стихотворном размере Пушкина, ямбом. Прочитанные в стилях от рэпа и R’n’B до рока, они звучат стильно, современно и понятно. Благодаря мощной, словно концертной, аранжировке и искусной хореографии такие сцены гармонично вписываются в киноповествование.
Они даже ещё больше подчёркивают изящество костюмов XIX века в танцевальных движениях: складки платья графини Елизаветы Воронцовой (Аня Чиповская) или перья на витиеватом головном уборе княгини Авдотьи Голицыной (Светлана Ходченкова). Мужчины тоже не отстают: кители, фраки, узкие брюки и сапоги смотрятся в кадре как никогда стильно. В плане визуальной части фильм сделан безукоризненно: архитектура столицы словно «сходит» с полотен художников того времени на экран, а костюмы выглядят не как реконструкция, а повседневные в носке: они разрабатывались под впечатлением модных журналов XIX века.
Режиссёром картины выступил молодой постановщик Феликс Умаров, ранее снявший сериал о футболе — «Домашнее поле». Визуальные приёмы Умарова будут знакомы и понятны юной аудитории. При просмотре явно считывается, чем он вдохновлялся при создании «Пророка».
Особняком стоит сцена с гадалкой, которая предсказывает Пушкину будущее, пока подвыпивший поэт с друзьями пытаются истолковать её слова. Этот эпизод — почти один в один сцена из «Гарри Поттера и Узника Азкабана», в которой профессор-прорицательница Сивилла Трелони вошла в транс и предсказала Гарри грядущие события. Умаров использует почти те же ракурсы и идентичный звуковой монтаж. К той же части поттерианы отсылает вид заснеженного Михайловского, куда Александр Сергеевич прибывает в ссылку: обледенелый стебель растения на первом плане — это замерзающие цветы-люпины от парящих вокруг Хогвартса дементоров.
Одним из ярких моментов стало знакомство Пушкина с новым императором Николаем I (Евгений Шварц). Молодой правитель, настроенный умеренно-либерально, приглашает поэта из ссылки познакомиться и поиграть в неведомую игру — большой теннис. Зритель следит за матчем, следуя по траектории летающего по корту теннисного мяча — и тут снова не обойтись без параллелей. На этот раз со спортивной драмой «Претенденты» итальянского режиссёра Луки Гуаданьино про противостояние талантливых теннисистов с непохожими судьбами. В конце сцены Николай говорит: «Хорошая игра, жаль, что не приживется в России». И эту фразу можно интерпретировать как будущий отказ от обещанных реформ и либеральных послаблений.
Но пока это в будущем, Пушкин вместе со зрителем возвращается в яркую, шумную столицу, полную экзальтированных фанатов поэта. Всё для того, чтобы продолжать творить, вызывать восхищение публики, а также встретить будущую жену Наталью Гончарову (Алёна Долголенко) и обрести счастье.
Радует то, что права на показ картины (не в последнюю очередь благодаря возросшей международной узнаваемости Юры Борисова) продали в ряд зарубежных стран. Зрители Австрии, Бенилюкса, Франции, Швейцарии, Германии, Испании тоже смогут познакомиться с очаровательно улыбающимся Пушкиным-Борисовым и послушать рэп в его исполнении.
Юра Борисов номинирован на «Оскар». Вспоминаем его лучшие работы в кино
На сегодня «Пророка» можно считать лучшим фильмом как минимум зимы, а возможно, и года. У Умарова получилось кино, которое нескучно смотреть тем, кто не прикасался к творчеству Пушкина после выпуска из школы, и тем, кому только предстоит познакомиться с его «летучими твореньями». За кадром в прочтении Борисова они звучат мягко (иногда неоправданно чересчур — так и хочется добавить твёрдости и торжественности его интонациям), завораживающе и тягуче. Это тот случай, когда хочется отмотать время назад и с нуля посмотреть картину заново. Как минимум перечитать роман в стихах «Евгений Онегин» этот фильм точно вдохновит.