«Музыкальное заигрывание с ИИ»: чем интересен концерт «Бах и музыка нейросетей»

В Светлановском зале Московского международного Дома музыки 5 февраля в 19:00 состоится концерт «Бах и музыка нейросетей». Он объединит классику барокко и произведения, созданные с помощью искусственного интеллекта. Музыкальный критик Сергей Буланов рассказал «Рамблеру», чем привлекательно это событие.

«Музыкальное заигрывание с ИИ»: чем интересен концерт «Бах и музыка нейросетей»
© Freepik; Рамблер

По словам создательницы проекта Веры Кононовой, применение искусственного интеллекта может привлечь к классической музыке новую целевую аудиторию. «Очень интересно, сможет ли публика определить, где музыка написана человеком, а где — нейросетью», — рассказала она в беседе с ТАСС.

Кроме музыки для концерта были также сгенерированы голоса, которых не может быть у обычного человека, — баритон «Фантом» и тенор «Фаринелли». Как рассказал «Рамблеру» музыкальный критик Сергей Буланов, в фильме Корбьо «Фаринелли-кастрат» 1994 года уже пытались воссоздать звучание этого знаменитого оперного певца. Для этого создатели картины смешивали голоса контратенора Дерека Ли Рэгина и сопрано Эвы Малас-Годлевской. Затем они добивались однородного тембрального звучания при помощи цифровой обработки, на которую ушло 17 месяцев.

Реконструкция легендарного голоса кастрата Фаринелли — любопытный эксперимент, но оценить его будет трудно, потому что мы не знаем, как эти самоотверженные певцы по-настоящему звучали в XVII–XVIII веке, когда были сверхпопулярны. Исключением может служить только один из последних кастратов, Алессандро Морески, чей голос сохранён на первых записях фонографа, но с низким качеством звука.

Сергей Буланов
Сергей Булановмузыкальный критик

Молодой китайский композитор Цао Сюй задавал алгоритм искусственному интеллекту для концерта «Бах и музыка нейросетей». Без живой музыки мероприятие не обойдётся. За неё будет отвечать Государственный Кремлёвский оркестр под руководством дирижёра Игоря Шевернёва. В концерте также примут участие баритон Андрей Батуркин, сопрано Вера Кононова, флейтистка Дарья Галочкина и трубач Александр Козырь.

Синтез музыки Баха и нейросетей напомнил Сергею Буланову опыт наших композиторов XIX века, дописывавших произведения за другими. Например, Римский-Корсаков и Глазунов завершили незаконченную оперу Бородина «Князь Игорь». При этом они старались сделать так, чтобы слушатель не заметил никаких «швов» и стилистической разницы.

Использование искусственного интеллекта в академической музыке кажется Буланову интересной задумкой. Хотя, по его мнению, чаще всего такой синтез можно встретить в массовой культуре.

Сегодняшняя мода на «музыкальное заигрывание» с искусственным интеллектом в большей степени относится к массовой культуре, нежели к академическому искусству. Кто бы что ни говорил, а написать популярный хит проще, чем симфонию или оперу, насыщенные техническими сложностями и глобальными художественными задачами.

Сергей Буланов
Сергей Булановмузыкальный критик

Классика, авторские песни и электронная музыка: пять музыкальных фестивалей января