«Северный полюс»: фильм о первой атомной подлодке с Андреем Мерзликиным и Евгением Мироновым

27 февраля в российский прокат выходит драма о роковом путешествии «Северный полюс». Это новая картина режиссёра Александр Кота («Брестская крепость»), главную роль в которой исполнил Андрей Мерзликин. «Рамблер» рассказывает, каким получилось кино об опасной миссии первой в СССР атомной подводной лодки.

«Северный полюс»: фильм о первой атомной подлодке с Андреем Мерзликиным и Евгением Мироновым
© Централ Партнершип; Рамблер

На дворе 1962 год, разгар холодной войны. Первая в истории советская атомная подводная лодка К-3 под командованием капитана Живцова (Андрей Мерзликин) проходит испытания — к сожалению, не слишком удачные. Пока достигается перископная глубина (глубина погружения подводной лодки, при которой возможно пользоваться оптическим прибором, перископом. Это около 10 метров — Прим. «Рамблера»), а экипаж обсуждает провизию и метеоусловия, перископ заклинивает. Во время починки неисправности гибнет один из членов экипажа.

© Централ Партнершип

По возвращении Живцова отчитывают, но на его стороне инженер Морозов (Евгений Миронов). О том, что К-3 требуются ремонт и модернизация, он «кричит» начальству не первый год, но безрезультатно — сначала выполнение государственных задач, а потом руки дойдут до ремонта и снижения рисков человеческих жизней. Главное — выполнить задачи, поставленные Никитой Хрущёвым (Сергей Лосев). Два года назад он уже показал на Генассамблее ООН, где раки зимуют, постучав ботинком по столу, — того и гляди может повторить.

Операция, которую поручают экипажу К-3, следующая: всплыть на Северном полюсе, куда ранее не добиралась ни одна атомная подлодка мира. Таким образом будет сокращено подлётное время баллистических ракет — в случае, если их таки придётся запускать. В общем, миссия государственной важности: на борту даже оказывается учёная Филатова (генеральный продюсер фильма Елена Север), которая заменяет отстранённого от работы Морозова и заодно отвечает за романтически-ностальгическую линию картины.

«Северный полюс» — новый фильм Александра Котта, одного из главных режиссёров-ремесленников в стране. Практически каждый год Александр выпускает полнометражный фильм или сериал. В этом году, помимо «Северного полюса», выйдет также сериал «Павел. Первый и последний» с Денисом Власенко.

Картина переполнена морской терминологией, и это один из ярких её минусов. Диалоги прописаны так, что понять их во всей полноте смогут, быть может, разве что сами подводники — им «Северный полюс», кстати, показывали в числе первых. Фильм вообще выглядит так, будто его снимал не Александр Котт. Для тех, кто видел его предыдущие глубокие и неоднородные картины — «Брестскую крепость» или «Испытание», — «Северный полюс» может показаться довольно прямолинейным, если не топорным.

© Централ Партнершип

Более того, в фильме всё построено на идеологической концепции — о какой-либо сложнопостановочной драматургии речь вообще не идёт. Каждый персонаж беспрекословно выполняет любую задачу и готов отдать жизнь за геополитические интересы страны. Размах чувствуется, равно как и тревожное время холодной войны. Но хотелось бы добавить событиям логики и мало-мальского обоснования происходящего. С этим у авторов сценария пришлось туговато.

Андрей Мерзликин выполняет, судя по всему, все задачи, которые были поставлены режиссёром на площадке. Сказать, что актёр поднялся на новую ступень карьеры или прыгнул выше головы, трудно. Такого Мерзликина, как в «Северном полюсе», зрители видели уже не раз. Как ни иронично, актёру также доводилось играть капитана подлодки — в сериале «Конвой PQ-17», который снимал Александр Котт несколько лет назад.

Другие персонажи картины прописаны блекло и поверхностно — они только выполняют пару функций. Поверить в их радость, страх или горе, да и в целом испытать эмпатию невозможно. Персонаж Кирилла Кяро (муж Филатовой) всплывает в паре флешбэков. Он мечтает добраться до Северного полюса, но не доживет до этого момента. Герой Мерзликина до судьбоносного плавания несколько эпизодов появляется рядом с семьёй — женой и дочкой, что мечтает о мягкой игрушке, пока папы нет рядом. Подобные мелодраматические штампы давно набили оскомину, поэтому не срабатывают и здесь.

Наконец, столкновение с американской подводной лодкой «Сивулф» — один из самых драматичных эпизодов «Северного полюса» — не несёт какой-либо глубины или торжественности. Капитан Живцов узнаёт, что всё было затеяно ради «демонстрации силы Советского Союза», лишь достигнув конечной точки. На «маленьких людей» руководству страны просто плевать — зритель, в отличие от матросов, понимает это почти с самого начала, отчего испытывать восхищение от выполнения «поставленной задачи» не очень-то получается.

От начала и до конца «Северный полюс» — опус, сотканный из белых нитей неоправданного пафоса и штампов. Небольшая отрада постных мин большинства персонажей — живой, энергичный и чуточку неадекватный (в хорошем смысле) инженер в исполнении Евгения Миронова. Маленький островок настоящего человека — именно он радеет за жизни членов экипажа и не поддерживает дух победы, значимость которой похожа на мыльный пузырь.

Неудачная пародия: что не так с новым сериалом «Челюскин. Первые» о катастрофе парохода