Китайская музыка: история, инструменты, особенности
Китайская музыка издревле выделяется уникальными мелодиями и инструментами. На неё оказали значительное влияние местные философия, культура и религии. «Рамблер» рассказывает об особенностях музыки Поднебесной и её краткую историю.
История китайской музыки
Легенда о зарождении китайской музыки приводится в энциклопедическом тексте «Анналы Люй Бувэя», созданном в III веке до нашей эры. Поиском «гармонических звуков» озаботился Жёлтый император, Хуан-Ди. Это мифический персонаж, который, предположительно, жил около 2600 года до нашей эры. Ему приписываются изобретение письменности, арифметики и медицины, а также других культурных благ вроде колесниц. Следует отметить, что представления о деяниях Жёлтого императора основаны на древнекитайской мифологии и не имеют научного подтверждения.
Исполнять поручение Хуан-Ди по музыке отправился придворный учёный Лин Лунь. По преданию, он вдохновился пением птиц феникс. Лин Лунь смог воспроизвести эти звуки, прорезав дырки в бамбуке и подув в него. Так появилась дизи, китайская флейта.
В реальности самыми ранними китайскими музыкальными инструментами, которые археологам удалось обнаружить, были флейты из костей журавля в Цзяху. Это неолитическое поселение рядом с Жёлтой рекой, Хуанхе, датируемое 7,5–9 тысячами лет. Это не самые древние флейты в мире. В Словении были найдены духовые инструменты из медвежьих костей, которые использовались ещё неандертальцами. Их возраст оценивается в 50 тысяч лет.
Музыкальная культура как таковая начала формироваться в Китае около 4 тысяч лет назад. Она брала начало из племенных плясок и песен, ритуалов и обрядов.
Во времена династии Чжоу (1046 лет до нашей эры — 256 лет до нашей эры) музыкальные инструменты стали классифицировать на основе главных компонентов, из которых они изготавливались. Всего было восемь категорий:
- шёлк;
- бамбук;
- дерево;
- камень;
- металл;
- глина;
- кожа;
- тыква горлянка.
Инструменты, которые сейчас используются в китайских оркестрах, всё ещё попадают в одну из этих категорий.
Во времена династии Чжоу также зародилась концепция яюэ — системы «элегантной» музыки и танцев, где объединялись элементы шаманских и религиозных традиций.
В XIII–XIV веках в китайской музыке складываются два стиля: северный и южный. Для первого характерны важная роль ударных инструментов, героическая тематика, простой музыкальный язык и чёткий ритм. В южном стиле тембр и лиричность в мелодиях преобладают над ритмом, используются пентатонический звукоряд и деревянные духовые инструменты.
В 1920–1930-е годы произошла модернизация китайской музыки, происходившая параллельно со стандартизацией региональных версий инструментов, музыкальных нотаций и систем настроек.
В 1927 году была создана Шанхайская музыкальная консерватория — первый институт для получения музыкальных знаний. Тогда же появился современный китайский оркестр. В него вошли как западные инструменты, так и китайские, в том числе новые, как геху, сделанный наподобие виолончели и хуциня. Это смычковый инструмент, который обычно состоит из грифа и круглого шести- или восьмиугольного корпуса. Четыре современных семейства музыкальных инструментов в Китае — это щипковые струнные, смычковые струнные, деревянные духовые инструменты и перкуссия.
Особенности китайской музыки
Основу китайской гаммы определяют пять тонов: гун, шан, цзяо, чжэн, юй. Они соответствуют нотам до, ре, ми, соль и ля в западной музыке. Они также соотносятся с пятью космологическими элементами: землёй, металлом, деревом, огнём и водой. Пентатонические гаммы в народных и древних песнях вызывают ощущение естественной красоты и простоты.
Мелодия в китайской музыке часто ведётся в унисон — для Европы подобное одноголосное изложение непривычно. Среди других особенностей: вариативность ритма, сложные музыкальные размеры.
Связь китайской музыки с природой и философией
В китайской философии уделяется большое внимание единству человека и природы. Это находит отражение и в национальной музыке. Иногда она имитирует звуки дождевых капель, журчания ручья, пения птиц или завывания ветра, колышущихся листьев на деревьях. Общее настроение китайской музыки более созерцательное по сравнению с драматизмом западных мелодий.
Последователи Конфуция верили, что музыка сыграла значительную роль в политической жизни страны, объединяя нацию и духовно её обогащая. В даосизме музыка способствовала слиянию человека и природы, а буддистам она помогала осмыслять суть Вселенной.
Инструменты китайской музыки
В китайской музыке на протяжении целых тысячелетий используются традиционные инструменты. Вот некоторые из самых интересных:
Двухструнная эрху похожа на скрипку и представляет собой разновидность хуциня. При игре её держат вертикально, левой рукой зажимаются струны, а в правой находится смычок. Эрху часто бывает ведущим инструментом в традиционных китайских оркестрах.
21-струнный гучжэн востребован уже более двух тысяч лет. Это щипковый инструмент, с виду напоминающий гусли. Обычно исполнитель играет мелодии правой рукой, а левой регулирует натяжение струны.
Пипа похожа на грушу или лютню по форме, имеет четыре струны и изогнутый гриф, а её длина составляет около метра. Она производит мощный бас и высокие ноты, которые схожи по звучанию с человеческим голосом.
Шэн напоминает нечто среднее между пулемётом Гатлинга и инопланетным бластером. Древние китайцы умудрялись мастерить эти губные органы из тыквы и тростниковых трубок — именно изобилие последних и производит грозное впечатление. Часть из них декоративные, а общее их количество обычно составляет 17 штук.
Китайский музыкант играет на шэне
Окарина сюнь, по легенде, имеет опасное прошлое в качестве древнего метательного орудия. Древние китайцы при охоте швыряли ядра из глины. Некоторые из снарядов имели полые отверстия и издавали свист в полёте. Оказалось, что если подуть в эти полости, то получится музыка. Так появилась одна из древнейших китайских флейт. Обычно окарина сюнь представляет собой глиняный округлый сосуд с отверстиями, но она может иметь и другие формы: шара, тыквы или даже рыбы, черепахи и т. д. Звук этих флейт мягкий и приятный.
Стили китайской музыки
Стили основываются на эре, регионе и цели, для которой музыка создавалась. Самые распространённые стили — это классика, опера, народная и современная музыка.
Классическая китайская музыка использует традиционные инструменты, мелодии и ритмы, которые в ходу уже более 2000 лет. Эта музыка часто звучит во время важных церемоний и событий: при императорском дворе, свадьбах, похоронах и религиозных фестивалях.
Народная музыка основана на местных традициях, которые разнятся в зависимости от региона Китая. Часто в ней можно услышать уникальные инструменты и ритмы, отражающие историю и культурные традиции той или иной местности. Подобные песни бывают посвящены любви, работе, протестам, забавным ситуациям.
Китайская опера совмещает в себе пение, танцы, акробатику и музыку. Это стилизованное действо со сложным гримом, костюмами и декорациями. Сюжеты вдохновлены китайской литературой, мифологией и историей.
Артисты оперы Циньцян выступают на Празднике весны
Китайская музыка сейчас
На сегодняшний день китайская музыка сильно изменилась. В ней используются современные инструменты и ритмы, актуальное звучание. В композициях часто сочетаются традиционные китайские мелодии с элементами западной музыки.
Несмотря на это, народная музыка как таковая не выходит из моды. В Китае ведётся активная деятельность, направленная на её сохранение и популяризацию. Значительный вклад в это начинание внёс музыковед Тянь Цинь, посвятивший жизнь сохранению нематериального культурного наследия своей страны.
Концерт певицы Фэй Вонг
«Главная цель китайской музыки — это гармония, которая также является основной ценностью и наивысшим олицетворением китайской культуры», — сказал Цинь в интервью The Global Times.
По мнению Тянь Циня, музыка как форма искусства доступна любому человеку, что и ведёт к гармонии. Именно через понимание китайской музыки иностранцы могут понять дух и ценности Китая.