Что такое жанр J-pop: история японской поп-музыки
Япония — второй по величине музыкальный рынок в мире после США. Только за 2023 год страна заработала на продажах релизов от артистов 2,2 миллиарда долларов. Особым спросом у местных слушателей пользуется жанр J-pop, или же японский поп. «Рамблер» рассказывает, чем примечательно это направление и как Страна восходящего солнца стала одним из ведущих игроков в шоу-бизнесе.
Ранний этап: каёкёку, или «музыка, пришедшая с Запада»
Долгое время Япония находилась практически в полной культурной изоляции. Исключения из правил случались: например, сотрудничество с голландскими и русскими купцами в XVII веке. Но и тут без ограничений не обошлось. Японское правительство очень боялось за свой суверенитет, а потому и к иностранцам относилось весьма настороженно.
Расклад поменялся во второй половине XIX века. Причина тому — так называемая революция Мейдзи. Но речь не о кровавой бойне, а о реформах. Политических, социальных и экономических. В итоге Япония из отсталого аграрного государства превратилась фактически в мировую державу. А заодно переняла все западное: технологии, искусство и, конечно же, музыку. Здесь-то и начинается история жанра под названием J-pop. Точнее, каёкёку.
Мэйко Хирота, 1966 год
«Треки, пришедшие с Запада» — вот что означает этот термин. И действительно, до середины XX века японцы буквально копировали американцев. Брали за основу джазовые и блюзовые традиции Миссисипи, делали каверы на Элвиса Пресли и многое другое. А ещё — переиначивали знаковые поп-хиты на свой лад. Такая участь постигла песню Don’t Treat Me Like a Child, например. Оригинал принадлежал перу британского дуэта J. F. Schroeder & M. E. Hawker, но перекочевал в репертуар артистки Мэйко Хироты и обзавёлся новым названием: Kodomo janai no.
Впрочем, совсем уж о своих корнях Япония не позабыла. В частности, певец Кю Сакамото выстрелил именно с авторской композицией. Более того, трек Sukuyaki даже американский чарт Billboard Hot 100 умудрился возглавить! Оказалось, что вовсе не обязательно заниматься плагиатом западных исполнителей, чтобы быть в топе.
Битломания и её последствия
В 1966 году ливерпульская четвёрка выступила на огромном стадионе «Ниппон Будокан» и покорила сердце каждого молодого японца. Консервативная страна не смогла устоять перед успехом The Beatles. Вскоре Токио и другие города захватила культура хиппи: джинсы, мешковатые кофты, кроссы, длинные распущенные волосы. На музыке новая мода тоже сказалась, разумеется. The Spiders, The Out Cast, The Voltage — подражатели великого британского квартета появлялись один за другим. Особняком стоял только коллектив Happy End, хотя и он частично следовал трендам.
Но потом японцы ударились в эксперименты. Скажем, Yellow Magic Orchestra совместили в своём творчестве синтвейв, психоделику и электропоп. Получилась ни на что не похожая музыка — сюрреалистичная и мелодичная одновременно.
Тем временем видный бизнесмен Джонни Китагава насмотрелся на американские бойз-бэнды и решил создать свой. Так появилась первая в Японии танцевальная поп-группа — Johnny’s. Коллектив состоял из дворовых игроков в бейсбол, что, впрочем, не помешало ему снискать популярность.
Участники группы Johnny’s
В 1962 году Китагава ещё и собственное развлекательное агентство открыл. Раньше компания называлась Johnny & Associates, но с конца 2023-го переименовалась в Starto Entertainment. Причина ребрендинга — скандал, связанный с именем ныне покойного основателя. Но не будем об этом. В любом случае именно Джонни Китагава заложил основы той самой J-pop-индустрии, которую мы знаем сегодня. Отсюда же пошли и айдолы — артисты с идеальной внешностью и имиджем. Да и многолетняя стажировка перед дебютом на поп-сцене тоже дело рук японского предпринимателя. К слову, все эти особенности потом перекочевали в южнокорейский шоу-бизнес. То есть в K-pop.
Сити-поп и Visual Kei как часть японской культуры
В 80-е битломания потихоньку канула в небытие, а на её смену пришли новые стилистические веяния: фанк, диско, буги и софт-рок. Если скрестить всё вместе, то получится сити-поп — неспешная радиоформатная музыка с элементами ретро. Исключительно японское изобретение. Этот жанр выделяется на фоне других за счёт детально продуманных аранжировок и простых, но эффектных мелодий. Конечно, влияние Запада и тут прослеживается, но в гораздо меньшей степени. Флагманы сити-попа — Мария Такэути, Тацуро Ямасита и Анри.
Отдельного внимания заслуживает и Visual Kei — направление метал-музыки с упором на яркие костюмы и театральную подачу. Из американских аналогов на ум первым делом приходят глэм-метал-группы в духе Kiss и Mötley Crüe. Но, в отличие от заморских коллег, японцы куда больше заморачиваются над концептуальной составляющей. Они могут представать в образе вампиров, ведьмаков, сирен, эльфов и прочих магических существ. Каждый новый альбом — это буйство красок и неожиданных образов. Андрогинная эстетика с элементами готики тоже визитная карточка стиля. Советуем послушать X Japan и Buck-Tick в качестве примера.
Кстати, большинство нынешних флагманов J-pop начинали свою карьеру с Visual Kei. Музыкант Таканори Нисикава, он же T.M.Revolution, — хороший тому пример. Кроме того, элементы аутентичного японского метала прослеживаются и у танцевальной поп-группы KAT-TUN. Если что, перед нами очередное детище Джонни Китагавы.
J-pop обретает свой современный вид
Участники группы KinKi Kids
Именно в 1990-е годы японский поп наконец-то обзавёлся буквой J в названии. Такую аббревиатуру предложили ведущие радио J-Wave, чтобы подчеркнуть аутентичность своей страны. Примерно в этот же период случился настоящий бум танцевальных групп. Законодателями мод стали уже известные нам Starto Entertainment. Какие только группы не вышли из этого агентства: KinKi Kids, SixTONES, Snow Man, Arashi, Hey! Say! JUMP, Kis-My-Ft2… И это далеко не все. Менеджментом бойз-бэндов занялись и другие развлекательные компании, например Avex Inc.
Герлз-бэнды тоже заполонили индустрию и продолжают доминировать до сих пор. Самые известные из них — Morning Musume, AKB48, Sakurazaka46 и Perfume. Сюда же можно отнести и тяжёлую артиллерию в лице BABYMETAL. Коллективы очень разные, но объединяет их одно: желание бесконечно экспериментировать и расширять музыкальные рамки.
J-pop — явление весьма размытое. Много жанров слилось воедино: джаз, фьюжн, фолк, хип-хоп, рок… Но, справедливости ради, так можно сказать почти о любой популярной музыке. Если Майкл Джексон сделал себе имя на смешении нескольких стилей, то об артистах Страны восходящего солнца и говорить нечего. Японцы всегда брали за основу чужие идеи, но доводили их до совершенства. И о собственных корнях не забывали. Именно поэтому местная поп-музыка получилась столь непохожей на всё остальное.
История позднесоветского и российского общества в культовых песнях того времени