Не только «Песня мушкетёров»: какими работами запомнился композитор Максим Дунаевский
15 января композитору и народному артисту Российской Федерации Максиму Дунаевскому исполняется 80 лет. Будучи сыном известного музыканта Исаака Дунаевского, он смог добиться неменьшего успеха и завоевать любовь многих жителей нашей страны. Редактор «Рамблера» Анастасия Шубина вспоминает лучшие картины, музыку к которым сочинил Максим Дунаевский, а также песни, прозвучавшие в них.
«Д’Артаньян и три мушкетёра» (1979)
«Пора-пора-порадуемся на своём веку» — мелодия к этой строчке, напоминающая стук копыт, хорошо знакома тем, кто хоть раз смотрел культовый фильм про мушкетёров. Во многом благодаря Максиму Дунаевскому картина стала такой дерзкой и задорной, ведь изначально в ней должны были звучать песни, стилизованные под XVII век. Но Дунаевский, проявив свою бунтарскую натуру, категорически от этого отказался. Более того, музыку композитор решил записывать не с оркестром, с которым работал весь Советский Союз в то время, а с провинциальным ансамблем «Фестиваль». Даже в Полтаву ради этого отправился.
Фильм «Д’Артаньян и три мушкетёра» от режиссёра Георгия Юнгвальд-Хилькевича звучит очень необычно из-за эстрадных мелодий, перемешанных с рок-звучанием. Публика с теплотой и любовью приняла этот эксперимент. Стоит также отметить, что именно Дунаевский настоял на том, чтобы роль Д’Артаньяна играл Михаил Боярский. Это только доказывает, какой огромный вклад композитор внёс в эту картину.
«Мэри Поппинс, до свидания» (1983)
Когда играет финальная песня этого фильма «Ветер перемен», слёзы в глазах нередко появляются и у детей, и даже у взрослых. Как признался Максим Дунаевский, именно такую задачу перед ним и поэтом Наумом Олевым ставил режиссёр Леонид Квинихидзе. Все композиции из «Мэри Поппинс» вызывают сильное чувство ностальгии, будь то «Непогода», «Цветные сны», «Леди Совершенство» или даже забавная «33 коровы».
В этом фильме Дунаевский тоже повлиял на актёрский состав. После того как режиссёр попрощался с Анастасией Вертинской, которой не нравились ни характер её героини, ни песни, композитор предложил на главную роль свою жену Наталью Андрейченко. Однако композиции вместо неё в картине исполнила певица Татьяна Воронина. После выхода фильма она приняла неожиданное решение покинуть сцену и присоединиться к церковному хору.
«Карнавал» (1982)
За нежный драматизм песен в фильме «Карнавал» стоит благодарить Максима Дунаевского и поэта Роберта Рождественского. Когда два настолько влиятельных человека работают над одним проектом, это просто не может пройти мимо внимания аудитории.
Актриса Ирина Муравьёва сама хотела исполнять композиции в картине о провинциалке, покоряющей Москву. Но режиссёр Татьяна Лиознова решила доверить музыкальную часть Жанне Рождественской. По её мнению, в «Карнавале» должен был звучать профессиональный голос, а не просто хороший. Жертвой перфекционизма Лиозновой также чуть не стал сам Дунаевский. Он несколько раз переписывал песню «Позвони мне, позвони», потому что Лиозновой всё не нравилось. Спустя несколько попыток композитор принёс режиссёру самую первую версию композиции, которую она и одобрила, не заметив хитрости Дунаевского.
«Ах, водевиль, водевиль…» (1980)
После того как отгремел фильм «Д’Артаньян и три мушкетёра», Юнгвальд-Хилькевичу заказали снять музыкальную комедию. Так режиссёр воссоединился с Максимом Дунаевским. Вместе с поэтом Леонидом Дербенёвым композитор написал для этого фильма несколько шлягеров, мигом полюбившихся зрителям. Особенно публике понравилась игривая песня «Гадалка», которую многие помнят по строчкам «Ну что сказать, ну что сказать, устроены так люди».
Для исполнения музыкальных композиций пригласили не одну, а сразу двух певиц — Жанну Рождественскую и Людмилу Ларину. В картине также можно услышать голоса актёров Олега Табакова и Михаила Пуговкина.
«Куда он денется!» (1981)
Над этим фильмом работал устоявшийся творческий тандем: композитор Максим Дунаевский, поэт Леонид Дербенёв, режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич и актёр Михаил Боярский. С таким составом успех картине был обеспечен изначально.
Отдельного упоминания заслуживают хиты «Городские цветы» и «Всё пройдёт». Вторая песня Боярскому не нравилась, потому что он считал её слишком унылой. Всё-таки фильм был комедией о самодеятельном ансамбле, отправившемся в Москву на конкурс, а не слезоточивой драмой. Однако актёр всё-таки исполнил эту композицию, и она стала одной из самых трогательных баллад из советских кинофильмов.
«Маленькое одолжение» (1984)
Дунаевский писал музыку не только к комедиям. Так, однажды он работал над мелодрамой «Маленькое одолжение», главную роль в которой сыграл Николай Караченцов. Визитной карточкой актёра стала меланхоличная песня «Кленовый лист». Жена Караченцова Людмила Поргина, которая также снималась в картине, после вспоминала, что Дунаевский научил её мужа петь.
Смысл композиции можно трактовать по-разному. В ней есть место и тоске, и надежде, и смирению с ходом жизни. За лирику к этой и другим песням мелодрамы отвечал Леонид Дербенёв, давний коллега Дунаевского.
«Летучий корабль» (1979)
Писать музыку к сказкам — дело непростое, но Максиму Исааковичу удалось соединить народные мотивы и современные взрывные мелодии. Если бы в Древней Руси существовали рок-группы, звучали бы они примерно так.
«Песня о мечте», «Песня Водяного», «Частушки Бабок-Ёжек» и другие композиции из мультфильма завоевали любовь маленьких зрителей и их родителей. Тексты к ним написал поэт-песенник Юрий Энтин. Свои голоса персонажам подарили Татьяна Шабельникова, Михаил Боярский, Марк Айзикович, Анатолий Папанов и режиссёр картины Гарри Бардин.
Топ-12 песен из мультфильмов Disney
***
Можно бесконечно спорить, что важнее в песне — музыка или текст. Но произведения Максима Дунаевского доказывают, что эти две составляющие должны существовать вместе: мелодии должны раскрывать лирику и наоборот. Только в этом случае можно создать хиты, которые будут любить и напевать несколько поколений.