Ученые объяснили, почему западная диета ведет к ожирению

МОСКВА, 12 янв – РИА Новости. Гамбургеры, стейки и прочие блюда западной кухни заставляют человека толстеть и переедать по той причине, что подобная диета действует подобно марихуане на рецепторы в мозге, управляющие энергетическим балансом тела, говорится в статье, опубликованной в журнале Physiology & Behavior. "Наше исследование показывает, что подавление работы каннабиноидных рецепторов в периферийной нервной системе является безопасным подходом для лечения переедания и ожирения. Наш подход имеет множество существенных преимуществ по сравнению с традиционными лекарствами от ожирения, которые действуют на мозг и вызывают побочные эффекты", — заявил Николас ди Патрицио (Nicholas DiPatricio) из университета Калифорнии в Риверсайде (США). Ди Патрицио и его коллега Донован Аргуэта (Donovan Agrueta) раскрыли причины того, почему блюда американской и европейской кухни часто вызывают ожирение, наблюдая за поведением, здоровьем и работой мозга мышей, питавшихся большим количеством сахаров и жира на протяжении двух месяцев. Как показали эти наблюдения, питание такой диетой не только привело к развитию ожирения у грызунов, но и развитию необычного явления – так называемой гиперфагии, или повышенной и необъяснимой тягой к пище, и связанной с ней перееданием. Развитие подобной тяге к еде, по словам Ди Патрицио, сопровождалось резким ростом в концентрации так называемых эндоканнабиноидов в кишечнике и в крови мышей. Эндоканнабиноиды представляют собой аналоги тех веществ, которые содержатся в марихуане и которые наш организм синтезирует в небольших количествах для своих целей. Большое количество нервных клеток, реагирующих на такие молекулы, содержится в кишечнике человека и три года назад ученые выяснили, что необъяснимое желание поесть, возникающее у любителей "травки", появляется в результате действия ТГК-9, действующего вещества марихуаны, на эти рецепторы. Как оказалось, гамбургеры, стейки и прочая жирная или сладкая западная пища действуют на организм схожим образом, заставляя его вырабатывать большое количество эндоканнабиноидов. Когда ученые заблокировали данные рецепторы при помощи лекарства AM6545, которое мешает молекулам ТГК-9 прикрепляться к нервным клеткам в кишечнике, "звериный" аппетит мышей резко пропал. Это, по словам биологов, позволяет использовать такие препараты для борьбы с ожирением, не испытывая при этом побочных эффектов, характерных для лекарств, действующих на мозг. В ближайшее время Ди Патрицио и Аргуэта попытаются выяснить, какие именно компоненты западной диеты заставляют организм вырабатывать большое количество эндоканнабиноидов, и найти гены, которые управляют этой реакцией.