Босс без оговорок: как Тейлор Свифт построила свою музыкальную империю

В издательстве «АСТ» вышла книга Кэти Спринкел «Тейлор Свифт. Икона мировой музыки», посвященная одной из самых популярных мировых звёзд сегодня.

Босс без оговорок: как Тейлор Свифт построила свою музыкальную империю
© Chris Young/Keystone Press Agency/www.globallookpress.com

В красочно оформленном, богато иллюстрированном альбоме автор разбирает не только её основные хиты, но и анализирует различные этапы её жизни и творчества. Например, Спринкел в том числе пытается ответить на вопрос, почему именно Свифт сегодня считается иконой поп-музыки.

С разрешения издательства «Рамблер» публикует отрывок, в котором рассказывается о лидерских качествах певицы и закулисной стороне глобального шоу-бизнеса.

© АСТ

Леди босс

Забудьте о понятии «герлбосс»! Тейлор — самый настоящий босс, без оговорок. Она — одна из самых успешных записывающихся исполнительниц в истории музыки. Её последние восемь альбомов с ходу занимали первые строчки чартов, а продажи большей части пластинок переваливали за миллион уже в первую неделю. Её последний альбом Midnights побил все рекорды: в первую неделю было продано 1,578 миллиона копий, и, по данным «Billboard», он стал самым крупным релизом с 2015 года, когда свет увидела пластинка 25 от Адель. Согласно Bloomberg, успех Midnights принёс лейблу Universal 230 миллионов долларов.

Пять лет назад, в 2018 году, Свифт покинула лейбл Big Machine. Этому уходу предшествовал затяжной конфликт из-за попыток Тейлор купить права на свои старые записи. История закончилась тем, что лейбл продал права на них у неё за спиной. «Я годами просила и умоляла их дать мне возможность снова стать хозяйкой своего наследия, — писала Тейлор в социальных сетях. — Но вместо этого мне предложили переподписать контракт с Big Machine Records и зарабатывать за каждый новый проект, будь то мой альбом или какая-то совместная работа. Я сдалась и ушла, потому что знала: стоит мне продлить договор, Скотт Борчетта продаст лейбл, а вместе с ним — меня и моё будущее. Мне пришлось сделать тяжёлый выбор, и я решила оставить прошлое в прошлом».

Так и вышло. В 2019 году Борчетта продал лейбл и каталог работ Тейлор за 300 миллионов долларов. Тей в свою очередь заключила контракт с Universal, согласно которому, начиная с альбома Lover, сохраняла за собой все права на записи. Девушка была в отчаянии, когда её старые работы оказались в руках частного инвестора, печально известного в мире шоу-бизнеса мегаменеджера Скутера Брауна.

«“Но он же был всегда так добр!” — так говорят, стоит мне поднять вопрос о музыкантах и их правах на свою музыку. Так в нашей индустрии выражаются “токсичные мужские привилегии”. Конечно, он будет милым, пока ему от тебя что-то нужно. Правда в том, что владение внушительным капиталом заставило его думать, судя по его же постам в социальных сетях, что он может “купить меня”. Очевидно, что я не пойду на это добровольно», — говорила Тейлор на мероприятии Billboard Women in Music в 2019 году.

Сложно описать эмоции Тейлор. Она не просто пришла в ярость, но задалась целью отплатить Скотту той же монетой. Артистка решила перезаписать всю свою музыку. «Я осознала, что раз я — первая, кто записал эту музыку, то никто не может запретить мне сделать это ещё раз», — рассказала она Сету Майерсу на его ток-шоу.

Альбомы Fearless (Taylor’s Version) и Red (Taylor’s Version) вышли в 2021 году и оба стали № 1 в чартах Billboard. Благодаря своему авторитету в музыкальной индустрии Свифт убедила iHeartRadio, крупнейшую радиосеть Америки, отказаться от её старых записей и отныне играть только новые, перезаписанные версии песен. Не за горами и новые версии альбомов Taylor Swift, Speak Now и Reputation.

© Imagespace/Keystone Press Agency/www.globallookpress.com

Экономический гений

«Тейлор Свифт — экономический гений», — утверждает Алан Крюгер, бывший председатель Совета экономических консультантов при президенте США (в годы правления Барака Обамы) и автор книги Rockonomics, посвящённой экономическим сдвигам в музыкальной индустрии. И если прежде именно продажи альбомов становились главным источником доходов для музыкантов, то теперь, по мере роста влияния лейблов, забирающих большую часть выручки в свою пользу, первой статьёй доходов артистов стали гастроли. Возможно, Тейлор как никто другой использует мощь и потенциал концертных выступлений. Её тур Reputation побил все рекорды и наглядно продемонстрировал возможности. В 2023 году Тейлор организовала тур Eras и устроила ещё более грандиозное шоу.

Недавнее фиаско платформы Ticketmaster ещё раз подтвердило, что потребность свифтис в билетах на концерт своей любимицы не имеет себе равных. Основная часть доходов музыкантов складывается из выручки от концертов, включающей как саму продажу билетов, так и мерчандайзинг. В случае с Тейлор ещё более удивительно, что, несмотря на длительное отсутствие выступлений, по состоянию на 2022 год она оставалась на 25-м месте в списке самых высокооплачиваемых исполнителей по версии Forbes.

Кроме того, в 2022 году Тейлор заняла одну из лидирующих строк рейтинга «Богатейшие self-made-женщины до 40» этого же издания. Тейлор весьма успешна в рекламных контрактах. На её руках были взаимовыгодные соглашения с такими гигантами, как Starbucks, Peloton, Apple, UPS и Coca-Cola. Ещё один предмет её деловой гордости — рекламная сделка с ретейлером Target, розничные магазины которого продают специальные издания её альбомов с эксклюзивным бонусным контентом.

Список активов Тейлор поистине впечатляет. Например, у неё не один, а два частных самолёта. По данным Elle Decor, девушка владеет недвижимостью на сумму более 80 миллионов долларов, включая дом на берегу моря в Уэстерли, что в Род-Айленде (где раньше регулярно проводила грандиозные вечеринки по случаю Дня независимости), поместье в Беверли-Хиллз, общая площадь которого составляет более тысячи квадратных метров (ранее принадлежавшее продюсеру Сэмюэлю Голдвину, одному из основателей Metro-Goldwyn-Mayer), уединённый дом в Нэшвилле и множество объектов недвижимости в нью-йоркских Трайбеке и Вест-Виллидже.

Вряд ли Тейлор могла когда-либо мечтать о таком успехе, и, вне всякого сомнения, это произошло не по счастливой случайности. «Никто не может с ней сравниться, особенно по части трудолюбия», — говорит Джек Антонофф, её давний коллега и друг. Действительно, о трудовой дисциплине Свифт ходят легенды.

© Chris Young/Keystone Press Agency/www.globallookpress.com

Не девочка-певичка

Как бескомпромиссная феминистка, Тей убеждена, что женщинам приходится работать в разы больше, чем их коллегам-мужчинам. «Девушки-музыканты, с которыми я знакома, раз в двадцать чаще переосмысляли себя, чтобы остаться на плаву», — делится Тейлор в документальном фильме «Мисс Американа». По мнению девушки, «потребность в постоянном переосмыслении своей деятельности, поиск новых граней творчества в угоду публике» — следствие двойных стандартов хищного шоу-биза.

Принимая во внимание её ход мыслей, никого не должно удивлять, почему этой теме уделяется так много внимания в её творчестве после того, как она отнюдь не полюбовно простилась с лейблом Big Machine. Взять хотя бы слова в песнях «My Tears Ricochet» из альбома Folklore («And when you can’t sleep at night / You hear my stolen lullabies» — «И когда ночью ты не сможешь уснуть / Ты услышишь мои украденные колыбельные»), «Vigilante Shit» из альбома Midnights и «The Man» из альбома Lover, где Тейлор размышляет о том, как развивалась бы её карьера, будь она мужчиной.

Но время не стоит на месте, и сегодня уже совершенно очевидно: Тейлор больше не девочка-певичка в мире мужчин. Теперь же, по меткому замечанию Барбары Уолтерс, «Тейлор Свифт — и есть музыкальная индустрия».

Время для отдыха: пять лучших детективов для зимних вечеров