Какие технологии меняют музыкальную индустрию уже сейчас

Насколько изменится наш мир в будущем? Этот вопрос всегда волновал человечество. Заглянуть в завтрашний день позволяют стремительно развивающиеся технологии. «Рамблер» рассказывает, как именно музыкальная индустрия идёт в ногу со временем.

Какие технологии меняют музыкальную индустрию уже сейчас
© ROLI, Glukoza, Spectrasonics, Рамблер

Печать на 3D-принтере

Необязательно ходить за новой гитарой в магазин. Достаточно скачать шаблон в интернете, нажать кнопку на волшебном девайсе с пластиковыми чернилами — и готовый инструмент в ваших руках. То же самое касается скрипки, арфы и других представителей семейства «струнные». Можно даже напечатать простенькие духовые вроде рожка или свирели.

Хороший 3D-принтер стоит дорого: минимум 200 тысяч рублей, а порой встречаются модели и за миллион. Кроме того, «напечатанные» инструменты зачастую не могут похвастаться отменным качеством. В звуке они точно уступают оригиналу. Пока что мастерские и мануфактуры незаменимы.

Тем не менее поэкспериментировать может каждый, у кого есть средства и желание. Гитары из полимеров даже на музыкальных выставках иногда встречаются.

Но что, если не тратить деньги на 3D-принтер, а накопить на настоящий инновационный музыкальный инструмент? На рынке таких уже полно.

Передовые музыкальные инструменты

Клавиатура с повышенной чувствительностью, MIDI- и LEGO-гитары, жестовая перформанс-система и губка с синтезированным саундом — от одних только названий уже голова идёт кругом.

Seaboard

© ROLI

Seaboard переводится как «морское побережье». Так зовётся чёрная силиконовая клавиатура со множеством сенсоров. Она реагирует на малейшее прикосновение и даже на осторожно поднятый палец. Нежное и плавное звучание с глиссандо, мягкими слайдами и лёгонькими питчами гарантировано. Клавиатурой вот уже несколько лет успешно пользуется знаменитый кинокомпозитор Ханс Циммер. Именитый клавишник прогрессив-метал-группы Dream Theater Джордан Рудесс тоже следует примеру коллеги.

MIDI- и LEGO-гитары

MIDI-гитара — это шестиструнка, но с возможностью беспроводного подключения к планшету. Устанавливайте софт для записи музыки и создавайте мультитрековые опусы в виртуальной студии. Функция MIDI, то есть встроенный синтез звука, позволит делать с гитарой всё что угодно: и биты записывать, и семплы создавать, и инструменты всякие разные имитировать по звучанию. Хоть в виолончель превращайте!

LEGO-гитара получила своё название за гриф, напоминающий сборку именитого конструктора. Правда, играть на таком инструменте не очень-то просто. Всё потому, что он микротональный: много звуков и полутонов. Почти как у турецких струнных. Нужен хороший слух, чтобы освоить эту гитару.

GePS

© LEV'S

Жестовая перформанс-система GePS действует по принципу теремина. То есть извлечение звука происходит не за счёт струнных колебаний или нажатий на клавиши, а за счёт движения рук. Исполнители то сжимают кулаки, то перебирают пальцами в воздухе и выглядят со стороны как джедаи и ситхи из «Звёздных войн».

The Sponge

Наконец, самый важный вопрос: что, если обычная губка для мытья посуды оживёт? Инженер Мартин Mариер уже записывает протяжный гул и всякие потусторонние шумы на своём хозяйственном приборе. Чем-то похоже на дроун, жанр в академическом минимализме. Ещё чуть-чуть, и получится Губка Боб из одноимённого мультфильма.

На самом деле чудо-губка просто оборудована сенсорами. Чувствительные датчики реагируют на любое прикосновение, будь то стук, скрежет или поглаживание. Каждое ваше действие отзывается инопланетными звуками. Получается похоже на нечто среднее между хангом и африканским уду.

Это далеко не все инновационные инструменты. Есть ещё так называемый Synescope, преобразующий изображения в звуки. Или маленький секвенсор с тысячами семплов. Или электромагнитная арфа. Или сенсорная гитара без ладов.

Привет из 1924-го: как люди представляли себе музыку будущего 100 лет назад

ИИ-каверы и виртуальные группы

© Glukoza

Идея соединить музыкальный коллектив с компьютерными технологиями не нова. Ещё в конце 90-х на свет появилась группа Gorillaz, где участники маскировались под мультяшных персонажей.

Можно вспомнить и виртуального певца Crazy Frog с перепончатыми лапами. В 2005 году лягушачий проказник наделал немало шуму в интернете. Его придумал шведский дизайнер Эрик Вернквист.

Отечественная певица Глюкоза тоже славилась анимированным альтер эго в нулевые. Долгое время обыватели даже не знали, как артистка выглядит по-настоящему.

Тем не менее за последние 20 лет технологии шагнули далеко вперёд. Теперь виртуальные группы вышли за пределы анимированных клипов. Достаточно вспомнить корейский бойз-бэнд Plave. Местные айдолы — не более чем компьютерные модели, но это не мешает им контактировать с реальными людьми. Пускай и виртуально. Например, участвовать в танцевальных челленджах вместе со звёздами шоу-бизнеса или объявляться на концертах в виде голограмм. Таких примеров много: группа «Кино» вернула подобным образом Виктора Цоя на сцену ещё 12 лет назад. Впрочем, с тех пор коллектив отказался от этой практики.

Ещё один хороший пример — это гёрлз-бэнд aespa. Артистки вполне реальные, но в клипах частенько позируют со своими голографическими двойниками — аватарами. Одна из таких «виртуальных принцесс» получила имя Нэвис и недавно дебютировала на корейской поп-сцене. Если верить агентству SM Entertainment, это первый ИИ-айдол. Иными словами, поющая и ходячая нейросеть, которая уже даёт концерты в качестве голограммы.

Использование искусственного интеллекта и его растущая роль вызывают массу споров. Уже сейчас по сети бродит куча каверов, порождённых компьютерным разумом. Нейросеть имитирует голос и манеру любого исполнителя. Так что вполне реально услышать, как любимый корейский артист во всё горло поёт «За деньги да».

Это далеко не все возможности искусственного интеллекта. Он также может писать музыку и тексты в один клик, формировать композиции по запросу и многое другое.

В то время как одни рады нововведению, другие бьют тревогу, что нейросеть отберёт у музыкантов работу. Опасения отчасти оправданны. Тем не менее за любыми ИИ-каверами и песнями стоят реальные люди, поэтому о пресловутом «сокращении кадров» говорить не приходится. По крайней мере, пока. Сейчас искусственный интеллект ничего не придумывает с нуля, а лишь собирает по кусочкам из того, что имеется.

VST-плагины

© Native Instruments Massive X

Virtual Studio Technology, или сокращённо VST, — отнюдь не новое изобретение человечества. Компьютерная эмуляция музыкальных инструментов существует уже довольно давно. Другое дело, что с каждым годом VST-плагины становятся всё более и более совершенными. Если раньше для записи симфонии композитору приходилось нанимать толпы музыкантов и арендовать филармонию, то сейчас достаточно ноутбука с соответствующим софтом.

Некоторые виртуальные инструменты звучат ничуть не хуже настоящих. Особенно оркестровые. Мастера чаще всего используют дорогие плагины, например от фирм Audiobro, Native Instruments или Spitfire Audio. Деревянные и медные духовые, струнные, ударные, гибридная электроника — чего только нет на просторах сети. Попробовать себя в композиции может любой. Необязательно заканчивать консерваторию, чтобы творить за компьютером. И это весьма вдохновляет. Хотя наличие нужных навыков никто не отменял.

Если средства позволяют, можно даже приобрести библиотеку семплов Ханса Циммера.

Стриминговые сервисы с умными алгоритмами

Анализ предпочтений слушателей, фонотека с тысячами исполнителей, тематические плейлисты, настраиваемая волна рекомендаций — стандартный набор, который предлагают пользователю музыкальные стриминги. Давно прошли те времена, когда поиск любимой музыки был сопряжён с трудностями. В массе ушли в прошлое кассеты, диски и пиратские MP3-файлы. Теперь любой трек можно послушать в один клик, да ещё и в превосходном качестве. Стриминговый сервис Звук позволяет слушать композиции в HiFi-качестве, какими их задумывали артисты. Согласно исследованию, прослушивание мелодий в формате FLAC меньше утомляет и вызывает больше эмоций.

***

«Будущее начинается сегодня», — именно так называется один из романов фантаста Кира Булычёва. Не можем с ним не согласиться. Даже сейчас на рынке есть множество передовых инструментов для работы с музыкой.

Как будет выглядеть музыка будущего через 100 лет: мнение артистов