Триумф «Аноры»: за что фильму о секс-работнице из Нью-Йорка дали пять «Оскаров»

В Лос-Анджелесе прошла церемония вручения премии «Оскар». Лидером по количеству полученных наград стала драмеди Шона Бейкера «Анора». Картина победила в пяти номинациях из шести, на которые была заявлена.

Триумф «Аноры»: за что фильму о секс-работнице из Нью-Йорка дали пять «Оскаров»
© CraSH/globallookpress.com, Рамблер

«Анора» была названа лучшим фильмом года, Шон Бейкер удостоился премии как лучший режиссёр, сыгравшая Анору Майки Мэдисон получила статуэтку за лучшую главную женскую роль, также фильм был отмечен призами за лучший монтаж и лучший оригинальный сценарий. Без «Оскара» остался только Юра Борисов — позолоченная статуэтка за лучшую второстепенную мужскую роль ушла Кирану Калкину («Настоящая боль»). Зато Борисов удостоился похвалы от вручавшего награду актёра Роберта Дауни — младшего. «У тебя светлое будущее, ты в правильном месте», — заявил Дауни-младший.

Шон Бейкер вдобавок стал первым в истории «Оскара» кинематографистом, лично получившим четыре награды за один фильм. До этого четырёх статуэток за одну церемонию удостаивались лишь Уолт Дисней, который, правда, получил их за четыре разных картины, и южнокорейский режиссёр, автор «Паразитов» Пон Джун-хо. Но одна из вручённых наград — за лучший иностранный фильм — предназначалась не лично ему, а Южной Корее.

«Рамблер» разбирался, почему «оскароносная» картина с российскими актёрами (в ключевых ролях, помимо Борисова, в фильме играют Марк Эйдельштейн, Алексей Серебряков и Дарья Екамасова) полюбилась иностранцам и за что её раскритиковали в России.

Неоднозначно принятый фильм

Анора Михеева, или просто Эни, — работница стриптиз-клуба на Манхэттене. Её предки прибыли из постсоветского пространства, и благодаря своей бабушке, не говорившей по-английски, главная героиня немного знает русский язык. Поэтому, когда на пороге клуба появляется молодой и явно денежный клиент Ваня из России, к нему отправляют именно Эни: парень хочет кого-то, кто говорил бы по-русски.

Позже Ваня приглашает Эни в свой роскошный особняк, затем предлагает ей стать его девушкой за 15 тысяч долларов в неделю и наконец внезапно делает ей предложение. Парочка заключает брак в Лас-Вегасе, но семейную идиллию быстро нарушают разгневанные родители Ивана: русский олигарх Николай Захаров (Алексей Серебряков) и его жёсткая, бесцеремонная жена Галина (Дарья Екамасова). Прочитав в одной из российских газет, что их чадо, которое вообще-то должно было грызть в США гранит науки, женилось на секс-работнице, старшее поколение Захаровых вылетает в Нью-Йорк, чтобы заставить сына расторгнуть позорный брак. А на виллу к Ване и Эни приезжают крёстный отец юноши Торос (Карен Карагулян) и его помощники Гарник (Ваче Товмасян) и Игорь (Юра Борисов).

Запаниковавший Ваня сбегает, и Анора остаётся наедине с тремя мужчинами отстаивать свой брак. Затем вместе с помощниками мечется по Бруклину в поисках молодого мужа — и обнаруживает его в том же стриптиз-клубе, где они впервые встретились. Эни борется за право быть с Иваном до конца, но все последующие события — знакомство с его родителями, бракоразводный процесс сначала в Нью-Йорке, а затем в Лас-Вегасе — приводят к тому, что ей приходится сдаться и развестись.

Единственным сочувствующим девушке в этой ситуации оказывается Игорь: после того как она подписывает бумаги о разводе, предлагает Ивану и его семейству извиниться перед девушкой и сопровождает её сначала на виллу Захаровых в Нью-Йорк, а оттуда — в маленькую квартиру Аноры в Бруклине. Он беззлобно сносит её насмешки и в итоге оказывается единственным, кому девушка показывает свои слёзы.

© IMAGO/Valentina Claret/globallookpress.com

Первой наградой в послужном списке «Аноры» стала «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля, на котором в мае 2024 года состоялась премьера фильма. Американский режиссёр Грета Гервиг, возглавлявшая в прошлом году жюри Канн, отметила, что фильм кажется одновременно и новым, и вступающим в диалог со старыми формами кинематографа. «В нём есть что-то, что напомнило о классических структурах Любича и Говарда Хоукса, и в нём есть нечто совершенно правдивое и неожиданное», — заявила Гервиг, чьи слова приводятся на сайте Американской киноакадемии. После победы в Каннах на «Анору» посыпались новые номинации и награды, в числе которых были премии Independent Spirit Awards и Critics Choice Awards за лучший фильм и пять номинаций на «Золотой глобус».

Вместе с тем восторги по поводу «Аноры» разделяли далеко не все зрители и представители киноиндустрии, в том числе и в России. Многие зрители — и в России, и за рубежом — недоумевали в соцсетях, за что этот фильм могли номинировать на столь престижные награды, как «Золотой глобус» и «Оскар»: по их мнению, это была просто симпатичная, но явно не великая картина.

Схожее мнение выражали и некоторые представители отечественного кинематографа. Актриса Ирина Горбачёва в интервью YouTube-каналу Влада Аганова в феврале 2025 года рассказала, что сценарий фильма показался ей нелогичным из-за того, что героиня Майки Мэдисон вела себя пассивно и не использовала возможности, чтобы изменить ситуацию. Также Горбачёва отметила, что фильм начинается интересно, но затем становится однообразным и не удерживает зрительского внимания. «Сначала всё закручивается-заворачивается — прикольно, интересно. Я ждала драму, думала, что дальше будет жесть, но начинается мощнейшая прокрутка, от которой я засыпаю», — сказала она.

Были и другие претензии. Например, российско-американский актёр Александр Невский в декабре 2024 года в своём аккаунте в соцсети X (ранее — Twitter) написал, что не разделяет восторга по поводу «Аноры», «в которой все русские персонажи ― проститутки, недоросли, отморозки, негодяи и жлобы, даже если у кого‑то из них и слегка “добрая душа”».

А известный режиссёр Никита Михалков в ходе подмосковного форума «На государственной службе» в феврале 2025 года раскритиковал «Анору» за образ русских людей, передавал Telegram-канал «Осторожно, новости». «О чём картина? Отвратительный олигарх, отвратительная жена, подонок-сын. И бандит, но гуманный, но русский. Ну вот спасибо!» — заявил он.

Реалистичная «Красотка» или вечные «Ночи Кабирии»

Западные критики восприняли «Анору» в основном позитивно: на агрегаторе рецензий Rotten Tomatoes рейтинг свежести картины составил 93%, то есть 93% из 332 отзывов были положительными. Причём критики многих ведущих изданий вовсе не разглядели в русских «плохих русских». Например, журналист американского отраслевого издания Variety Питер Дебрюж, комментируя сцену, в которой Торес со своими подельниками врываются на виллу к Ване и Аноре, отмечает: «Зрители на стороне Эни, но тут нет “плохих парней” — только обеспокоенные семья и друзья, по понятным причинам встревоженные действиями Ивана».

Соведущая подкаста Pop Culture Happy Hour на американской радиостанции National Public Radio Аиша Харрис в своей рецензии признавалась, что привыкла ожидать самого худшего, надеясь на лучшее, когда видела на экранах любой из элементов «Аноры», будь то секс-работницы, русские олигархи или скоропалительные браки в Вегасе. И когда на пороге дома Вани появляются Гарник и Игорь, она ожидала, что резкое поведение Эни и её ругательства приведут к тому, что девушку ранят или сделают с ней что-то похуже. «Через несколько минут становится ясно, что они не хотят причинять ей физический вред. Удивительно, что в фильме, снятом в 2024 году, ни разу не было использовано оружие даже в качестве угрозы», — констатирует Харрис.

Гораздо большее внимание критики уделяли социальной составляющей фильма. Шон Бейкер известен как режиссёр, интересующийся людьми с «обочины жизни»: героями его «Проекта “Флорида”» (2017) становятся представители низших слоёв общества, живущие по соседству с Диснейлендом — одним из символов американской мечты и благополучия. А главный действующий персонаж «Красной ракеты» — бывший актёр фильмов для взрослых, у которого не получается устроиться на нормальную работу.

© Burt Harris/globallookpress.com

В «Аноре» работница секс-индустрии, как отмечают критики, показана как человек с чувством самоуважения. «Как это принято в работе режиссёра, женщины, которых в повествовании рассматривают как сексуальные игрушки, в фильме показаны с достоинством», — отмечал критик The Hollywood Reporter Дэвид Руни. Питер Дебрюж из Variety указывал, что Анора вовсе не золотоискательница, хотя её глаза действительно расширяются, когда она видит пейзажи из спальни Ивана или роскошную коллекцию автомобилей в его гараже.

Учитывая место её работы, героиня Майки Мэдисон имеет все основания быть циничной, и всё же Эни всё ещё верит в настоящую любовь, даже если Иван едва ли заслуживает её веры, констатирует критик. Он добавляет, что Эни умна и находчива и в этой незабываемой героине отражены амбиции и препятствия, с которыми столетиями сталкиваются секс-работники. Автор Deadline Дэймон Уайз называет концовку картины душераздирающей: в ней показаны эмоциональная цена того, что ради заработка приходится терпеть жестокое обращение мужчин, и боль из-за того, что мужчины используют женщин под предлогом любви.

Мишель Киснер, автор посвящённого кино интернет-портала The Movie Sleuth, констатирует, что «Анора» стала анти-«Красоткой», которая, в свою очередь, увековечила стереотип «продажная женщина с золотым сердцем» и романтизировала сделку между мужчиной и женщиной. «В реальной жизни секс-работники сталкиваются со стигматизацией, часто работая в опасных условиях», — указывает автор.

Фильм Бейкера гораздо более приземлённый и реалистичный, но не полностью лишен сочувствия и сострадания. А Харрис из Pop Culture Happy Hour проводит параллели с фильмом Федерико Феллини «Ночи Кабирии» о романтичной жительнице Рима, «которая продолжает выбирать худших мужчин, чтобы привязаться к ним». «Как и у Кабирии, путь Эни — это путь женщины, которая вкладывает свои надежды и мечты в парня, только чтобы прийти к медленному осознанию того, что он жалкое разочарование», — считает автор.

При всех своих плюсах и минусах «Анора» всё же стала лучшим фильмом года по версии Американской киноакадемии. К тому же она оказалась коммерчески успешной: при бюджете в 6 миллионов долларов драмеди, по данным BoxOfficeMojo, заработала 15,6 миллиона долларов в США и 25,3 миллиона долларов в международном прокате — итого более 40 миллионов долларов. А противоречивые мнения — неизбежная участь для любого художественного произведения, которому удалось заставить публику говорить о себе.

Гопник, укравший сердца кинокритиков: разбираем карьеру Юры Борисова