Как автотюн повлиял на развитие музыки
Автотюн может даже самое фальшивое пение довести до идеала. О принципах работы этого инструмента, его истории и влиянии читайте в новой статье «Рамблера».
Что такое автотюн
Автотюн — это инструмент цифровой обработки звука, изначально созданный для коррекции вокальных и инструментальных записей. Позже музыканты стали использовать его и как творческий эффект, способный изменить голос до неузнаваемости.
Автотюн совершил революцию в музыкальном мире и перевернул правила игры. Благодаря этой программе голос каждого может стать инструментом, с которым можно работать. С автотюном шансы на успешную карьеру возросли у артистов, которые не попадают в ноты или даже вообще не умеют петь.
Как работает автотюн
Первым делом автотюн анализирует входящий аудиосигнал и определяет высоту каждой ноты. После программа сравнивает их с заранее заданной тональностью. Если автотюн находит несоответствие, другими словами, фальшь, он подтягивает исходную «неправильную» ноту к ближайшей «правильной».
Одна из самых важных функций автотюна — это Retune Speed, с её помощью можно настроить скорость, с которой будет происходить автоматическая коррекция звука. Чем она выше, тем роботизированнее будет звучать аудио, ведь голос будет суматошно перескакивать с ноты на ноту. Если хочется «естественности», то скорость стоит снизить. Тогда будут затрагиваться и мелкие дефекты.
Автотюн также позволяет вручную перетаскивать отдельные ноты в программе, если хочется создать какой-нибудь интересный эффект или, наоборот, добиться идеальной «невидимой» обработки звука.
Когда появился автотюн, и как он повлиял на развитие музыки
Отцом автотюна можно считать Энди Гильдебранда, инженера-геофизика и математика. О неординарности этой личности говорит тот факт, что в конце 80-х он, обеспечив себя до конца жизни, ушёл из прибыльной нефтяной промышленности и поступил в музыкальную школу. В 1990-м Гильдебранд основал компанию Jupiter Systems, в которой занялся разработкой собственного программного обеспечения для семплирования инструментов. После он создал ещё и Antares Audio Technologies.
В 1995-м за обедом на конференции Национальной Ассоциации музыкальных производителей (National Association of Music Merchants (NAMM)) он задал интересный вопрос своим коллегам: «Что нужно изобрести?» И одна женщина ему ответила: «Почему бы вам не сделать коробку, которая помогла бы мне петь в ноты?» Шутка шуткой, но Гильдебранд запомнил эту идею, а весной 1997-го представил первую версию автотюна.
Однако музыкальный мир перевернулся чуть позднее, осенью 1998 года, когда Шер выпустила песню Believe с непривычным автотюновым звучанием. На церемонии введения в Зал славы рок-н-ролла в 2024-м певица вспомнила историю создания этого трека. Необычная для того времени идея появилась случайно, после того как Шер поссорилась со своим продюсером. Тогда она бросила ему фразу: «Чувак, если ты хочешь, чтобы получилось лучше, найди другого вокалиста, потому что я не могу спеть лучше». Позже он позвонил артистке и сообщил, что нашёл кое-что, поигравшись с настройками. Этим кое-чем и оказался автотюн.
Когда музыканты предложили эту задумку главе звукозаписывающей компании, тот сказал: «Мы не можем этого сделать, потому что никто не узнает, что это ты». На что певица ответила: «Да, да. Так и надо. Это самое замечательное». Как вы уже знаете, Believe стал хитом, а певица таким образом проложила путь к экспериментам со звуком. Из-за этого жёсткий автотюн даже стали называть эффектом Шер.
Нельзя было просто взять и пройти мимо такой находки. На рубеже веков автотюнинг заполонил танцевальную музыку. Тогда его использовали, чтобы придать трекам модный футуристический флёр. Например, вы наверняка слышали композиции One More Time (2000) от французского электронного дуэта Daft Punk или Blue (Da Ba Dee) (1999) от итальянской группы Eiffel 65, в которых музыканты роботизировали свои голоса с помощью этого инструмента.
Хип-хоп тоже получил автотюновую встряску. Благодарить за это стоит рэпера T-Pain. Он разрушил границу между жёстким речитативом и мелодичностью, привнеся в жанр нотки R&B. Артист даже придумал свой стиль Hard&B, чтобы выделяться на хип-хоп-сцене. Рэпер вживую очень хорошо поёт, так что все эффекты всегда нужны были ему только для идеи.
Впервые T-Pain познакомился с автотюном, услышав песню Дженнифер Лопес If You Had My Love (1999). После он потратил около двух лет на поиски этого эффекта. В 2005-м T-Pain выпустил свой первый сольный сингл I’m Sprung, в котором явно слышен изменённый голос. В том же году он представил дебютный студийник с говорящим названием Rappa Ternt Sanga. Публика оценила эксперименты T-Pain, поэтому через два года он навалил ещё больше автотюна в альбоме Epiphany (2007).
А там и остальные рэперы «запели». Обратите внимание, какие сложные вокальные партии в провокационном треке Снуп Догга Sexual Eruption (2008). Да и Лил Уэйн в своём альбоме The Carter III (2008) пошёл по автотюновому пути. А чувственную сторону роботизированного голоса раскрыл Канье Уэст в лонгплее 808s & Heartbreak (2008).
Тогда автотюн начал понемногу отходить от модной танцевальной эстетики. Один из ярких примеров эмоционального и проникновенного использования этого инструмента — песня инди-фолк-бэнда Bon Iver «Woods» (2009).
Но не все прониклись любовью к автотюну. Рэпер JAY-Z в 2009-м выпустил трек с названием D.O.A. (Death of Auto-Tune) (в пер. с англ. — «Смерть автотюна»). Правда, он сразу же отметил, что песня относится только к тем, кто использует автотюн как опору. Против T-Pain, Канье Уэста и Лил Уэйна, создавших с помощью этого инструмента интересные мелодии, рэпер ничего не имел.
Тогда же инди-рок-группа Death Cab for Cutie тоже начала борьбу с автотюном. Символом протеста стали голубые ленточки, прикреплённые к лацканам их костюмов. В таком виде они появились на ковровой дорожке «Грэмми». Коллектив объяснил свой поступок: «Мы хотим... вернуть синюю ноту, которая не так совершенна по высоте, но придает записи душу и настоящий характер. Именно так люди поют на самом деле».
Ладно музыканты, но даже журнал Time невзлюбил автотюн и внёс его в список худших изобретений. Вот так редакторы издания объяснили своё решение: «Это технология, которая может заставить плохих певцов звучать хорошо, а совсем плохих певцов (таких, как T-Pain) звучать как роботы».
Как бы ни старались противники автотюна, инструмент уже прочно обосновался в музыкальной индустрии. И тренд на него не спадает. Например, даже Charli XCX использовала этот эффект в своём хайповом альбоме BRAT (2024). У неё он, конечно, не настолько вызывающий, как у T-Pain, но тоже броский.
Лучшие зарубежные поп-альбомы 2024 года
Российские звёзды тоже прониклись автотюном. Вспомните, как начинается романтичный трек «Хлопья летят наверх» (2018) от хип-хоп-исполнителя FEDUK, — это же выведенный на максималки автотюн. Или, например, хит «ГЛАМУР» (2024) от белорусских рэперов uniqe, nkeeei, Artem Shilovets и продюсера Wipo. В нём этот эффект присутствует на протяжении всей песни. Даже Хаски использовал автотюн в своей мрачной композиции «Никогда-нибудь» (2020), чтобы сделать звучание более холодным и отстранённым.
Автотюн всё ещё в моде. Правда, если в нулевые он звучал как что-то новаторское, то сейчас этот эффект больше навевает ностальгию.
Все ли исполнители используют автотюн
Не все артисты будут готовы в этом признаться, но многие используют автотюн. Потому что было бы странно не воспользоваться таким замечательным инструментом, значительно упрощающим работу.
Просто кто-то использует автотюн, чтобы «обмануть» слушателей, а кто-то — чтобы довести хорошую работу до идеала. Ведь все артисты, даже самые культовые, не всегда точно попадают в ноты. И это нормально. Автотюн как раз может поправить мелкие шероховатости, которые обычный человек даже не услышит с первого раза.
Автотюн в микрофоне для обработки голоса
Если вы думаете, что есть чудо-микрофоны, превращающие фальшь в прекрасное пение, то вы не совсем правы. Как это работает на самом деле? Исполнитель поёт в микрофон, и тот, в свою очередь, отправляет сигнал в программу автотюна, которая моментально корректирует голос и передает его в колонки.
Работать всё это может в режиме реального времени. Причём вариантов использования автонастройки на концертах несколько. Например, можно поставить цифровую звуковую рабочую станцию (DAW), которая будет работать автономно. Если артист не хочет доверять умной машине, то контролирование процесса можно поручить члену его команды. И даже если такая альтернатива не устраивает певца, то он может взять всё в свои руки, а точнее, ноги, и установить ножные педали на сцену. С их помощью он сможет включать автотюн, когда захочет, и управлять его эффектом.
***
Если артист открыто признает использование автотюна, то это всегда вызывает вопрос: он что, петь не умеет? Но это никак не связано. Просто всегда выдавать идеальный результат невозможно, как бы ни хотелось. Поэтому исполнители и сглаживают углы автотюном, чтобы все слушатели могли насладиться каждой песней и выступлением.
От этой технологии уже невозможно отказаться, поэтому, скорее всего, в ближайшие годы она будет только совершенствоваться. А может, кто-то опять придумает необычное применение автотюна, и музыку захлестнёт новая волна экспериментов.