Музыкальный продюсер: как им стать, что он делает для артиста

За каждым популярным артистом стоит целая команда: менеджеры, публицисты, визажисты и далее по списку. Главное звено в цепи — это продюсеры. Именно они превращают простого человека в суперзвезду. «Рамблер» рассказывает, как устроена эта профессия.

Музыкальный продюсер: как им стать, что он делает для артиста
© Рамблер

Кто такой музыкальный продюсер

Хороший продюсер — как герой фильма «Сплит» Найта Шьямалана. То есть имеет множество граней личности. В России речь чаще всего идет либо об инвесторе, либо о финансовом аналитике. Такой специалист требуется везде, где крутятся большие деньги. Прежде чем приступать к реализации крупного проекта, надо рассчитать бюджет, выстроить программу маркетинга, набрать компетентную команду.

За рубежом продюсер в большей степени занимается творчеством. С одной стороны, это хитмейкер: тот, кто может сочинить качественную и цепляющую мелодию. С другой — ментор и учитель. С третьей — звукорежиссер и саунд-инженер. С четвертой — концептуальный мыслитель. С пятой — пиарщик… В общем, на все руки мастер. Может быть, не 24 альтер эго, но близко к тому.

Продюсеру необходимы эти навыки, так как именно он отвечает за выстраивание образа артиста. Ведь любая знаменитость — это продукт. Начиная от имиджа и заканчивая репертуаром. Чтобы продать товар, надо учесть много факторов. Текущие музыкальные тренды, особенности продвижения на разных площадках и так далее. Каждая деталь должна быть просчитана до мелочей. Иначе случится коммерческий провал.

© Raimund Franken/globallookpress.com

Томас Алва Эдисон и изобретенный им фонограф

Когда-то продюсер начинал с малого – с обычной звукозаписи. Еще в далеком 1877 году Томас Алва Эдисон изобрел предназначенный для этого фонограф. Первая в мире студия звукозаписи называлась Thomas A. Edison Inc.

Знаменитый изобретатель дал огромный толчок к развитию индустрии, но до совершенства было еще далеко. Устройства для воспроизведения звука могли себе позволить только зажиточные люди и компании с соответствующим профилем. Поэтому первые продюсеры — или те, кто считался таковыми, — лишь пытались улучшить качество записи. Альбомы создавались по принципу «один дубль или ничего». Едва кто-то из музыкантов ошибался, приходилось начинать все заново. Диски — вернее, грампластинки — нарезались в режиме реального времени.

Изобретатель Лес Пол явил миру так называемый мультитрек, то есть запись в две дорожки:

У меня была парочка дисковых устройств, и я просто посылал сигнал с одного на другое.

В отличие от Эдисона, Лес Пол и сам был музыкантом. Записывал альбомы, ездил в туры, выступал со звездами. Нередко продюсерами становятся именно артисты.

Культовые продюсеры и их достижения

По мере развития звукозаписи обычная рутина превратилась в увлекательный творческий процесс. В 1950-е простого нарезания аудиолент уже было недостаточно: требовались инновации. Как нащупать уникальный стиль отдельного коллектива? Какую написать аранжировку? Что имеет значение — заедающий хит на потребу дня или элитарная концептуальная работа? На плечи продюсера ложилось все больше и больше задач. Те, кто подходил к делу с перфекционизмом, добивались невероятных высот.

Сэм Филлипс

© Handout/globallookpress.com

Можно сказать, основоположник старого доброго блюза и рок-н-ролла. Элвис Пресли, Би Би Кинг, Хаулин Вольф, Джонни Кэш — лишь некоторые работавшие с ним звёзды. Филлипс приложил руку ко многих американским хитам 1950-х. Особого внимания заслуживает песня Rocket 88 группы The Kings of Rhythm, ознаменовавшая поворотный момент в истории рок-сцены.

Фил Спектор

© Photolink/MediaPunch/globallookpress.com

Легендарный продюсер своего времени. Поначалу Фил Спектор играл в составе The Teddy Bears. Стоял на бэк-вокале и непрерывно фонтанировал идеями. Даже умудрился возглавить чарт Billboard Hot 100 с песней To Know Him Is to Love Him 1958 года. Уже тогда Фил проявил себя как потенциальный хитмейкер. Спектор попробовал работать с другими звёздами и вскоре поставил индустрию на колени. Сначала выстрелила ранее никому не известная певица Шер, потом — женская группа The Crystals, а далее последовало сотрудничество с Тиной Тернер и The Beatles.

Джордж Мартин

© SOLO/globallookpress.com

Кстати, о «Битлз». А вот и главный куратор величайшей рок-группы на планете. Британский продюсер работал почти над всеми альбомами группы. Исключение составляет только Let It Be. Получается, тот самый узнаваемый саунд и имидж The Beatles — целиком дело рук Джорджа Мартина? Не целиком, но свою лепту он определенно внес, без него коллектив вряд ли бы смог в корне изменить историю музыки.

Однако знаменитый квартет — не единственная заслуга Мартина. Есть еще Джефф Бек, Flanders and Swann, чуть-чуть Селин Дион и UFO.

Рик Рубин

© jasontheexploder/CC BY 3.0

Пожалуй, самый известный продюсер в мире. И хип-хоп-империю построил, и тренд на ню-метал ввел, и с поп-гигантами посотрудничал. LL Cool J, Beastie Boys, Slipknot, Linkin Park, Кеша, Red Hot Chili Peppers, Eminem, Канье Уэст, System Of A Down… C кем Рик Рубин только не работал.

Это тот редкий случай, когда имя продюсера на слуху не только у экспертов, но и у рядовых слушателей. Рик всегда выходил — и выходит — за жанровые рамки. Автобиографическая книга «Из ничего: искусство создавать искусство» скажет лучше всяких слов.

Порой складывается впечатление, что любой продюсер — это артист в отставке. А вот и нет! Кто-то вполне может похвастаться головокружительной сольной карьерой. Канье Уэст — отличный тому пример. Рэпер сначала сочинял музыку для других, а потом уже потихоньку и собственный стиль нащупал.

SG Lewis — аналогично. Этот продюсер еще совсем молод по сравнению с конкурентами, но уже успел поработать с Дуа Липой, Нелли Фуртадо, Туве Лу, Элтоном Джоном и еще кучей звезд первой величины. А потом и сам засиял в свете софитов. Сольные альбомы SG Lewis — сонграйтинг высшей пробы.

Мастера на все руки найдутся и среди наших соотечественников. Один только Максим Фадеев чего стоит. Продюсер вывел на мировую арену группу «Тату», подарил хиты почти всем участникам «Фабрики звезд», да и про себя любимого не забыл. Вспомните лонгплей «Танцуй на битом стекле» прямиком из 1991-го. Именно с него началось восхождение флагмана российской поп-музыки.

Стоит также упомянуть Игоря Крутого, Юрия Айзеншписа, Константина Меладзе, Алексея Романоф и Владимира Галата.

Продюсер и артист: в чем суть сотрудничества

© Gerry Maceda/globallookpress.com

Выступление Dr. Dre и Snoop Dogg на фестивале Coachella

В шоу-бизнесе почти всегда главенствует принцип «цель оправдывает средства». Главное — продвинуть артиста и как следует заработать.

Некоторые продюсеры слишком потребительски относятся к своим подопечным. Порой на это есть объективные причины. В конце концов, хороший специалист делает значительную часть всей работы. Написание хитов — лишь то, что лежит на поверхности. Продюсер может знакомить артиста с представителями лейблов, выстраивать имидж, заниматься пиаром и менторством в студии.

Продюсер с именем может выдать «золотой билет» в индустрию. Но отнюдь не задаром. За славу приходится платить кабальными контрактами и изнурительным трудом. Нередко продюсеры отличаются непростым нравом. К примеру, Доктор Дре заставлял Снуп Догга перезаписывать одну и ту же партию целых 107 раз.

Ожидаемые альбомы декабря: Snoop Dogg & Dr. Dre, Glukoza, Dua Lipa и другие

Можно ли добиться известности без участия продюсера? Чаще нет, чем да. Потому что выше определенного уровня без связей никак не подняться. Надо либо пахать как проклятому и светиться везде, где можно, либо иметь влиятельных родственников. И, опять же, все ради чего? Ради знакомства с продюсером, который выдаст пресловутый «золотой билет». Замкнутый круг.

Кто может работать музыкальным продюсером

Профессионал своего дела многолик. Это может быть и саунд-инженер, и звукорежиссер, и концертный директор, и менеджер, и промоутер… Самое главное, продюсер должен уметь писать цепляющие треки. Именно поэтому чаще всего в профессию идут уже состоявшиеся артисты.

Как стать музыкальным продюсером

Можно отучиться в отечественном вузе или за рубежом по этой специальности. В основном предлагается бакалавриат, но магистратура тоже имеется.

Вот некоторые из российских заведений, где можно освоить профессию:

  • Высшая школа экономики
  • «Синергия»
  • Российская академия музыки им. Гнесиных
  • Московская государственная консерватория им. Чайковского
  • Санкт-Петербургский государственный институт культуры и другие заведения подобного толка в разных точках страны.

В некоторых местах название профессии может быть неточным. Например, просто «музыкальное искусство». Или «менеджмент». Есть и смежная специальность под названием «композитор».

На просторах интернета также полно курсов по продюсированию и саунд-дизайну.

Плюсы и минусы профессии

© pch.vector/freepik.com

Достоинства

  • Востребованность и престиж. Хороший продюсер всегда нарасхват, как тот же Рик Рубин. С профессионалом своего дела желают сотрудничать абсолютно все — и независимые артисты, и представители медиамагнатов.
  • Разнообразные проекты. Как правило, у продюсера нет жанровых ограничений. Каждый новый альбом или исполнитель — это творческий вызов и мозговой штурм. Как обыграть аранжировку, чтобы получился хит? Как выявить сильные стороны артиста?
  • Высокооплачиваемая работа. В конгломерате с мировым именем можно обеспечить себе безбедную старость. Но даже менее известные компании могут предложить неплохую зарплату.

Недостатки

  • Ненормированный график и, как следствие, стресс. Часами и сутками корпеть в студии над новым материалом. Постоянно общаться с акулами шоу-бизнеса. Справляться с капризами артистов. Чем выше заработок, тем быстрее сгорают нервные клетки. О свободных днях и вовсе говорить не приходится.
  • Сложно куда-то пробиться. Профессия престижная, но подниматься по карьерной лестнице — все равно что покорять отвесную скалу. Даже тяжёлый труд не всегда гарантирует нужный результат. К тому же за удачным проектом может последовать провал. Музыкальная индустрия порой напоминает лотерею. Начинающие специалисты зарабатывают немного.
  • Нестабильность. Можно грести деньги лопатой, а можно и страдать от финансовой нужды. Только самые востребованные продюсеры могут считаться элитой.
  • Много рутины. Делать музыку и делать деньги — разные вещи. Зачастую погоня за прибылью плохо вяжется с творчеством как таковым. В большинстве своем публика настроена весьма консервативно. Ей надо немного: цепляющий мотив и простую мелодию. Эксперименты и насыщенные аранжировки не в чести. Поэтому продюсеры частенько пишут композиции «по шаблону» и не слишком заморачиваются с деталями. Главное — чтобы в рекомендации TikTok залетело. Кого-то такой расклад устраивает, а кому-то нужен простор для фантазии.
  • Вечно в тени. Музыкантов помнят почти все, а вот продюсеров — единицы. Исключения из правил есть, но в целом даже самые именитые продюсеры рано или поздно уходят в небытие.

Какими личностными качествами должен обладать продюсер

  • Целеустремленность. Постоянно работать над собой и идти вперед вопреки неудачам и злым языкам.
  • Коммуникабельность. Договариваться о взаимовыгодном сотрудничестве, выбивать себе место под солнцем и по возможности ни с кем не ругаться. К артистам тоже особый подход нужен.
  • Настойчивость. Снова и снова пропихивать свой проект, невзирая на отказы. Не прогибаться под конкурентов и не соглашаться на невыгодные сделки.
  • Стратегическое мышление и коммерческая жилка. Мозг топового продюсера напоминает шахматную доску, где все ходы предугаданы заранее. Всегда есть план «Б» и даже план «В» в случае провала. Кроме того, профессионал должен иметь нюх на тренды.
  • Перфекционизм. Даже самая трендовая композиция не выстрелит без должного подхода к делу. Сразу приходит на ум Доктор Дре и его «тоталитарный режим» в студии. Халтура заметна почти всегда.

***

Продюсер — профессия хоть и престижная, но отнюдь не простая. Тем не менее именно эти люди сформировали и продолжают формировать облик современной музыкальной индустрии.

Помогает ли артистам в карьере музыкальное образование