Как «Щелкунчик» Чайковского стал классикой рождественского сезона
Сказка «Щелкунчик» легла в основу всемирно известного балета, который уже традиционно ассоциируется с Рождеством и Новым годом. «Рамблер» рассказывает, как создавалась постановка и как установилась её связь с зимними праздниками.
Как создавался балет «Щелкунчик»
К 1890 году композитор Петр Чайковский уже был живым классиком. Он уже написал «Лебединое озеро» и «Спящую красавицу». Его имя уже знали во всём мире. Когда к нему обратился глава дирекции Императорских театров с просьбой написать двухактный балет на один вечер, композитор согласился, решив, что это задача интересная и не такая сложная. Однако у судьбы были свои планы.
Чайковский обратился за помощью к своему давнему коллеге, хореографу Мариусу Петипа, с которым они уже работали ранее. В качестве исходного сюжета композитор выбрал сюжет из популярной сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». В Петербурге к этому времени она уже несколько десятилетий пользовалась популярностью в пересказе Александра Дюма-отца, хорошо нам известного по «Трём мушкетерам». Петипа, хоть и прожил к тому времени в России больше 40 лет, любил свою родину и поэтому взялся именно за французский пересказ сказки. По его задумке, например, танцоры должны были исполнить карманьолу, главный танец Великой французской революции. Однако бдительные цензоры такие крамольные штуки убирали ещё на этапе работы над либретто. В какой-то момент творческий процесс у Петипа застопорился, а сам хореограф потерял к «Щелкунчику» всяческий интерес.
Сложно шла работа и у самого композитора. Об этом он сообщал в письмах своим братьям: «Главное — отделаться от балета», «Я тщательно напрягал все силы для работы, но ничего не выходило, кроме мерзости», «А вдруг окажется, что... „Щелкунчик“ — гадость...?» К тому же Чайковскому пришлось прерваться, поскольку весной 1891 года он уехал с гастролями в США. Там он поучаствовал в открытии нового концертного зала в Нью-Йорке, который теперь известен как Карнеги-холл. Попутно умерла сестра композитора, Александра, с которой Петр Ильич был очень духовно близок.
Хотя композитор понимал, что к назначенному сроку не успеет, работу свою он не останавливал — какие-то части балета были написаны во время того американского путешествия. Основной массив Чайковский закончил в начале 1892 года, а в марте на одном из концертов Русского музыкального общества была исполнена сюита из музыки к балету, которую очень тепло приняли критики и публика.
Чайковский был композитором-новатором и легко включал в музыку интересные, новые инструменты. Например, именно в «Щелкунчике» он впервые задействовал клавишный металлофон — челесту, изобретённую Огюстом Мюстелем в 1886 году. Чайковский услышал инструмент во Франции и тотчас захотел использовать его в своей новой постановке.
«Я открыл в Париже новый оркестровый инструмент, нечто среднее между маленьким фортепиано и глокеншпилем, с божественно чудным звуком... — писал он в 1891 году музыкальному издателю Петру Юргенсону. — Так как инструмент этот нужен будет в Петербурге раньше, чем в Москве, то желательно, чтобы его послали из Парижа к Осипу Ивановичу. Но при этом я желал бы, чтобы его никому не показывали, ибо боюсь, что Римский-Корсаков и Глазунов пронюхают и раньше меня воспользуются его необыкновенными эффектами».
В итоге этот инструмент звучит во время танца Феи Драже. После Чайковского его использовали не только классические композиторы, но и джазовые музыканты и рокеры. Его даже можно услышать в саундтреке к «Гарри Поттеру».
Пока шла работа над музыкой, тяжело заболел сам Петипа, поэтому за хореографию пришлось отвечать Льву Иванову, второму балетмейстеру Мариинского театра, главного театра империи. Именно он придумал танец маленьких лебедей в «Лебедином озере». Иванов придерживался схемы Петипа и довёл постановку до готового состояния.
Премьера балета состоялась 6 декабря — или 18-го по старому стилю — 1892 года и вызвала неоднозначную реакцию. С одной стороны, царь Николай II пришёл от увиденного и услышанного в восторг. «Государь был в восхищении, призывал в ложу и наговорил массу сочувственных слов», — пересказывал потом художник Александр Бенуа. С другой стороны, критики принялись громить новый балет со страниц газет: «После ряда удачных постановок, как „Пиковая дама“ и „Спящая красавица“, появилась невообразимая по безвкусию постановка балета Чайковского „Щелкунчик“», — писал один.
«Вообще „Щелкунчик“ поставлен преимущественно для детей — для танцовщиц в нём было весьма мало, для искусства — ровно ничего. Даже музыка оказалась довольно слабою», — вторил ему другой.
«Трудно представить себе что-нибудь скучнее и бессмысленнее „Щелкунчика“», — делал чёткий вывод третий.
Несмотря на такую критику со стороны профессионального сообщества, балет оставался в репертуаре Мариинского театра вплоть до конца империи и начала революции.
Что случилось с «Щелкунчиком» при советской власти
Новые власти действовали согласно гимну Интернационала: «Весь мир до основанья мы разрушим, а затем, мы наш, мы новый мир построим». Поэтому запрещали всё, что хоть как-то ассоциировалось с прежним временем. Так, в конце 1920-х празднование Рождества и Нового года в России было запрещено. Соответственно, под фактическим запретом оказались различные рождественские песни и театральные постановки.
«Щелкунчика», пусть и в новых постановках, всё-таки показывали. Сначала был эксперимент в 1919 году на сцене московского Большого театра. В 1923 году уже в Санкт-Петербурге Фёдор Лопухов поставил ещё более авангардный вариант балета в духе времени. Но и он продержался считаное количество раз. В 1934 году состоялась премьера постановки на сцене Мариинского театра. Она продержалась дольше всех — идёт там регулярно до сих пор. Свои партии в балете танцевали великая Галина Уланова и Константин Сергеев.
Однако никакого особого внимания к «Щелкунчику» как к новогодней традиции при советской власти не было. Новый год снова разрешили праздновать в 1935 году. В 1966 году главный балетмейстер Большого театра Юрий Григорович сделал свою постановку, которую многие историки балета и театра считают едва ли не максимально приближенной к тому, что задумывали Чайковский и Петипа. Именно этот «Щелкунчик» идёт и сегодня. Именно на него невозможно купить билеты.
«Щелкунчик» в России и за рубежом. Как он стал рождественской классикой
«Щелкунчик» прежде всего рождественская сказка. Все события там разворачиваются в сочельник. По сюжету к Рождеству дети получили кучу подарков, среди которых была и фигурка Щелкунчика. В то время в Западной Европе в моде были специальные устройства для колки орехов. Как оказалось, этот Щелкунчик был не простой игрушкой, а заколдованным принцем, которому пришлось воевать с мышиным королем и его многочисленным войском. Чайковский, оставив канву сказки, несколько переделал происходящее. Однако главное он не тронул, а даже несколько приукрасил — веру в то, что под Новый год обязательно случаются какие-нибудь удивительные и приятные чудеса.
Но откуда же взялась эта чёткая связь между новогодними (или рождественскими) традициями и балетом Чайковского? Тут на сцене появляются американцы, чью балетную школу здорово изменил, если не спас, «Щелкунчик» Чайковского.
Впервые «Щелкунчика» поставили на американских подмостках в 1944 году. Однако радикально переосмыслил постановку Георгий Мелитонович Баланчивадзе, всему миру теперь известный как Джордж Баланчин, выпускник Императорского театрального училища, отец американского балета. «Щелкунчик» в его трактовке отказался от классицизма Петипа в пользу более современного прочтения и стал главным рождественским хитом.
«Все в Нью-Йорке были против него, включая критиков, — вспоминала его тогдашняя жена Мария Талчиф, исполнившая партию Феи Драже. — Наша компания испытывала серьёзные финансовые трудности, но, слава богу, мы не отступили от задуманного, и в итоге эта постановка спасла нашу компанию».
В версии Баланчина этот балет теперь идёт каждое Рождество в Нью-Йорке. В 1993 году в одноимённом фильме-балете сыграл юный Маколей Калкин, который уже был звездой другого рождественского хита, «Один дома».
Среди американцев «Щелкунчик» становился рождественской традицией постепенно. В 1970-х Американский театр балета сделал постановку для телевидения, благодаря чему с музыкой Чайковского познакомилось ещё большее количество людей. Эту несколько мрачноватую, даже немного психоделическую версию поставил Михаил Барышников, за два года до этого сбежавший из СССР.
Советские телезрители впервые близко познакомились с музыкой Чайковского благодаря мультфильму «Щелкунчик». Он был снят в 1973 году Борисом Степанцевым, автором классических мультфильмов про Карлсона и Вовку в Тридевятом царстве.
Несмотря на то что «Щелкунчика» по традиции показывали в том же Большом или Мариинском театрах в конце года, своеобразной новогодней классикой в стране этот балет стал уже в нашем веке. В этом, скорее всего, свою роль сыграла рождественская традиция американцев.
Так или иначе, это не мешает многим из нас наслаждаться великолепной музыкой Чайковского. Неважно, сидите ли вы в кресле Большого театра, у себя дома, смотря видеотрансляцию, или же пытаетесь найти новые смыслы, посещая экспериментальные постановки. Даже если для многих это будет единственный увиденный ими балет, его сказочность запомнится надолго.
«В нём же есть все нужные элементы, ведь так? — теоретизирует балерина и хореограф Дебора Дамаст. — В нём есть интрига. В нём есть волшебство. В нём есть конфетки!»