Войти в почту

Сороковые роковые: лучшая советская и зарубежная музыка 1940-х годов, военные песни

«Рамблер» составил начальный путеводитель по лучшей музыке, которая ассоциируется с 1940-ми.

Сороковые роковые: лучшая советская и зарубежная музыка 1940-х годов, военные песни
© Рамблер

Десятилетия редко вписываются в установленные людьми четкие рамки. Они могут длиться меньше или дольше. Например, одно из самых мрачных десятилетий в новейшей истории человечества, 1940-е, фактически началось в 1939 году вместе со Второй мировой войной. А закончилось оно едва ли не в начале 1950-х, когда мир стал постепенно приходить в себя от страшных последствий конфликта. На Западе это десятилетие принято называть «Воюющими сороковыми», а в русском языке прижились «сороковые роковые». Весь мир яростно воевал друг с другом, и культура была на время задвинута куда подальше. Однако популярные песни всё равно возникали, пусть и напрямую связанные с теми событиями, которые переживала цивилизация.

Лучшие советские песни сороковых годов

Для подавляющего большинства советских граждан прежняя жизнь закончилась 22 июня 1941 года, когда нацистские войска вторглись на территорию Советского Союза и началась Великая Отечественная война. Неудивительно, что некоторые популярные в 1940-х годах песни были созданы в самом конце 1930-х. Новая музыка тогда появлялась не в таких больших количествах, как сегодня. Чтобы стать действительно популярной, народной, песне часто требовалось довольно много времени.

В довоенном СССР не существовало никакой развитой звукозаписывающей индустрии. Пластинки выпускались в незначительных количествах, средства для их воспроизведения, разнообразные граммофоны и патефоны, были также недоступны подавляющему большинству жителей страны. Новая музыка распространялась прежде всего с помощью радио. Радиоточка находилась в каждой отдельной квартире, жилых бараках, общежитиях, на площадях и станциях. Будьте готовы, что в нашем списке будет присутствовать музыка, записанная в предвоенные годы.

«Рио-Рита»

Это музыкальное произведение, сочиненное испанским композитором Энрике Сантеухини для берлинского клуба «Рио-Рита», добралось до советского слушателя спустя пять лет с момента своего появления на свет. Эта жгучая мелодия мгновенно обрела огромную популярность на всех городских танцевальных площадках предвоенного времени. Во время Великой Отечественной ее могли исполнять и оркестры, выезжавшие на фронт.

Она же часто звучала и после победы над нацистами. Кому-то она напоминала мирное время, а кому-то просто приносила душевное тепло и уют, которых так мало было в те сложные годы. О важности этой музыки для жителей СССР той эпохи свидетельствуют хотя бы строчки из стихотворения Геннадия Шпаликова из фильма «Военно-полевой роман» (1983): «Рио-Рита, Рио-Рита, вертится фокстрот, на площадке танцевальной 41-й год».

«Утомленное солнце»

Изначально это была довольно мрачная песня. Из-за смысловых намеков в тексте ее еще называли «танго самоубийц». Композицию написал Ежи Петерсбурский в 1935 году. Примерно через пару лет попав в СССР, эта мелодия получила огромную популярность среди посетителей танцплощадок. Танго и фокстрот тогда были главными танцевальными жанрами. В итоге на эту мелодию были написаны несколько вариантов текста, из которых в истории осталось «Утомленное солнце» поэта Иосифа Альвека. Текст ему заказал Александр Цфасман, руководитель московского джаз-оркестра. Этот шлягер потом пели многочисленные исполнители, но канонической можно считать самую первую версию Павла Михайлова, участника джаз-оркестра Цфасмана.

«Катюша»

© Михаил Озерский/РИА Новости, Василий Носков/РИА Новости

Матвей Блантер и Михаил Исаковский

Одна из самых знаменитых русских песен в мире, прочно ассоциирующаяся с Великой Отечественной войной. «Катюша» на самом деле была записана еще в 1938 году очень успешным композитором Матвеем Блантером, на чью музыку сочинил слова поэт Михаил Исаковский. Премьера этой песни состоялась в том же году на первом концерте Государственного джаза СССР, и на бис ее исполнили еще четыре раза подряд. Потом, во многом благодаря трансляции по радио, с «Катюшей» познакомилась вся страна. Когда в 1941 году миллионы людей отправились на войну, именно эта песня стала их самой любимой. Существует довольно правдоподобное мнение, что советские системы реактивного залпового огня получили свое название «Катюша» в честь этой песни. Жизнь шлягера продолжилась и после войны — он часто исполнялся за рубежом наряду с другими популярными русскими мелодиями вроде «Подмосковных вечеров».

«Синий платочек»

Еще один шедевр авторства Ежи Петерсбурского, вальс, который он сочинил в самом начале 1940 года. Но эта пышная мелодия, скорее всего, осталась бы в своем времени и вряд ли бы стала популярной, если бы не стихи, которые положил на музыку поэт Яков Галицкий. Поначалу эту песню исполняли по-польски (пусть и в Советском Союзе), однако она довольно быстро зазвучала на русском языке, и исполнять ее стали женщины, прежде всего одна из выдающихся исполнительниц русской народной песни Лидия Русланова, большой мастер цыганского романса Изабелла Юрьева, но эталонной версией этой песни оказалась та, что в 1942 году, когда вовсю уже шла война, исполнила молодая певица Клавдия Шульженко. Причем не оригинальную версию, а чуть видоизмененную, которую дописал лейтенант Михаил Максимов. Именно эта версия сегодня и считается самой известной (особенно в исполнении Шульженко). Хотя вариантов текста этой песни существует достаточно много.

Марк Бернес — Темная ночь

Поскольку в первые три года война шла преимущественно на территории Советского Союза, из столиц в глубокий тыл были эвакуированы все ценные деятели умственного труда, в том числе и киностудии, которые снимали для моральной поддержки армии различные фильмы. Один из них, «Два бойца» (1943), остался в истории как картина, через которую в свет вышли две песни и обосновались в условном культурном коде наших соотечественников. Это «Шаланды, полные кефали» и «Темная ночь» — обе в исполнении Марка Бернеса.

Хваткий Леонид Утесов, услышав их еще до выхода ленты на экраны, начал вовсю исполнять на своих концертах эти песни. Потом их также перепело огромное количество людей в диапазоне от Людмилы Гурченко и Софии Ротару до Димы Билана и Басты. Тем не менее канонической версией по-прежнему считается оригинал, который под гитару спел Марк Бернес.

«В землянке»

© Wiki/Общественное достояние

Лидия Русланова

Одна из главных песен военной поры, широко разошедшаяся сначала в войсках. В первую очередь из-за слов, описывающих весь страх и ужас, который людям на фронте приходилось переживать ежесекундно: «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти — четыре шага». Стихи были написаны в 1941 году военкором «Красноармейской правды» Алексеем Сурковым в письме с фронта своей жене. Зимой 1942 года на эти слова наложил свою музыку композитор Константин Листов. А популярной эту песню сделала Лидия Русланова. Именно в ее исполнении эта композиция получила широкое хождение сначала в войсках, потом в тылу, а далее везде. Потом ее часто перепевали и Леонид Утесов, и Максим Леонидов, и многие другие, в том числе и Алла Пугачева.

Марк Бернес — Враги сожгли родную хату

В 1945 году армии союзников окончательно разгромили нацистскую Германию, и пришла столь долгожданная победа. Однако СССР она далась крайне дорогой ценой — десятки миллионов людей потеряли своих родных, многие остались без крыши над головой. В 1946 году в литературном журнале «Знамя» Михаил Исаковский (тот самый, который написал стихи к «Катюше») опубликовал стихотворение «Прасковья» о солдате, вернувшемся с войны и дома заставшем лишь могилу своих родных. Композитор Матвей Блантер положил стихи на музыку.

В 1949 году песню на правительственном концерте, который шел в прямом эфире по радио на всю страну, исполнил дуэт двух Владимиров — Бунчикова и Нечаева. Их версию власти мгновенно запретили к дальнейшему распространению, посчитав ее чересчур пессимистической. Однако даже одного раза хватило, чтобы она ушла в народ. Нищие и калеки в поездах и на площадях потом еще долго исполняли ее, прося милостыню.

Вернулась эта композиция лишь 20 лет спустя — когда на праздничном «Голубом огоньке» 9 мая 1965 года по телевизору ее исполнил Марк Бернес. Именно в его версии эта песня и слушается лучше всего.

История позднесоветского и российского общества в культовых песнях того времени

Популярная зарубежная музыка 40-х годов

Если для СССР война началась в 1941 году, то для остальной Европы и Великобритании к тому моменту она шла целых два года. Последними во Вторую мировую вступили США, став союзниками стран антигитлеровской коалиции — СССР, Великобритании и Франции. Поскольку основные боевые действия шли в Старом Свете, то в самих Штатах культурная жизнь текла своим чередом — пусть и не беспроблемно. Главной музыкой той эпохи был ненавидимый нацистами свинг. За его прослушивание в гитлеровской Германии можно было нажить себе большие неприятности и даже оказаться в концлагере. Но вместе с американскими войсками, высаживающимися на другом конце света, в Европу приходила и новая поп-культура.

Vera Lynn — We’ll Meet Again

© Allan Warren/CC BY-SA 3.0

Vera Lynn

Если советским солдатам напоминали о доме, родных и близких шлягеры «Синий платочек» или та же «Катюша», то у британских солдат такой песней была We’ll Meet Again, которая впервые была исполнена в 1939 году Верой Линн незадолго до вступления Великобритании в войну. Эту песню на пластинках брали с собой на фронт, чтобы слушать в редкие моменты затишья. Этот хит больше всего ждали от Линн солдаты, когда она выступала перед ними. Эту же песню она исполнила в 2005 году в Лондоне на 60-летии победы во Второй мировой войне.

Johnny Hess & Orchestra Glyckson — Je Suis Swing

Франция недолго сопротивлялась гитлеровской агрессии — 20 июня 1940 года было подписано соглашение, по которому две трети всей страны оставалось под немецкой оккупацией. Под немцами оказалась в том числе и столица, Париж. Естественно, нацисты довольно быстро стали устанавливать свои порядки, среди которых, например, было запрещено слушать джаз , который захватчики причисляли к дегенеративному искусству. Но среди молодых парижан быстро сложилась любопытная форма неповиновения — такие люди себя называли зазу (в честь трека американского джазмена Кэба Кэллоуэя), а их гимном была песня с говорящим названием «Я есть свинг».

Бинг Кросби — White Christmas

© Wiki/Общественное достояние

Бинг Кросби

В 1942 году на экраны американских кинотеатров вышел мюзикл «Праздничная гостиница», для которого написал одну из канонических рождественских песен Ирвинг Берлин. Тот самый человек, который еще в 1911 году записал одну из первых джазовых пластинок, Alexander’s Ragtime Band, ставшую попутно одним из первых настоящих хитов в истории звукозаписи. White Christmas мгновенно завоевала популярность и регулярно звучала на волнах военных радиостанций, поскольку ее регулярно просили включать американские солдаты, чтобы вспомнить о своих семьях, оставшихся дома за океаном.

Billy Holiday — Lover Man

Во время войны великая американская певица Билли Холидей находилась в сложной ситуации. С одной стороны, в это время она записала целую серию своих лучших вещей. С другой — ее наркотическая зависимость стремительно усугублялась. Однако если говорить исключительно о качестве этой песни, то можно понять, почему она входит в золотой фонд джаза и блюза. Потом ее многократно перепевали не менее выдающиеся певицы уровня Сары Воан, Пати Лабелль и даже Уитни Хьюстон.

Nat King Cole Trio — That Ain’t Right

© Blue Note Records

Участники группы Nat King Cole Trio

В 1940-е взошла звезда еще одного великого джазмена — Нэта Кинга Коула, который мечтал завести собственный биг-бэнд. В итоге у него получилось сколотить небольшое трио, в котором было довольно необычное для того времени сочетание пианино, гитары и бас-гитары. Именно из этой музыки потом удивительным образом вырастет то, что в 1950-е годы получит название «рок-н-ролла» и будет пугать взрослых и воодушевлять молодежь.

Как война повлияла на музыку в 1940-х годах

Настолько всеохватной катастрофы, когда в боевые действия втянулась едва ли не вся планета, человечество еще не знало. Конечно, это находило отражение в музыке. В это десятилетие по понятным причинам практически не пользовалась успехом веселая или танцевальная музыка. Многим солдатам и труженикам тыла хотелось слушать мелодии, которые резонировали бы с их сложным моральным состоянием, придавали сил и давали веру в скорое наступление мира и победы над врагом. Такие серьезные жизненные испытания неизменно приносят с собой настоящие шедевры. Русская музыка пополнилась большим количеством песен, которые даже сегодня, спустя почти девять десятилетий, способны растрогать сердца слушателей.

Если же рассматривать развитие музыки с точки зрения технологий и бизнес-практик, то война и здесь сыграла свою роль.

Во-первых, американская звукозаписывающая индустрия столкнулась с первой настоящей забастовкой со стороны музыкантов, которые требовали повышения роялти от продаж пластинок и радиостанций. Этот бунт продлился несколько лет, и все это время был наложен фактический запрет на работу в студиях и запись новой музыки.

Во-вторых, в 1948 году инженеры лейбла Columbia представили свою последнюю разработку — 12-дюймовую виниловую пластинку, которая обеспечивала гораздо более высокое качество звука.

А в-третьих, американские военные после победы над нацистами поближе познакомились с новым изобретением немецких инженеров в области магнитной звукозаписи — магнитофоном.

В итоге в начале 1950-х в США было налажено производство не только магнитофонов, но и магнитной пленки к ним. Это, в свою очередь, произвело самую настоящую революцию в области звукозаписи — стала возможна многодорожечная запись, без чего попросту не могла существовать вся известная нам музыка и новые музыкальные жанры — от рока до техно.

В этой статье были затронуты лишь самые известные и яркие примеры музыки 1940-х. Однако на самом деле это десятилетие, когда всем было не до культуры, все-таки хранит в себе большое количество шедевров не только композиторского, но и песенного искусства.