«Кристаллизация качества»: в Москве завершился конкурс Хиблы Герзмавы
В пятницу, 24 января, прошло торжественное закрытие II Международного конкурса вокалистов и концертмейстеров Хиблы Герзмавы. На гала-концерте лауреатам вручили призы и награды. «Рамблер» поговорил с организаторами конкурса и узнал, чем он примечателен для зрителей и мира академической музыки.
Хибла Герзмава — оперная певица, мировую известность которой принесли выступления в Ковент-Гардене, Метрополитен-опере, Венской государственной опере и в других мировых театрах, решила помочь молодым артистам в их продвижении и творческом развитии. Для этого она основала собственный конкурс вокалистов и концертмейстеров, который впервые состоялся в 2023 году.
В экспертный совет конкурса традиционно входят ведущие певцы, режиссёры, дирижёры и оперные агенты. Возглавляет жюри сама Хибла Герзмава. В этому году к судейскому составу также присоединился Хосе Кура, выдающийся аргентинский певец, дирижёр, композитор, оперный режиссёр и продюсер. Певцу уже 62 года, за время своей музыкальной карьеры он успел подключить к теноровому репертуару баритональный и освоить дирижёрскую технику. Впервые в истории современной оперы именно Кура одновременно пел и дирижировал оркестром на сцене.
Сегодня, когда западные артисты отказываются от концертов в России, появление в Москве звезды мирового уровня воспринимается как событие. Хосе Кура не только оценивал молодых исполнителей, но и сам выступал на открытии и закрытии конкурса.
В этом году заявку на участие в состязании отправили 978 музыкантов из 23 стран мира. Из них экспертный совет отобрал 42 вокалистов и 26 концертмейстеров. Конкурс проходил в три тура. В первые два — певцы выступали в сопровождении фортепиано, а в финале — с оркестром.
На пресс-конференции, проходившей перед церемонией закрытия, Хибла Герзмава рассказала, что лауреаты проделали огромную работу и показали высокий уровень, поэтому было трудно подвести итоги: «Мне было очень приятно, что каждый участник знает, зачем он пришел в профессию и что хочет от неё получить».
Обладательницей Гран-при среди вокалистов стала Полина Шароварова, солистка МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко. Первая премия досталась Самире Галимовой, солистке Приморской сцены Мариинского театра, и Юлии Вакуле, студентке Центра оперного пения Галины Вишневской.
Первую премию среди концертмейстеров получили Владимир Вишневский, студент Московской государственной консерватории и солист Санкт-Петербургского дома музыки, и Виталий Петров, солист Санкт-Петербургского дома музыки, студент Санкт-Петербургской государственной консерватории.
Лауреаты получают возможность дебютировать на главных российских оперных сценах. Среди них Мариинский театр, «Геликон-опера» и Большой театр. Кроме этого всем победителям была вручена денежная премия. Общий призовой фонд составил более 20 миллионов рублей.
Член экспертного совета конкурса, генеральный директор Национальной оперной премии «Онегин» Игорь Тарасов рассказал «Рамблеру», в чём состоит важность таких конкурсов.
Любой конкурс — это поиск лучших среди лучших. Не могут существовать такие сложные жанры, как опера или балет, без кристаллизации качества. Поэтому, конечно, конкурсы необходимы. Они в том числе помогают подготовить новые кадры для отечественных и международных музыкальных театров.
Игорь Тарасовзаслуженный артист РФ, генеральный директор Национальной оперной премии «Онегин»
Член жюри, оперная певица Марина Мещерякова отметила, что конкурс необычно скомпонован, из-за чего у участников есть возможность показать себя с разных сторон.
Одно дело, когда конкурсант поёт несколько арий, и всё. А когда начинающий артист поёт русскую народную песню, оперетту, участвует в дуэтах, в классике, это показывает его способность работать в разных жанрах и форматах. Где-то певцы лучше звучат, где-то хуже, но они пробуют всё, и это очень здорово.
Марина Мещеряковаоперная певица
На торжественном закрытии зрители смогли ещё раз услышать лауреатов и финалистов конкурса. Вечер открыли романсы Рахманинова, а завершила ария «Отелло» из одноимённой оперы Верди в исполнении Хосе Куры. Также аргентинский певец выступил со своей песней на стихи Пабло Неруды. Аккомпанировала ему итальянская пианистка Кармен Санторо.
Классика, авторские песни и электронная музыка: пять музыкальных фестивалей января