Привет из 1924-го: как люди представляли себе музыку будущего 100 лет назад
В архивах журнала «Музыкальная академия», издающегося с 1933-го, мы обнаружили любопытный артефакт — оцифровку статьи 1924 года из издания «Музыкальная Америка». В ней автор, некий Р. М. Кнерр, рассуждает, как будет звучать музыка через 100 лет. На дворе 2024-й, а значит, пришло время оценить, насколько журналист был прав в своих предположениях.
Музыка по нажатию кнопки
В своем тексте Кнерр отмечает, что в начале ХХ века произошли большие перемены. Вероятно, автор статьи имеет в виду начало золотого века радио в США: оно как раз пришлось на 20-е годы прошлого столетия. Потому для фантазирующего о музыке будущего журналиста было вполне естественно ожидать в перспективе еще более серьезных изменений.
«Возможно, через сто лет роскошные гостиные частных домов будут наполняться божественной музыкой по одному нажатию кнопки. Чудеса того времени, весьма вероятно, будут включать массовое исполнение великих хоровых произведений коллективами певцов и музыкантов в различных городах», — предполагал журналист.
В те времена это звучало как настоящая фантастика, однако в XXI веке не только роскошные гостиные частных домов, но и в принципе любые помещения могут наполняться музыкой по одному нажатию кнопки. Спасибо за это появлению и развитию интернета и эре стримингов, в которой мы сейчас живем.
Также стали реальностью технологии «для передачи визуальной оперы наряду с музыкой по проводам или беспроводным путем». С поправкой на то, что именно опера в 2024 году не столь востребована, в отличие от трансляций поп-концертов. Все же сто лет назад Кнерр никак не мог подумать, что некая Тейлор Свифт станет популярнее почитаемого им Моцарта.
Дистанционные концерты
Удивительно, но автору статьи для «Музыкальной Америки» удалось довольно точно спрогнозировать становление современной музиндустрии. Он был уверен, что технологии не заменят живых артистов, а станут их помощниками. «Результатом развития технологий, скорее всего, будет большой прирост прибыли от представления. Границы пространства будут разрушены, и артист будет выступать перед огромным количеством миллионов слушателей!» — писал Кнерр.
Он также был уверен, что в ходе технологического прогресса будет устранено множество неудобств для гастролирующих артистов. Журналист предполагал, что музыкантам в будущем, возможно, даже не придется покидать свои дома ради шоу. Они смогут спокойно давать их дистанционно.
Эта фантазия Кнерра довольно иронично воплотилась в жизнь в 2020 году. Музыканты действительно стали выступать дома, но не из соображений собственного комфорта, а вынужденно — из-за пандемийных ограничений. Как показала практика, дистанционные шоу не идут ни в какое сравнение с живыми. Это крайне важная часть взаимодействия между музыкантами и их слушателями, особенно в век глобальной цифровизации и бесконечной погони за яркими впечатлениями. Так что в 2024 году лайвы по-прежнему в почете, и никакие трансляции и стримы не заменят их в полной мере.
Тональные комбинации будущего и новые инструменты для них
В статье для «Музыкальной Америки» Кнерр предположил, что в композициях будущего, вероятно, будут звучать гораздо более тонкие тональные комбинации, чем в работах его современников. Он назвал прогрессивными хроматизмы в музыке Шумана, Шопена, Вагнера, Скрябина и Стравинского.
При этом журналист выразил сомнения по поводу распространения в будущем музыки с микроинтервалами в силу трудности ее воспроизведения на обычном фортепиано. По его мнению, для подобных произведений необходим инструмент с расширенной клавиатурой.
«Из-за границы приходят сообщения о новом фортепиано, которое было сделано для преодоления этой трудности. У него есть красные клавиши между обычными белыми и черными, чтобы обеспечить дополнительные четвертитоны. Вот это действительно революция! Вся система обучения игре на фортепиано, аппликатуры, техники должна быть пересмотрена, если это фортепиано со 176 клавишами войдет в общее употребление», — писал Кнерр.
Несмотря на воодушевление автора, именно этого чуда так и не произошло. Фортепиано со 176 клавишами не стало общепризнанным стандартом, зато к концу второй половины XX века было создано множество электронных музыкальных инструментов. С их помощью стало возможно воспроизводить самые разнообразные звуки, в том числе и микроинтервалы, путем нажатия на клавиши и кнопки, не переживая при этом о технике игры. Так что зря Кнерр не сделал ставку на развитие электроники, делавшей первые шаги еще в конце XIX века.
Новая музыкальная нотация и ее гибкость
«Существующая система нотной записи будет, без сомнения, пересмотрена или расширена. На самом деле она устарела в том виде, в котором она существует сегодня. Однако это не будет столь важным вопросом, как кажется, поскольку такие пересмотры периодически происходили в истории музыки», — был уверен журналист.
Он связывал необходимость пересмотра с ограниченностью в записи знаков альтерации. Диезы, бемоли, бекары и другие хорошо справлялись со своими ролями до появления концепции бесконечной модуляции, писал Кнерр. Началась путаница, когда появилась необходимость менять знаки каждые несколько тактов. Для решения этой проблемы автор материала предлагал увеличить количество линеек на нотном стане и избавиться от диезов и бемолей.
Действительно, к концу прошлого столетия, как и предполагал журналист, появились новые типы музыкальной нотации — компьютерная, американская (научная) и экспериментальная. Однако в первом случае это все та же действующая с XVII века западная система нотации, но в цифровом формате, во втором — буквенная с сохранившимися знаками альтерации, а вот в третьем все же наблюдаются сходства с фантазиями Кнерра. Экспериментальный тип создали композиторы-новаторы XX-XXI веков, пытавшиеся найти оптимальные варианты для отображения микрохроматики. Однако они так и не выработали единую для всех новую систему нотной записи.
Доминирование перкуссии и упрощение музыки
Пожалуй, одно из самых проницательных наблюдений Кнерра связано с усилением роли ударных в музыке. По мнению автора, начиная с Чайковского, в композициях все больше внимания стало уделяться ударным. Он также отметил, что это движение в сторону упрощения, примитивизма, а не каких-то высших достижений.
«Если музыка будущего должна включать в себя еще больше этого элемента — как пытаются убедить нас новички — то странные, кричащие гармонии, хрусты, стоны и пульсации должны быть связаны крепким клеем лирического, иначе музыка как таковая распадется», — был уверен журналист.
Удивительно, но этим предложением можно охарактеризовать не один сформировавшийся позднее музыкальный жанр. Точнее всего под это описание подходит гиперпоп, расцвет которого пришелся на конец 2010-х и начало 2020-х. Неизвестно, как бы Кнерр отозвался об этой хаотично-авангардной смеси поп-музыки, электроники и хип-хопа. Однако в ней определенно есть «лирический клей», который, по мнению самого же журналиста, и спасает подобную музыку от полной деградации и распада.
Музыкальная драма и опера в научно-технической реальности
Опера никогда не перестанет быть оперой — в этом Кнерр не ошибся. Однако в том, что касается ее значимости для музыки и повсеместной любви к ней, автор все же серьезно просчитался. Развитие кинематографа и музиндустрии оказали значительное влияние на интерес публики к этому виду театрального искусства. К сожалению, не в пользу последнего.
При этом опера вполне успешно продолжает жить и развиваться. Она приобретает различные причудливые формы. Чего стоят экспериментальные постановки сайнс-оперы, в которых наука соприкасается с искусством. В них, например, может показываться развитие человеческого организма.
Кнерр фантазировал на эту тему, предполагая появление в сюжетах различных деталей научно-технической реальности будущего. Вроде мести главной героини своему обидчику с помощью какого-нибудь недавно открытого луча смерти. При этом в плане музыки он полагал, что опера вернется «на твердую почву» прошлого и композиторы перестанут «хоронить» мелодию в звучащих одновременно сложных комбинациях.
***
Как вы могли заметить, многие из предположений и фантазий жившего 100 лет назад Р. М. Кнерра действительно стали нашей реальностью. При этом среди них оказалось и немало упущений. Пожалуй, главными из них являются фанатичная вера журналиста в оперу и пренебрежение развитием электронных музыкальных инструментов.
К слову, именно электроника стала одним из главных жанров 2024 года. В первую очередь спасибо за это певице Charli XCX и ее альбому Brat, закрепившему за собой летом статус поп-культурного феномена. Пластинка-ода клубной культуре, гедонизму и тусовкам получила огромное признание у слушателей, нуждающихся в вечеринках в этом постковидном, политически неустойчивом мире. Так что можно смело предположить, что в ближайшем будущем подобной музыки будет больше.
Если вы, как и Р. М. Кнерр, не делали ставку на электронику, то, кажется, сейчас самое время познакомиться с ней поближе.
Электронная музыка: что это такое, история возникновения, представители жанра