«Музыка и для нас, и для них»: как российские артисты строят карьеру за рубежом

Можно было бы подумать, что российским артистам сейчас закрыта дорога к зарубежным сценам, но это не совсем так. «Рамблер» поговорил с музыкантами из России, которым удалось построить карьеру за пределами страны, и узнал, как это у них получилось.

«Музыка и для нас, и для них»: как российские артисты строят карьеру за рубежом
© Даниил Морозов, Рамблер

Японская инди-сцена

Дрим-поп-группа «Космос на потолке» в 2023 году переехала из Москвы в Токио. Несмотря на сильные изменения в составе, коллектив почти сразу же продолжил работать над музыкой. Сейчас они часто выступают в токийских клубах, а их сингл «Рельсы» даже вошёл в саундтрек японского фильма Qualia.

Как призналась «Рамблеру» солистка группы Вика Фролова, во многом коллективу пришлось начинать с нуля. Например, собирать аудиторию для концертов в Японии было намного сложнее, потому что в этой стране их почти никто не знал.

Мы новая группа не только для слушателей, но и для других музыкантов, организаторов концертов и музыкальных площадок. Здесь у нас нет такого большого круга знакомств в индустрии, как в Москве. Приходится прикладывать больше усилий, чтобы разобраться, как всё устроено. Но всё это на самом деле очень интересно и увлекательно. Так что со сложностями постепенно справляемся.

Поэтому и другим артистам, которые хотят развиваться за рубежом, Вика Фролова советует изучать среду, больше общаться с местными музыкантами и участниками индустрии.

Как считает Фролова, основное отличие японской музыкальной индустрии от российской — это условия, на которых клубы работают с музыкантами. Если в России артисты получают процент от входа или гонорар, то в Японии в ходу более сложные схемы. Во-первых, большинство площадок просят с музыкантов деньги за аренду помещения и оборудования. В этом случае доход с выступления получают артисты. Если в один день играют сразу же несколько групп, то бывает и такое, что за аренду помещения платить не надо. Тогда артисты получают деньги от клуба в зависимости от количества человек, пришедших посмотреть конкретно на них. То есть на входе стоит сотрудник, который спрашивает посетителей, на чьё выступление они хотят посмотреть. Редко случается, когда площадка платит общий процент от входа. Но если в Москве он составлял 80/20 или 70/30, где большая часть денег уходила артисту, то в Японии вся сумма обычно делится пополам.

Недавно у «Космоса на потолке» вышел новый альбом «И здесь, и с собой». Большую его часть музыканты записывали ещё в Москве. Лонгплей состоит из восьми русских треков. Как рассказала Вика, для многих воспринимать музыку на чужом языке — вообще не проблема.

Зарубежные туры

© Соцсети группы Перемотка

Постпанк-группа «Перемотка» из Екатеринбурга успешно гастролирует не только по России, но и за её пределами. В 2024 году они выступили в девяти зарубежных странах: Китае, Мексике, Чили, Перу, Грузии, Узбекистане, Казахстане, Белоруссии и Кыргызстане.

По словам басиста Гены Волгарева, фанаты-иностранцы часто благодарят группу в интернете. Они говорят, что, даже не понимая языка, чувствуют всё в самой музыке. Волгарев рассказал «Рамблеру», что на живых концертах публика ведёт себя по-разному. В Китае зрители более вдумчивые и сдержанные, а в Латинской Америке — энергичные.

Главный совет просто не создавать в голове разницу между нашей сценой и зарубежной. Нужно просто делать музыку и для нас, и для них, не разделяя эти два мира.

Среди главных проблем, связанных с заграничными турами, Гена Волгарев выделил сложное получение виз, дорогие перелёты и невозможность переводов гонораров на русские карты.

Российскую музыкальную индустрию можно назвать молодой. Если за рубежом у каждого жанра, даже очень узкого, есть большая сформировавшаяся аудитория, то у нас отдельные направления не пользуются спросом, например IDM или построк. Из-за этого Гена Волгарев видит в зарубежной музыке больше свободы в выборе подходящего стиля.

Американская музыкальная индустрия

© Предоставлено артистом

Константин Корсаков, он же Dean Korso, — музыкальный продюсер, композитор и автор песен. В 2024-м он стал известен массовому слушателю после того, как записал эмбиент-альбом Midnight Journey вместе с Antent и Øneheart.

В основном Корсаков работал с американскими артистами, такими как Bad Omens, Onyx, Au5, KSHMR и другими. Он также сотрудничал с российскими исполнителями, среди них — Стас Ярушин, Женя Любич, Paraphine, Helenica, Aiwaska и Psyrus.

Dean Korso рассказал «Рамблеру», что в американской музыкальной индустрии по сравнению с нашей выстроено чёткое сегментирование. Там есть много разных агентов, специалистов узкого профиля, профсоюзов и так далее. Кроме этого в зарубежный шоу-бизнес вовлечено много денег. Зарабатывают на музыке там намного больше, чем у нас. Это и мотивирует людей вкладывать деньги в образование. Но одним из главных отличий зарубежной музыкальной индустрии от нашей Корсаков назвал сумасшедшую конкуренцию.

Как-то раз беседовал с президентом лейбла Elektra Records. Я попросил его показать, каких артистов они отбраковывают. После этого у меня депрессия началась. Я послушал невероятно крутые работы и был удивлён, что их не берут. Начинающие артисты просто не проходят из-за конкуренции, так как лейбл подписывает контракты с ограниченным количеством людей. Они объяснили это так: «Вы понимаете, мы ищем лучших в мире, чтобы сотрудничать с ними. А вот эти очень крутые, но не лучшие».

Константин Корсаков (Dean Korso)
Константин Корсаков (Dean Korso)продюсер, композитор

Первая сложность, с которой столкнулся Корсаков в США, — это очень высокий профессиональный уровень. Поначалу ему было тяжело из-за очень серьёзной конкуренции, но именно она, по его мнению, и дала возможность для настоящего развития.

Когда ты всё-таки впрягаешься в эту гонку и начинаешь искать пути развития, то в какой-то момент начинаешь понимать, что ты уже не уступаешь. И я благодарен этому давлению и конкуренции, потому что они позволили мне вырасти.

Dean Korso также отметил, что в США люди очень следят за своей репутацией, поэтому никогда не скажут ничего плохого ни о своём коллеге, ни о конкуренте. Потому что мир тесен, и если ты будешь плохо о ком-то отзываться, то дальше с тобой никто не будет сотрудничать. В американской индустрии, как рассказал Корсаков, принято помогать друг другу, потому что люди там растут по принципу «если кто-то добился успеха рядом с тобой, значит, ты тоже сможешь».

Как считает Константин Корсаков, у наших артистов в эру коротких видео есть возможность выйти на глобальный рынок, потому что за рубежом постоянно ищут новые таланты. Главное — это чтобы продукт, который предлагает исполнитель, был качественным и уникальным.

Креативность это организм, который должен чем-то питаться. Чем больше у вас будет наслушанность, чем больше вы будете разбираться в различных жанрах, тем быстрее вы поймёте, что музыка это огромное дерево, растущее через эпохи. У него есть корни и ветви, которые все взаимосвязаны. Все жанры проистекают откуда-то, идеи не берутся с потолка. Чем глубже вы будете разбираться в музыке, тем больше ваш мозг будет выдавать собственных качественных идей. Если к этому прибавить ещё постоянное техническое совершенствование своих навыков, то в сумме это даст мощный потенциал, который способен создать крутой продукт. И здесь совет только один: если вы хотите продвигаться на высококонкурентном рынке, делайте более качественный продукт.

***

Если музыкант захочет выйти за пределы своей страны, то с большой вероятностью он столкнётся со множеством сложностей. Но, как доказывает опыт героев, с которыми нам удалось пообщаться, все трудности преодолимы. Главный секрет успеха — постоянная работа над собой и совершенствование.

Музыкальные эксперты рассказали, как российский хит «Сигма Бой» попал в американский чарт