Мелодрама Штрауса и эксперименты современных композиторов: что послушать в феврале в Москве

В ГЭС-2 исполнят «Эноха Ардена», в концертном зале «Зарядье» прозвучит «Русская тетрадь», а в рамках фестиваля «Биомеханика» состоятся российские и мировые премьеры произведений современных композиторов. «Рамблер» собрал самые интересные события в области академической, новой и новейшей музыки, которые пройдут в столице.

Мелодрама Штрауса и эксперименты современных композиторов: что послушать в феврале в Москве
© Freepik; Рамблер

«Биомеханика»

Когда и где: арт-пространство «Артемьев», 16 февраля; театр «Новая Опера», 19–20 февраля.

Во второй половине февраля можно успеть на последние события фестиваля «Биомеханика». Это проект, посвященный самым молодым течениям в современной музыке — электроакустическому и мультимедийному. Самые смелые эксперименты композиторов сегодняшнего дня здесь можно не только услышать, но и увидеть, поскольку сама ткань пьес включает и звуки, и неразрывно связанную с ними визуальную часть.

В создании электроакустических и мультимедийных композиций используются компьютерные технологии. Принцип сочинения состоит в том, что в нём могут сочетаться и взаимодействовать звуковая среда, перформативные, жестовые, театральные элементы, световая партитура, видеоконтент, дополненная реальность. Это музыка, полностью принадлежащая ХХI веку.

На фестивале исполняются ранее не звучавшие в России сочинения западных композиторов, а российские пишут пьесы специально для «Биомеханики». В ближайшей афише — концерт-презентация флейтистки Марии Корякиной, который пройдёт 16 февраля в арт-пространстве «Артемьев». Мария — сольный исполнитель и участник CEAM Artists, ансамбля Центра электроакустической музыки Московской консерватории.

В программу концерта войдут X-SynapseL для альтовой блокфлейты и электроники Леонида Зволинского и [p][k][t] для флейты-пикколо и электроники Дианы Со. Оба произведения будут исполнены в России впервые. Также на концерте состоится мировая премьера пьесы Олега Гудачёва «Лёд-9» для флейты-пикколо, флейты, цуг-флейты и электроники. Произведение было написано специально для фестиваля. Концерт сопровождает паблик-ток, где услышанное будет обсуждаться с исполнителем.

В финале фестиваля — совместный проект ЦЭАМ и театра «Новая опера», балет Стравинского «Свадебка», к которому композитор Николай Попов, один из создателей и руководителей «Биомеханики», сочинил пролог и эпилог. Кстати, и сама «Биомеханика», и «Свадебка» — лауреаты Московской арт-премии в области современного искусства.

© Страниа фестиваля "Биомеханика" в VK

«Русская тетрадь»

Где: Малый зал концертного зала «Зарядье».

Когда: 19 февраля.

Солистка Мариинского театра Олеся Петрова и пианист Алексей Гориболь представят два взгляда на любовь и жизнь женщины. Один принадлежит композитору-романтику Роберту Шуману: его вокальный цикл на стихи Гейне так и называется «Любовь и жизнь женщины». Другое сочинение воплощает взгляд советского композитора Валерия Гаврилина, обобщившего опыт русской женщины. Не только той, что жила в старину, но и той, что пережила войну, трудилась в тылу, похоронила мужей и сыновей.

Выпускник консерватории по нескольким специальностям — композиции, музыковедению и фольклористике — Гаврилин собирал народные песни в экспедициях в глубинках. Найденные им тексты и легли в основу цикла. Музыкальных же цитат нет, хотя Гаврилин использует мотивы песни-страдания, причет-плача, частушек, скороговорки. При этом драматургически выстраивается почти моноопера, со своими внутренними сюжетами и драмой.

Ощущение это усиливает и требование композитора исполнять все части цикла без перерыва, не переставляя и не исключая номера. Это требует от певицы и душевных, и физических сил, поэтому «Русскую тетрадь» включают в свой репертуар единицы. В советское время самой известной исполнительницей цикла была Зара Долуханова. В наши дни за интерпретацию «Русской тетради» взялась Олеся Петрова, в партнёрстве с которой выступает один из самых чутких концертмейстеров — Алексей Гориболь.

© zaryadyehall.ru

«Энох Арден»

Где: ГЭС-2.

Когда: 22 февраля.

Мелодрама (музыкальный жанр, в котором чтение текста сопровождается музыкой) Рихарда Штрауса для чтеца и фортепиано «Энох Арден» формально была написана в 1897 году. Но прославил её следующий век, когда великие пианисты стали обращаться к этому произведению.

Альфред Теннисон, титулованный английский поэт, создал поэму «Энох Арден» в 1864 году. Её сюжет словно объединил приключения Одиссея и Робинзона Крузо. Рыбак Энох Арден во время очередного плавания пережил кораблекрушение и спасся на необитаемом острове. Домой он попал только через десять лет. И здесь вместо счастливой развязки — а на родине у Эноха остались супруга и трое детей — героя постигнет разочарование. Жена вышла замуж за соперника, один ребёнок умер. Арден не сможет раскрыться близким, понимая, что своим появлением разрушит их счастье.

Обречённый на страдания, одинокий, он умрёт от разрыва сердца. Такая трагическая коллизия не могла оставить в стороне творцов — сюжет поэмы лег в основу нескольких фильмов и даже оперы. Но интерпретация Рихарда Штрауса, к тому времени уже признанного композитора, была первой. Он написал свою мелодраму для артиста Эрнста фон Поссарта, и вместе они часто исполняли сочинение на концертах.

В ХХ веке легендарный Гленн Гульд сделал запись «Эноха Ардена» вместе с актёром Клодом Рейнсом, и эта запись прославила сочинение. К мелодраме обращались знаменитый немецкий певец Дитрих Фишер-Дискау, швейцарский артист Бруно Ганц и другие.

В ГЭС-2 мелодраму исполнит пианист Сергей Каспров, специалист по интерпретации старинной и современной музыки, а в качестве чтеца выступит режиссёр Виктор Рыжаков, в недавнем прошлом — худрук «Современника» и Центра имени Мейерхольда. Исполнение будет представлено в театральном формате, режиссёром постановки станет двукратный лауреат премии «Золотая маска» Дмитрий Волкострелов.

© Global Look Press/www.globallookpress.com

Рихард Штраус, 1902 год

«Топология стихий. Лед»

Где: Камерный зал Московской филармонии.

Когда: 23 февраля.

В Камерном зале Московской филармонии продолжается проект «Топология стихий». Это авторский цикл концертов-лекций одного из самых эрудированных знатоков современной музыки Федора Софронова и ансамбля «Студия новой музыки».

Идея проекта — творческое исследование стихий и пространств: будь то космос, стороны света, города или интернет. Попытка отразить то, как ощущают и отражают эти миры композиторы ХХ и ХХI столетий. Февральский концерт посвящен природной стихии и называется «Лёд». Это природное явление куратор ассоциирует с поэтическим духом Северной столицы. «Лёд. Север. Петроград. Гулкие раскаты в тишине. Подавляющая монументальность, граничащая с забытьем, нависает над городом. Из сердцевины страха прорастает свет надежды. Но и его поглощает холод. История повторяется» — так описана концепция концерта, в программу которого вошли сочинения петербургских композиторов: «Собственное тело» Софьи Левковской и Dark Cathedral Олега Гудачёва.

Левковская работала в жанре инструментального театра — когда артисты с помощью своего расположения на сцене, жестов, способов игры на инструменте или текста превращают исполнение пьесы в театральное действо. Гудачёв специализируется на электронике, а в Dark Cathedral сочетает звучание живых инструментов, специально созданную запись и видеоинсталляцию.

В программу войдут и пьесы европейских классиков новой музыки. Это Второй струнный квартет австрийского композитора Георга Фридриха Хааса, который пытается погрузиться в тёмные — ледяные — материи, размышляя, по его словам, о том, есть ли разница между экстазом и ужасом, когда ты находишься на острие ножа. Дополняет программу Extended circular music № 1 швейцарского композитора Юрга Фрая.

© meloman.ru

Импрессионисты и искусство ко Дню всех влюблённых: шесть самых интересных выставок февраля