Где послушать церковное пение в Москве

На основе мнений людей, регулярно поющих в церкви, и собственных предпочтений редактор «Рамблера» Лиза Журавлёва подготовила список из пяти православных приходов, где стоит послушать церковное пение.

Где послушать церковное пение в Москве
© Рамблер

В отличие от светских нерелигиозных концертов, выступления церковных хоров не нацелены на увеселение человека и соединение с его земными душевными переживаниями. В церкви прихожане соприкасаются с чем-то высшим и надвременным. Церковное пение — это служение, особенная молитва. Для верующих оно может обладать духовно целительным и просветительским действием и, конечно, дарить положительные эмоции.

Сретенский монастырь

© monastery.ru

Многие ценители церковного пения и сами певчие отмечают Сретенский монастырь. Один из древнейших в столице, он был основан в 1397 году в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, которая, по преданию, освободила Москву от нашествия тюрко-монгольского завоевателя Тамерлана. В годы советской власти хору приходилось «хранить молчание», но в 1993 году он был сформирован вновь из молодых мужчин.

В храме действуют пять коллективов: семинаристы, братия (монашеская община), прихожане, женский хор и концертный. На богослужении поют все, а на больших «представительских» концертах — 30 мужчин-хористов с профессиональным образованием. Слушатели отмечают стройное уставное пение, то есть гармоничное, слаженное исполнение гимнов, предлагаемых Богослужебным уставом (Типиконом), разнообразную голосовую палитру. В составе хора восемь басов, 17 первых и вторых теноров.

Среди басов есть два октависта, то есть певца, извлекающих звук очень низко, на октаву ниже баса. Раскрученность хора привязана ещё и к его репертуару: в нём есть не только духовная музыка, но и популярные песни, советская классика, военные композиции. Иногда с хором могут петь и слушатели, что обеспечивает всеобщее единение.

Данилов монастырь

© msdm.ru

Хор Данилова монастыря упоминается ещё в древних летописях и остаётся одним из ведущих в мире по сей день, возродившись из советского затишья в 1989-м. Большую роль в становлении его сыграл архидьякон Роман Тамберг. Он ценил в церковном служении художественную составляющую, сам играл на фортепиано, фисгармонии, гуслях и писал песни, самая известная из которых — «Русь называют святою».

Сейчас хор из 30 певчих под управлением регента (руководителя) Георгия Сафонова постоянно работает над тем, чтобы соответствовать мощному дореволюционному звучанию, изучает и производит аудиозаписи древних песнопений. В дискографии коллектива — более 20 пластинок. На выступлениях артисты поют не только духовную музыку, но и рождественские, русские народные, военные песни, романсы, гимны и марши, а также народные композиции других стран. В 1991 году хор завоевал гран-при Международного конкурса церковной музыки в Будапеште.

Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке

© vslov.ru

В тихом и уютном центре Москвы располагается храм, восходящий корнями к временам Ивана Грозного. Когда-то он был деревянным, но в 1629 году сгорел и был возрожден в каменном виде. После революции церковь не закрывалась по просьбе многих рядом живущих артистов и стала центром притяжения столичной интеллигенции. Благодаря этому необычному обстоятельству храм сохранил традиции церковного пения. В 80-х епископ Питирим даже пытался внедрить в нём византийское, то есть одноголосое, пение. Но прихожане отнеслись к эксперименту холодно. Сейчас в храме многоголосие поют несколько профессиональных хоров.

По словам одного из давних регентов церкви Ариадны Рыбаковой, для поющего в хоре человека важны тембровое богатство, отсутствие «выжимания» из себя звука и то, насколько человек вкладывает душу в произведение.

«Здесь нужна тонкость, и это не только образование, оно не даст того, что должно быть заложено в душе, — какое-то содержание, интуицию. Человек ведь приходит в храм помолиться, а плохое пение может от этого отвлечь», — отмечает она.

Вокалисты Рыбаковой исполняют, например, сочинения таких екатерининских композиторов, как Степан Дегтярёв, Дмитрий Бортнянский, Максим Березовский.

Храм Всех Святых на Кулишках

© Страница Храма Всех святых на Кулишках в VK

В то время как в большинстве русских православных церквей исполняется гармоническое многоголосие западноевропейского типа, в этом храме в «молодёжном» сердце Москвы звучит византийский распев. Первое упоминание о священном месте датируется серединой XIV века, а в 1999-м в нём учредили представительство Александрийского подворья, перевезённое из Одессы.

Храм Всех Святых стал настоящим «греческим островком». Только там византийские песнопения исполняются не эпизодически, а постоянно — на вечерне, утрене и Божественной литургии (главное богослужение, «служба служб»). Певчие используют греческий и церковнославянский языки. Кроме того, с 2020-го действует школа церковного хорового пения, где можно изучить азы византийского пения.

Особенности византийского распева — построение на восьми ладах (или гласах), приближённость к речитативу, унисонное (однозвучное) исполнение и кратимы, то есть пропевание лишённых смысла слов вроде «то-ро-ро», «терирем» и так далее. Кратимы передают духовный восторг или бессловесное ангельское пение. Также они дают клирикам время на неспешное выполнение всех действий.

Прихожане замечают, что в этой церкви «особенно духовные напевы», напоминающие аутентичные напевы Валаамского монастыря.

Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском

© Страница Храма Тихвинской иконы Божией Матери в VK

Церковь, основанная в 1673-м по указу царя Алексея Михайловича, также не закрывалась в годы советской власти. В день освящения его сын Фёдор Алексеевич преподнёс храму образ Тихвинской иконы Божией Матери. Место почиталось среди русских царей, любивших молиться в нём.

Сегодня Международный хор в храме привлекает огромное количество прихожан, в том числе из других приходов и даже из других регионов. Хор управляется регентом Владимиром Горбиком — доцентом Московской консерватории, хоровым и симфоническим дирижёром. В 2019-м музыкант был номинирован на «Грэмми» за альбом «Научи мя оправданием Твоим» (2018) с произведениями композитора Павла Чеснокова в исполнении Мужского хора Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в качестве костяка, Архиерейского мужского хора Саратовской митрополии под управлением Александра Занорина и нескольких певцов Мужского хора Русско-американского института имени Патриарха Тихона (США). Горбик — сооснователь последнего. Пластинку выдвигали в категории «Лучшее хоровое исполнение», также она получила звание «Запись года» в США.

Хор сформировался в начале 2022 года в основном из учеников Горбика, который с 1988-го по 2020-й был главным регентом Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В разговоре с «Рамблером» Владимир Александрович назвал особенностью Тихвинского ансамбля грамотное использование высоких женских голосов.

Женские голоса не перекрывают мужские, но помогают достраивать обертоны, помогают первым тенорам приобрести особенно светлый тембр, так необходимый для церковного хора.

В хоре также поёт бас-профундо Сергей Байбиков, берущий самую низкую ноту на клавиатуре — ля субконтроктавы.

Певчие исполняют самый разнообразный репертуар. Среди них обиходные песнопения, в том числе знаменные распевы (знамена — знаки для их записи) — плавные, величественные, строгие мелодии, спетые в унисон, а также сочинения Чеснокова, Чайковского, архимандрита Матфея Мормыля и многих других композиторов. Кроме певчих из России и СНГ в хоре представлены такие страны, как: США, Сербия, Грузия, Латвия, Германия, Польша и другие.

По словам Владимира Александровича, церковное пение не должно быть таким, чтобы прихожанин, услышав его, подумал: «Я никогда не смогу так спеть». Простота, пение душой и глубокое понимание того, о чём песнопение (то есть пение с молитвой), — главное для хорошего исполнения духовной музыки, в чём вы и можете убедиться, посетив Тихвинский храм в воскресные или праздничные дни.

Церковно-певческое дело — одно из самых сложных исполнительских искусств. Люди, любящие церковную музыку, ищут себе храмы или монастыри, наиболее соответствующие их духовным и музыкальным знаниям. Все пять названных хоров различны по своим творческим подходам. Задача прихожан же — найти для своей церковной жизни что-то, что им ближе всего.

От панк-рока до колдвейва: 5 мест в Москве, где можно открыть для себя новых артистов