5 главных российских электронных альбомов 2024 года

Электронная музыка уже давно превратилась в отдельную вселенную, поэтому выбрать несколько важных или долгоиграющих альбомов очень сложно. Редактор «Рамблера» Илья Воронин попытался описать состояние российской электроники в пяти работах, которые показались ему особенно интересными.

5 главных российских электронных альбомов 2024 года
© ЛЕЙБЛ, System 108, Smalltown Supersound, Рамблер

Maksimovna — Кассета для лучшего друга

Рейв как инструмент эскапизма всегда чётко следовал за коллективным бессознательным населения в клубах. Когда всем вокруг весело и жизнь искрится брызгами шампанского, востребован хаус самых лёгких и радужных оттенков. Когда хочется забыться, люди уходят в подвалы и в заброшенные цеха, чтобы раствориться в звуке среди своих. Ростовчанка Maksimovna в своём дебютном альбоме довольно точно артикулировала состояние андерграундного рейва первой половины этого десятилетия. Пусть пуристы занимаются стилистическими определениями звуковых рисунков. Именно такое звучание, немного злобное, шипящее, но не теряющее нужного куража, чтобы уйти в клубный астрал, — и есть главное настроение андерграундных танцполов, которые ещё привлекают остатки рейв-сообщества.

Kito Jempere — Part Time Chaos

© Соцсети Kito Jempere

Как и любой другой большой музыкант, петербуржец Кирилл Сергеев никогда не ограничивал себя какими-то стилистическими рамками. Да, он всегда вращается в клубной вселенной, но постоянно выходит за её рамки, иногда улетая в далекий космос. Он собирал живые ансамбли, делал хаус-ремиксы, джемовал и пробовал себя в диджейском качестве. Под какими псевдонимами он бы ни записывался, он всегда оставался шире и глубже любых вербальных описаний. Даже на discogs в жанровых описаниях значатся максимально размытые понятия вроде alt-pop, indie pop и leftfield. По факту эта информация может быть дискуссионным предметом лишь среди глубоко повёрнутых на музыкальных нюансах меломанов. Все остальные могут получить от его последнего альбома ворох удовольствия. И от того, как легко Kito Jempere перемещается между жанровыми условностями, как у него получается нездешней красоты поп-музыка для массового слушателя и как он, не изменяя себе, остаётся артистом, чьи корни уходят куда-то вглубь клубно-электронного андерграунда.

Электронная музыка: что это такое, история возникновения, представители жанра

Perila — Intrinsic Rhythm

Александра Захаренко, более известная как Perila, большая мастерица по части создания невесомых, но физически ощущаемых, завораживающих звуковых ландшафтов. Её интересы находятся в той области, где бит окончательно испарился, где рамки возможного уже размыты до состояния едва различимых. Тут всё самое интересное кроется в нюансах, а расплывчатая музыка требует сосредоточенного вслушивания в себя. Её новый альбом вышел на замечательном норвежском лейбле Smalltown Supersound, на котором издавались и издаются такие люди, как Prins Thomas, Бьерн Торске и Lindstrøm. Пластинка демонстрирует большой талант Perila в том, что когда-то очень ёмко описал один из классиков модернизма в архитектуре Людвиг Мис ван дер Роэ: «Меньше — значит больше». С минимумом звуков в Intrinsic Rhythm разворачиваются эмоциональные события, воображение рисует фантастические пейзажи, а душа получает лечебную передышку, столь необходимую в мире информационного гвалта и переизбытка.

другдиджея — Декаданс

© Соцсети другдиджея

Много лет тому назад такая музыка прошлась бы по категории эйсид-джаз, её авторов к себе в эфир на Radio 1 пригласил бы крёстный отец жанра Джайлс Питтерсон, а в гламурных московских ресторанах, где уделяют внимание звуковому сопровождению, они были бы королями. После нескольких хитов вроде «Кунг-фу панды» московский проект «другдиджея» наконец-то выпустил полноценный альбом. Это настоящее наслаждение для любителей цепких басовых партий, воздушных речитативов, той самой светлой музыки, о которой когда-то давно пел покойный Михей.

Для своей музыки участники «другдиджея» сформулировали очень точное и красочное описание: «Кислятина из спальных районов, нетипичная психонавтика живого хип-хопа, нежный соул, электрифицированный фанк, дружеский балаган для хороших творческих людей». Своим альбомом они легко и непринужденно доказывают, что являются чуть ли не лучшими в стране по части музыки для фестивалей-бутиков, меломанских вечеринок. Так, как они, мало кто способен создать атмосферу светлых, совершенно нездешних расцветок.

Удивительные истории музыкальных заставок советских телепередач

Solar X — Outre X Mer

В 1992 году в результате автокатастрофы Роман Белавкин не мог два года выходить из дома. «Единственное, что меня могло отвлечь, — компьютерные сети и написание музыки», — рассказывал много лет спустя сам Белавкин. Результатами своего труда Роман делился по сети с такими же, как он, фанатами аналоговых синтезаторов. В 1994 году, когда термин IDM только-только обретал смысл и нащупывал границы, на крошечном российском лейбле Art-Tek мизерным тиражом в несколько сотен штук вышел первый альбом Белавкина Outre X Mer. Его обложку украшал псевдоним — Solar X.

Альбом прошёл фактически незамеченным, хотя в любви к творчеству Solar X признавался очень модный тогда журнал «Птюч». Но шло время, оцифрованные версии альбома расходились по соответствующим пабликам, неизменно вызывая у слушателей восторг и зависть. Правда, кто-то считал, что эта музыка была записана под влиянием раннего Афекса Твина. Но сам Белавкин, который к настоящему времени уехал в Англию, где стал настоящим профессором, такие влияния отрицает. С творчеством Афекса Твина он познакомился уже после выхода своей дебютной кассеты.

В этом году стараниями Нины Кравиц альбом наконец-то получил заслуженное издание на виниле и цифровую версию. Спустя 30 лет с момента выхода релиз звучит всё так же свежо и оригинально. Outre X Mer напоминает о временах, когда электронная музыка служила олицетворением прекрасного светлого будущего, которое наступит буквально сразу же, как в 2001 году начнется космическая одиссея.