Электронная музыка: что это такое, история возникновения, представители жанра
Электронная музыка возникла примерно 100 лет назад и сегодня проникла во все сферы современной культуры, сама по себе оставаясь отдельной вселенной. Что это такое, из каких основных жанров она состоит, что слушать и за кем следить, чтобы быть в курсе, — в обзорной статье «Рамблера».
История возникновения
Когда именно возникла электронная музыка — загадка. Просто потому, что появление музыки, созданной с помощью электричества, происходило постепенно. Американец Тадеус Кехилл в 1897 году построил многотонный инструмент телармониум, чтобы с его помощью передавать звук по телефонным проводам. Русский изобретатель Лев Термен в 1920-х годах придумал электромеханическое устройство, получившее название «терменвокс», — на нём нужно было играть без прикосновений. Француз Морис Мартено создал свой электрофон под названием «Волны Мартено» в конце 1920-х. Чем больше технологических открытий происходило в мире науки, тем больше возможностей возникало для создания новых инструментов.
Заметный прорыв случился, когда стала активно развиваться микроэлектроника, — это началось в 1970-х годах. Роберт Муг активно раскручивал синтезаторы Moog, а Дональд Букла — свои модулярные синтезаторы Buchla. Японцы внимательно наблюдали за развитием электроники и пытались делать по-своему — чтобы было и доступно, и удобно. Первыми возможности электронной музыки пробовали серьёзные композиторы-авангардисты, потом любопытные рокеры уровня The Beatles или Фрэнка Заппы, а затем немцы вроде Tangerine Dream или Can. Они окрестили свое творчество «космическим», хотя во всем мире эту музыку называли краут-роком.
Потом электронные инструменты зазвучали в поп-песнях и диско, а оттуда уже распространились по всему окружающему музыкальному пейзажу. Видов электроники существует невообразимое количество. Сама её история представляет собой безбрежный океан. В этой статье мы постараемся дать краткие описания самых основных жанров и направлений.
Особенности электронной музыки
«На электричестве играть нельзя — током убьёт. А они в резиновых перчатках играют» — так друг другу объясняли, что такое электронная музыка, герои советского фильма «Мимино», вышедшего в начале 1980-х. Уже тогда люди знали, что подобные композиции играются на синтезаторах, которые работают от электричества. Звучание обычно использовалось синтезированное, поскольку многие продюсеры в этой области интересовались прежде всего новыми тембрами, новыми звуками, которые не способны были издать классические музыкальные инструменты.
Потом появились семплеры, а вслед за ними новые жанры электронной музыки, в которых уже использовались звуки классических инструментов и целых оркестров. Сегодня уже нельзя говорить, что электроника состоит из одних только синтезированных звуков. Всё давно смешалось, и элементы этого направления используются теперь повсеместно в самых разных областях музыки — от строгой академической до лёгкой популярной.
Само словосочетание «электронная музыка» сегодня чаще используется в паре со словом «танцевальная» или «клубная», поскольку с середины 1980-х в этой области наблюдался взрыв разнообразных жанров и креатива. Человеку со стороны зачастую очень легко запутаться в жанровых хитросплетениях, а люди, глубоко погружённые в тему, зачастую могут до хрипоты спорить о том, к какому направлению можно отнести тот или иной музыкальный трек.
Жанры и стили электронной музыки
Попробуем рассказать на примерах об основных жанрах электронной танцевальной музыки.
Хаус
Наверное, самый известный жанр, который зародился в Чикаго в середине 1980-х благодаря доступности новых японских синтезаторов компании Roland, — бас-синтезатора TB-303 и драм-машин TR-808 и TR-909. Как говорил один из первых пропагандистов этой музыки, диджей и музыкант Фрэнки Наклз: «Хаус — это месть диско!» Дело в том, что с помощью подручных средств молодые музыканты в домашних условиях пытались записывать что-то похожее на диско-музыку, которая активно развивалась все 1970-е и в начале 1980-х столкнулась с серьёзным творческим кризисом. В итоге живых ударников заменили драм-машины, живых вокалисток — небольшие семплы, а песни стали треками, которые лучше всего воспринимались на клубных танцполах, а не в домашних условиях.
Активное развитие жанр получил, когда пластинки с этой музыкой пересекли океан и зазвучали на Ибице и в Великобритании. Многочисленные музыканты тоже захотели попробовать себя в этом начинании, в результате чего наплодились разнообразные поджанры. Например, более лиричный вариант стали называть дип-хаусом, потому что он апеллировал к более глубоким чувствам. Более танцевальный и мелодичный вариант назвали прогрессив-хаусом из-за склонности к пышному мелодизму и понтам, присущим прогрессив-рок-группам 1970-х. Музыку более жесткую так и называли — хард-хаусом. Нечто, находившееся на грани между хаусом и техно, окрестили тек-хаусом.
Возникали и продолжают возникать микрожанры и нанонаправления, которые держатся год-другой и становятся историей. В частности, в какой-то момент из хард-хауса возникло направление пампинг-хаус, который лучше всего получался у немецких или голландских музыкантов. Послушайте группу Klubbheads, например. А целую волну французской хаус-музыки — Daft Punk, St Germain, Cassius и многих других — называли french touch из-за чисто французского эстетства в их звучании.
У англичан даже возникла собственная форма хаус-мутации. Взяв за основу американский хаус, где много вокала и духовых инструментов, британские продюсеры понемногу видоизменяли его. В итоге они получили собственное звучание, которое теперь так и называется — UK garage. Его даже произносят на английский манер — гэридж. Потом он эволюционировал в тустеп из-за специфических ритмических партий, дал крайне популярный поджанр — спид-гэридж — и в итоге смешался с рэпом в виде грайма. А еще гэридж смешался с драм-н-бейсом, из чего получилось отдельное направление, сегодня нам известное как дабстеп.
Техно
Согласно общепринятой версии, техно как отдельный музыкальный жанр возникло в депрессивном американском Детройте чуть позже хауса. Правда, в Детройте с клубами всё было плохо, поэтому изначально техно подразумевалось не совсем как танцевальная музыка. Первые детройтские техно-продюсеры считали, что жанр должен работать скорее на голову, а не на тело. В их распоряжении были примерно те же инструменты, что и у чикагских музыкантов, — недорогие синтезаторы, купленные в ломбардах драм-машины и секвенсоры. В этой музыке отводилось много места космосу, как внешнему, так и внутреннему, научному прогрессу, технологии и мрачным антиутопиям. Однако бурной жизнью этот жанр зажил, только когда попал в Европу в конце 1980-х. Именно тут эта музыка стала активно развиваться. Очень быстро техно превратилось в отдельную вселенную с фантастической разновидностью направлений, концепций, звучаний и философий.
Участники группы 2-Unlimited
Для многих непосвящённых людей техно было общеупотребительным термином для всей новой электроники. Но для серьёзных меломанов важно было, что именно ты слушаешь. Например, массы любили танцевать под техно-поп (2-Unlimited, Culture Beat и многие другие), незлобивую танцевальную музыку со словами. В первых берлинских клубах полюбили быструю и жёсткую версию техно-музыки. Примером для европейских продюсеров-первопроходцев служило детройтское объединение Underground Resistance.
Для тех, кто любил музыку не для ног, а для головы, довольно быстро оформилось такое направление, как intelligence dance music (IDM). В итоге оно зажило своей жизнью и оформилось в отдельный жанр. А ещё есть такое понятие, как минимал-техно, в котором всё строится на минимуме звуков. Послушайте, например, что-нибудь от Ричи Хоутина и его проекта Plastikman.
Кому-то хотелось ещё быстрее и жёстче — так возник хардкор, который в Голландии оформился в отдельную субкультуру под названием «габба». А некоторые энтузиасты хотели сделать техно более мелодичным. Появился жанр транс. Название он получил из-за прилипчивых быстрых мелодий и просто из-за красивого слова.
Транс
Диджей Свен Фэт
Эта музыка в прямом смысле слова вышла из техно. Первые треки, которые можно было отнести к трансу, появились в Германии, а конкретно во Франкфурте-на-Майне, где вокруг фигуры крайне популярного диджея Свена Фэта сложилась большая тусовка самобытных музыкантов. Они хотели делать техно по-своему, чуть более мелодичным, с более активным использованием специфически звучащего синтезатора TB-303, чьё звучание называли «кислотным» или эйсидным.
Одними из первых и самых успешных трансовых музыкантов стали коллектив Jam & Spoon и берлинский диджей Пол ван Дайк. Ему были неблизки мрачность и жёсткость берлинского техно, и он же стал записывать первые хиты в новом жанре.
Удивительно, но эта музыка потом получила географическое продолжение. Кассеты с записями немецких диджеев попали в индийский штат Гоа, известный своими курортами. Там люди захотели записывать что-то похожее, но только с акцентом на индийские мелодии. Так возникло отдельное направление под названием гоа-транс, которое потом развилось в более быстрое направление — психоделик-транс.
Гораздо более массовой эту музыку сделали голландские диджеи и продюсеры — Тиесто, Армин ван Бюрен, Ферри Корстен и многие другие. Они тоже не любили жесткие ритмы, но им нравились масштабы стадионов и танцующие десятки тысяч людей. В итоге в 2000-х транс обрёл огромную популярность, а диджеи, игравшие в этом жанре, стали признаваться лучшими на планете.
Джангл/драм-н-бейс
Этот жанровый мутант зародился на британских рейвах начала 1990-х, когда некоторые диджеи поднимали скорость пластинки до максимальных значений (то есть +8%), чтобы ещё сильнее завести толпу. В итоге многие молодые люди догадались взять барабанные брейки из старых соул-записей, например «Apache» от Incredible Bongo Band и «Amen, Brother» The Winstons, и построить на них целые композиции. Так на танцполах возник жанр, который быстро прозвали джанглом. Потом такую музыку стали называть более престижно — драм-н-бейсом, и вокруг неё сложилась своя субкультура со своими звёздами и с миллиардом поджанров. Среди них есть более лёгкие и лиричные типа арткора, есть более танцевальные вроде джампапа, а есть совсем мрачные и жёсткие вроде текстепа или нейрофанка. Вся эта вселенная не стоит на месте, хотя от классической схемы с брейками так никто далеко и не ушёл.
Чилаут
Участники группы KLF
Это общий термин, под которым понимается более спокойная музыка самых разных жанров. В широкий обиход он вошёл в начале 1990-х после релиза альбома группы KLF с таким названием. А на рейвах чилаутами называли специальные комнаты или танцполы, где никто обычно не танцевал и играли треки для отдыха. В этих помещениях звучали эмбиент, трип-хоп, даунтемпо, даб, дип-хаус и прочая музыка не для танцев. Потом термин ушёл в народ, и всю такую музыку стали называть чилаутом.
Мировые звёзды электронной музыки
Главные звёзды — это диджеи. Многие из них, как Fred again.., ещё и авторы многочисленных хитов. Их выступления — это смесь из масштабов рок-концерта, технологического фестиваля и самой отлетевшей клубной вечеринки. Американцы из журнала Forbes до ковида высчитывали самых успешных и востребованных диджеев, оценивая их заработки. Но самый главный табель о рангах в электронной музыке вот уже 30 лет — это список 100 лучших диджеев, который ежегодно составляется британским журналом DJmag. Вот 10 самых востребованных диджеев 2024 года:
- Martin Garrix
- David Guetta
- Dimitri Vegas & Like Mike
- ALOK
- Timmy Trumpet
- Armin Van Buuren
- Afrojack
- Fisher
- Vintage Culture
- Peggy Gou
Российские представители электронной музыки
Участники группы ППК
Первым из российских электронщиков, кто добился видимого успеха на глобальной электронной сцене, стал дуэт ППК из Ростова-на-Дону. Они записали трек «Воскрешение», взяв за основу мелодию известного советского композитора Эдуарда Артемьева, который, кстати, очень много работал с электронной музыкой. Композиция оказалась настолько популярной, что её выпустил британский супердиджей Пол Окенфольд на своем лейбле Perfecto.
Определённой популярности на электронной сцене достигали такие артисты, как DJ Feel, Bobina и Swanky Tunes. Самым известным российским артистом на глобальной электронной сцене стала Нина Кравиц — сначала как диджей, потом как музыкант (с хитом Pain In The Ass) и владелец успешного лейбла «трип». Она регулярно выступает на самых значимых фестивалях планеты и в культовых клубах по всему миру.
Влияние электронной музыки на современную культуру
Электронная музыка всегда следовала за развитием новейших технологий. Она получала всё большее распространение по мере того, как компьютеры и синтезаторы становились всё дешевле и доступнее. Сегодня уже очень непросто провести чёткую границу между электронной и неэлектронной музыкой. Многие жанры и популярные артисты вдохновляются стилистическими наработками, накопленными за последние десятилетия.
Иногда это можно заметить в прямом влиянии и заимствовании. Например, в неоклассике, где академическая музыка и строгость исполнения совмещаются с многочисленными находками электронных экспериментаторов. Или же в многочисленных примерах того, как плоды экспериментов андерграундных электронщиков спустя годы находили своё применение в новых поп-хитах. В частности, в какой-то момент многие хип-хоп-артисты открыли для себя такое звучание, как тустеп, тем самым дав мощный импульс для этой уже чуть подзабытой музыки.
Тренды электронной музыки
Основные тренды в электронной музыке крутятся вокруг новых технологических решений, которые тем или иным способом связаны с генеративной музыкой и использованием искусственного интеллекта. Если же говорить более конкретно о жанровом разнообразии, то здесь можно отметить несколько взаимоисключающих трендов. С одной стороны, большой популярностью на клубных танцполах пользуются как жёсткое техно, так и более мелодичное, которое так и называют — melodic techno.
Некоторые говорят, что именно так звучит новая волна EDM-музыки — коммерческой направленности, нацеленной прежде всего на гигантские фестивали, которые, кстати говоря, сегодня пришли на место клубов, чья популярность падает и чьё количество в разных странах неуклонно снижается.
Электронная музыка продолжает динамично развиваться. Она служит источником идей и вдохновения для таких востребованных жанров, как поп-музыка и хип-хоп. Внутри самой электроники также продолжаются творческие поиски, находятся концептуальные решения, возникают новые музыкальные жанры. Следить за всем этим всё так же интересно, как и раньше.