«Красный шёлк»: фильм о шпионах и загадочном убийстве в транссибирском экспрессе

В прокате идёт отечественный детектив «Красный шёлк», созданный в сотрудничестве с китайскими кинематографистами. «Рамблер» рассказывает, как авторы фильма попытались объединить герметичный детектив с остросюжетным боевиком и почему из этого вышла утомляющая небылица.

«Красный шёлк»: фильм о шпионах и загадочном убийстве в транссибирском экспрессе
© НМГ, Рамблер

Новый фильм режиссёра Андрея Волгина преподносился публике как российская версия фильма «Убийство в Восточном экспрессе»: детективная история, разворачивающаяся в начале XX столетия в роскошном поезде, где загадочное убийство делает всех пассажиров подозреваемыми. Но если идти в кино с предвкушением отечественной версии фильмов режиссёра Кеннета Браны, то можно серьёзно разочароваться.

События происходят в 1927 году. Представители коммунистической партии Китая подвергаются нападкам со стороны консервативной партии Гоминьдан и обращаются за помощью в борьбе за идеи марксизма-ленинизма к советским спецслужбам. Год, судя по всему, выбран неслучайно, ведь именно в это время произошла Шанхайская резня, в ходе которой Гоминьданы и их союзники убили сотни китайских коммунистов в Шанхае.

Чтобы получить поддержку от Страны Советов, трое китайских курьеров отправляются из Владивостока в Москву с секретными документами. За доставку ценного груза отвечают мудрый учитель Гао (Ян Цзыхуа) и двое его учеников — бойкая Ван Лин (Чжэн Ханьи), у которой из-за идеологических распрей расстреляли отца, и молчаливый Ли Бо (Хуан Хаонань). Их безопасность обеспечивают строгая начальница секретной службы Анна Волкова (Елена Подкаминская), опытный офицер Фёдор Корнилов (Гоша Куценко), а также молодой красноармеец Артём Светлов (Глеб Калюжный).

© НМГ

В таком составе группа, ответственная за доставку документов, садится в Транссибирский экспресс и отправляется в путешествие через всю страну. Эта поездка могла бы пройти совсем иначе, если бы в последний момент в поезд не запрыгнул главный герой истории — бывший царский агент, который перешёл на службу СССР Николай Гарин (Милош Бикович). Все относятся к Гарину с недоверием, но больше всего бывший белый офицер раздражает Светлова.

Поскольку жанр фильма обозначается как детектив, нетрудно догадаться, что доехать до места назначения смогут не все, а разбираться в происходящем придётся силами находящихся в поезде пассажиров. Но если в «Восточном экспрессе» Агаты Кристи подобные обстоятельства стали заявкой на герметичный детектив и история превратилась в эталон жанра, то «Красный шёлк» не отличается английской скромностью и вместо сосредоточения на едином действии в едином месте и времени выносит события за пределы Транссибирского экспресса.

Это не только детектив, но и боевик. И ещё большой вопрос, какое из этих определений должно стоять первым. Над «Красным шёлком» работала команда, сделавшая «Балканский рубеж», и размах экшен-сцен в российско-китайском проекте не уступает исторической драме про секретную операцию в Югославии. За два с половиной часа фильма не найдется и пятиминутной сцены без стрельбы, схваток, взрывов и эпичных разрушений.

Авторы проекта использовали силы постановщиков трюков, декораторов и каскадёров на полную катушку, но был ли в этом смысл? В моментах, когда герой Биковича взрывает поезд булкой, а Калюжный таранит едущий экспресс деревянным буером (парусное судно на полозьях для перемещения по льду), ценность всех этих сложных сцен со спецэффектами сходит на нет и повествование превращается в фарс.

© НМГ

Бикович отыгрывает Шерлока Холмса, который знает больше других и быстрее всех связывает случайные события в цельную картину. Но его версия великого сыщика пришла на экран из вселенной фильмов Гая Ричи, так что гэбист может вести расследование и бороться с противниками на крыше движущегося поезда, а не в кресле с трубкой. Удобной условностью становится то, что Николай Гарин знает как минимум десять языков, в курсе таких неочевидных тем, как невербальное общение японцев, а ещё у него самые красочные флешбэки. Практически всеведущий знаток в форме.

Если главная проблема остросюжетной составляющей фильма — в нарочитой нереалистичности, которая убивает желание переживать за героев (ведь пули, как известно, всегда пролетают мимо главного героя), то детективную сторону портит сценарная избыточность. В историю о китайских курьерах с секретными документами добавляется так много сюжетных линий, что вместо ровного полотна получается клубок политических интриг, любовных историй, корыстных интересов и маскарада с переодеванием идейной оболочки.

Даже когда история подходит к концу и зрителям начинают раскрывать реальное положение дел, раздавая роли преступников и жертв и наделяя всех дополнительной мотивацией, происходит путаница. Многие объяснения кроются во флешбэках, которые ещё нужно выставить в правильной последовательности для каждого героя, чтобы не забыть, какая интрига предшествовала новой и кто когда держал фигу в кармане.

«Красный шёлк» — кино, которому не веришь: за дорогими декорациями, костюмами и спецэффектами потерялась суть. Финальные твисты будут продолжаться практически до самых титров, каждый раз разрушая сложившуюся у зрителя картинку, пока в итоге не приведут к полному дисбалансу между показанными событиями и предлагаемыми интерпретациями. В финале есть заявка на продолжение истории, которая еще больше портит впечатление о том, что детективное расследование хоть к чему-то пришло.

«Гранд тур»: чем удивит зрителей черно-белый фильм португальского режиссёра Мигела Гомиша