«Все тупо пытаются заработать денег»: «Буерак» о состоянии индустрии, доверии самому себе и напрягах в туре
Группа «Буерак» в этом году празднует десять лет творческой деятельности. В ноябре у коллектива вышел новый мини-альбом «Отпуск без конца». В интервью «Рамблеру» вокалист Артём Черепанов рассказал, как избежать выгорания, чего ждать от будущего живой музыки и как воспринимать критику молодым артистам.
Постпанк-дуэт Артёма Черепанова и Александра Макеева «Буерак» возник в Новосибирске в 2014 году и стал неотъемлемой частью «новой русской волны». В тот период на отечественной сцене появилась целая россыпь рок-команд, поющих на русском языке. Композиции коллектива отличаются забавными текстами, а песня «Спортивные очки» стала мемом. За десять лет у «Буерака» вышло 8 альбомов и большое количество мини-релизов.
«Буераку» — 10 лет. Когда вы только начинали, сколько лет давали проекту? В шутку и всерьёз.
Какие-то слишком меркантильные мысли. Мы что, звёзды какие-то?
Мы собрались играть музыку и хорошо проводить время. Это как замерять время перед каждым сексом или прогнозировать его длительность.
Никогда не хотели сменить название? Некоторые группы спустя время жалеют, что выбрали для себя какое-то имя и теперь не могут его поменять.
Не было таких мыслей. Оно идеально описывает то, что происходит в творчестве «Буерака» и по сей день.
Что для вас идеальный отпуск?
Полежать на диване, играя в PlayStation, попить пива и лечь спать.
«Отпуск без конца» был написан в промежутках между концертами. Расскажите, как строится работа над релизом в таком плотном графике.
Он не был написан между концертами, он записывался в спокойных тепличных условиях без спешки. Мы не так уж часто выступаем, чтобы выкраивать время, даже наоборот: большую часть времени мы уделяем творческим процессам.
Туры — это всегда напряжно. Что помогает вам оставаться в тонусе?
Честно говоря, в тонусе в туре невозможно находиться, это всегда тяжело. Наверное, хорошей идеей будет ехать в тур на пике физической формы — вот что могу сказать наверняка. Тело нужно подготовить к бегу по вокзалам и пританцовываниям с гитарой.
В EP есть композиция «Призрак в доспехах». Что из аниме и кинематографа в целом зацепило за последнее время?
Практически ничего, современное кино — это очень печальное зрелище. Так, в рамках развлечения «Догмен» понравился из-за отличной игры Калеба Лэндри Джонса, ну и на очереди «Субстанция». Помимо этого, больше нечего выделить.
Что помогает музыкантам не выгорать?
Я не верю в выгорание, по-моему, или ты чем-то занимаешься, наслаждаешься процессом или же нет. Если у наслаждения есть срок годности, то, думаю, это не совсем искреннее наслаждение. Мне даже приятно просто взять гитару в руки и сыграть какой-нибудь аккорд, уже это меня радует.
Сейчас все говорят, что 2017-й — это «новый 2007-й» по уровню культовости. Какими вы помните музыку и сцену того времени?
2017 год был невероятно плодороден на талантливых музыкантов. Была даже некая конкуренция, было интересно за этим наблюдать, в этом даже участвовать в какой-то степени. По мне, так более культурно значимого года в современной русской музыке ещё не было, да и вряд ли будет. Сейчас скучно смотреть за тем, как все тупо пытаются заработать денег, и всё, а в 2017-м ещё были высокие цели у артистов.
Дайте совет себе десятилетней давности
Делай как считаешь нужным, не пренебрегая этикой и принципами, верь себе и только в себя и не позволяй никому выбить тебя из равновесия своим токсичным ядом. Нужен сильный иммунитет, если идёшь заниматься относительно медийной деятельностью.
Не припомним фитов у вас в творчестве. Намеренно отказываетесь от коллабораций или не было интересных предложений?
Не было интересных предложений, да и мы довольно закрытые люди в целом. Но, может, когда-то сделаем фит с кем-нибудь.
Дайте совет, как молодым музыкантам принимать критику без ущерба для эго.
Критику необязательно принимать. В 99% случаев это то, на что не стоит реагировать, принимать близко к сердцу или обращать внимание. Так сложилось, что люди в своей массе не сильно разбираются, поэтому вряд ли могут посоветовать что-то дельное. Вот критика музыкантов, желательно хороших и авторитетных, — это уже другое.
За много лет работы вы, скорее всего, сотрудничали с разными саунд-продюсерами. Как музыканту найти оптимального для себя?
Мы всю свою карьеру работаем со старта с одним и тем же саунд-дизайнером, это Миша Гаврилов, также известный как Миша Sultan и гитарист группы FPRF. Ни разу не были разочарованы. Если говорить о том, как найти, то, наверное, в идеале надо самому сводить свою музыку или давать её тем людям, кому на неё не пофигу. Кто готов погружаться и работать над ней с пониманием, иначе нет смысла.
Как вы думаете, какое будущее ждёт живую музыку в эпоху цифровых технологий?
Я думаю, никуда она не денется, всегда на неё будет запрос, всегда будет аудитория, которая любит гитары и так далее. Нейросети не заменят живых артистов, а если заменят, то это уже будет больше вина неразборчивых слушателей.
Каким вы видите развитие отечественной музыкальной индустрии в ближайшие годы?
Да плохо, если честно. Нет практически хороших артистов на нашей сцене, разве что совсем неизвестные группы в маленьких гаражах и подвалах могут создавать нечто, напоминающее искусство, но у них просто нет шансов стать замеченными в эпоху, когда очень сильно решают промо и медийка. Шанс завируситься крайне низкий, но всё же он есть.
Какие главные выводы вы сделали для себя за десять лет существования группы?
Что занятие музыкой, группа «Буерак» и аудитория группы «Буерак» — это невероятные люди. Приятно потратить хоть всю жизнь на это.
«Музы Пульс»: популярные артисты, треки и тренды в музыке за ноябрь 2024 года