Роман Папсуев: «Никогда не скрывал, что взял за основу Warhammer»
Встречайте долгожданное возвращение полюбившейся многим рубрики «Сделано в России»! Сегодня выпуск особенный, так как в гостях у нас не совсем игровой разработчик: Роман Папсуев, более известный как Амок, конечно, имеет бэкграунд в мобильных играх, но сегодня мы обсудим с ним куда более важное — его авторский проект «Сказки старой Руси». «Сказки старой Руси» — дверь в новую вселенную, основанную на славянском фольклоре. Здесь знакомые с детства герои былин и сказаний предстают в новом облике и с новыми возможностями. Тираж первой редакции артбука «Сказки старой Руси: Начало» в 2000 экз разобрали за неделю, и пришлось допечатывать еще, а в декабре вышло второе издание — «Сказки старой Руси: Истоки», с подробными комментариями по каждому персонажу, подкрепленные цитатами из неадаптированных сказок и мифологических справочников. Но, обо всем по порядку. — Вообще, артбук изначально задумывался с объемными статьями-пояснениями по каждому из героев, но решили с издательством сначала выпустить классический вариант, чтобы люди среагировали хотя бы на картинки. И если картинки людям понравятся, тогда уже выпустить второе дополненное издание, которое будет в подробностях рассказывать обо всех персонажах, которых я нарисовал для этого проекта. Сам артбук — это сборник персонажей русских народных сказок, фольклора, славянской мифологии и так далее. В 2015 году я решил запустить проект, который назвал «Сказки старой Руси». Не думал, что он долго проживет, но, оказалось, людям нравится новое переосмысление старых героев, и, когда я совместил персонажей русского фольклора с эстетикой РПГ и других видеоигр, они восприняли это благосклонно. У нас очень богатый фольклор, и я всячески рекомендую даже взрослым людям посмотреть, что там есть. Про него, к сожалению, у нас не так хорошо знают, как хотелось бы. — А откуда вообще появилась такая любовь к фольклору? — Любовь появилась с детства, когда мама читала сказки на ночь. Я человек уже, можно сказать, пожилой и рос на классике: картинах Виктора Васнецова и Ивана Билибина, фильмах Александра Роу и Александра Птушко, где замечательный Георгий Милляр играл Бабу-Ягу, Кощея Бессмертного, Водяного и прочих. Я прекрасно эту классику понимаю и с огромным уважением к ней отношусь. И та необъяснимая любовь к сказкам, которая охватила меня в детстве, со временем перекочевала на более «взрослые» жанры: фэнтези, научная фантастика — это же все тоже по сути сказки, небывальщина. В какой-то момент я вспомнил о своей любви и решил посмотреть, что же мне там читали в детстве, и выяснилось, что читали, как и всем детям, очень адаптированные версии. Тот же «Теремок» почти всегда в адаптированном варианте заканчивается «хэппи эндом», а на самом деле там медведь всех раздавил. — Мне читали неадаптированный вариант! — Ну вот, видишь, тебе повезло. А есть еще былины, например, и когда я их неадаптированные почитал, я, мягко говоря, удивился. Там действительно жесткое чтиво, даже не беря в расчет сложность самого языка повествования с очень специфическим ритмом. Содержание там недетское — я всегда привожу в пример две былины: «Добрыня и Маринка», где жестко все очень, и «Илья Муромец и его сын». Многие не в курсе, что в первой былине богатырь, разбив окошко некой Марине Игнатьевне, зачинает целую вереницу разборок с бранью, привлечением черной магии и итоговым расчленением, а во второй былине, в отличие от фильма Птушко, где Илья Муромец — положительный герой и в итоге мирится с отроком, все заканчивается не очень приятно, прямо как на картине Репина с Иван Василичем и его сыном. И те, кто наш фольклор привык воспринимать только как детские безобидные сказки, не всегда понимают стремление Романа добавить туда серьезности. — Я знаю, что многие люди воспринимают мое творчество без одобрения. Некоторые говорят, что я замахиваюсь на архетипы русской культуры. Я так не считаю, потому что во-первых мое творчество пока не носит массового характера и не факт, что будет, а во-вторых оно никак не отменяет классику. Любой человек может для себя выбрать, что ему ближе: классические картины или новая, современная трактовка. Единственное мое желание, чтобы люди хоть как-то заинтересовались фольклором, потому что эта тема — непаханое поле. Мои рисунки, кстати, не отражают какой-то определенный характер персонажа. У нас, конечно, принято встречать по одежке, но, например, если Илья Муромец изображен воином в крутом доспехе с огромными наплечниками — это совершенно не означает, что он любит воевать. Изначально, когда только начал задумываться о серьезности проекта, я решил, что буду создавать свою вселенную, которая будет основана как раз на правильных архетипах русской культуры. То есть тот же Илья будет образцом мужества и не будет никаких сыновей убивать, чтобы его можно было спокойно воспринимать примером для подражания, чтобы подростки хотели им стать: правильным, мужественным отцом семейства. То же самое касается и всех остальных персонажей. — Но в книге же есть и отрицательные персонажи. — Безусловно, но они отдельно вынесены в категорию «Враги» и никогда уже не перейдут на сторону добра за очень редким исключением. Там довольно мало человекоподобных персонажей и в основном одни монстры. Я не стал исследовать очень модную ныне тему с серой зоной. Это сказки, поэтому тут все достаточно просто: добро, зло — вечный конфликт. На «игромирской» презентации Роман вскользь упомянул, что на Руси издревле отношение к магии, суевериям и всему мистическому было отличным от западного, где ведьм жгли на кострах и вообще всячески пропагандировали официальные религии. Поэтому я не мог не спросить, как это повлияло на развитие местного эпоса. — Насколько я знаю, до десятого века о том, что происходило на территории современной России, вообще нет информации. Первые сведения начали появляться в 10-11 веках, и то все эти источники были иностранными. Наших источников, исконных, идущих от людей, которые жили на этих территориях, не сказать что много, если они в принципе сохранились. У нас же лесная территория в основном, я имею в виду северную и центральную части России, а «деревянная» культура, к сожалению, очень хорошо горит. Пришли одни завоеватели — все пожгли, построили каких-то новых идолов, пришли другие — их тоже сожгли. В любом случае, даже о том, какие языческие племена у нас жили до крещения Руси, историки спорят до сих пор. — Поэтому можно смело фантазировать? — Да, но я пошел другим путем. Я вообще весь этот мир вынес за пределы нашей реальности. У меня это альтернативная вселенная, совершенно не связанная ни с нашей реальной историей, ни с географией. Я придумываю условное Средиземье или условный Вестерос — отдельный мир со своими географией, политической ситуацией, верованиями и так далее. Если задуматься об историческом отношении русских людей к магии — у нас оно более мягкое. — У некоторых в квартире до сих пор домовые живут… — Вот! В первую очередь это суеверия. Даже глубоко православный человек все равно придерживается языческих суеверий, более того, не секрет, что в свое время некоторые языческие праздники были приняты православной церковью, чтобы «не раздражать» народ. И это правильно. Если же говорить про мою альтернативную вселенную, то мне показалось, что ей нужна своя мифология и какие-то верования. Тем более это сразу убрало все неприятные или острые вопросы религиозного толка — книга совсем не про то. Но, как ты тут не старайся, а ненависти от не самых прогрессивных представителей демоса творческому человеку в интернете не избежать. Благодарных поклонников у Романа, конечно, больше, но попадались и не самые адекватные. — Когда только начинался проект, я наслушался всякого. В какой-то момент я пытался что-то объяснять, но потом понял, что это бессмысленно. Вообще в комментариях была масса всякой дичи: однажды, например, меня обвинили в сатанизме. Я так подозреваю, что это из-за козлика, из-за Иванушки. Там изображен козел с четырьмя рогами, но я и близко не думал о сатанизме, просто нашел в Google фотографию козла с четырьмя рогами, и она мне реально понравилась. Ну да, козлик большой и ходит на задних копытах, но у меня такая идея изначально и была. Были еще «крики» со стороны приверженцев классики по поводу того, что у Ильи обязательно должна быть булава. При этом все почему-то забывают, что на картине Васнецова (которая, к слову, называется не «Три богатыря», как все пишут, а просто «Богатыри») у Ильи в левой руке копье, а булава просто висит на правом запястье. — Он что, левша? — Необязательно, может, переложил. Дело не в этом, Васнецов наверняка тоже изучал источники перед тем, как рисовать, но изобразил их по-своему, и его тоже «пинали» за эту картину, поскольку классикой тогда считался лубок, а там Илья Муромец совершенно по-другому изображен. Просто он должен был знать из былин, что богатыри в совершенстве владеют любым видом оружия, включая голые руки, поэтому у них не было какого-то «своего». Если уж на то пошло, то у Ильи «любимым» должен быть лук, из него он ранит Соловья-разбойника, например, или предупреждает своих соратников о беде. Люди, которые вот это все пишут, они, к сожалению, сами не очень хорошо разбираются в вопросе, вот в чем дело. У них засели в голове стереотипы, которые у нас всех сохранились с детства. Они же, прочитав в детстве эти сказки, потом к ним не возвращаются. Ну, кроме специалистов-этнографов, которые ездят в экспедиции и специально собирают фольклорные предания отдаленных деревень, за что им земной поклон. Это реально малооплачиваемая, но очень хорошая и благородная работа. А с теми людьми, которые, проходя мимо и увидев картинку сразу судят о персонаже, я ничего поделать не могу. Каждому ликбез устраивать нереально. — Однако вторая редакция артбука, получается, этим ликбезом и станет? — Можно и так сказать. Я всегда четко указываю, какими источниками я пользуюсь. Они все находятся в свободном доступе, и совершенно спокойно любой человек может их найти и узнать для себя что-то новое. Но, опять же, я не этнограф, не историк и фольклором занимаюсь как любитель. Мне просто было интересно, как эти персонажи могли бы выглядеть, основываясь на характеристиках, которые я находил в источниках. Например, почему я того же Илью изобразил в больших доспехах с наплечниками и огромным мечом: есть былины про Святогора, где он вручает этот меч Илье при определенных обстоятельствах. Понятно, что Илья Муромец — олицетворение воинской силы на Руси, соответственно он должен быть воином. А раз ты рисуешь воина в игровой стилистике, то ты обязан одеть его в full plate armor с гипертрофированными размерами, чтобы было сразу понятно, что перед тобой воин. Более того, я пошел на уступки и не сделал ему full plate до конца: у него нет цельной кирасы. Там здоровые пластины, и это считается тяжелым доспехом, но лучше подходит к русской классической «форме». — Он же вообще в кольчуге как правило изображается. — Как у Васнецова, да. Причем обычно в мелкой, как в рубашечке. Но фишка Ильи в том, что он может вообще без всякого армора спокойно всех победить, ему все равно. Он по сути Супермен, сврхгерой, который может побеждать целые рати просто силой своих рук. Влияние видеоигр на творчество Романа даже по той лексике, которую он употребляет, вполне очевидно, более того, он и в разработке некоторых принимал участие. Но интересно другое — есть ли в жизни Романа игры как развлечение, никак не связанное ни с работой, ни со всеми этими фольклорными историями? — Страшное признание — я, если честно, не фанат РПГ-шек. Я фанат шутеров, довольно активно бегал в разные части Call of Duty, а последняя, в которую играл, по-моему, Ghosts. Сколько там лет-то уже прошло? В общем, много. А потом у меня просто не было времени: два года я уже вообще ни в какие игрушки не играю, даже в мобильные. Особенно когда начинал свой проект времени не хватало, поскольку днем работал на компанию, а ночью на себя. Конечно, полтора года в таком режиме сказались на здоровье, даже пришлось сделать перерыв, но потом началась работа над артбуком, и все повторилось опять. — А кино, сериалы? — Да, вот на это у меня времени хватает! Вечером с женой сесть, посмотреть сериальчик, там, фильм какой-нибудь — это святое. Я киноман вообще со стажем: помню, как влюбился в «Звездные войны», оттуда все и понеслось. Конечно, все новинки я стараюсь отслеживать, особенно те, которые громыхнули. Правда, именно ходить в кино последнее время стал реже. — На что ориентируешься при выборе — режиссер, актеры, название, постер, или без разницы? — Нет, ну как без разницы. Во-первых я смотрю жанр, потом смотрю арт-хаус это или массовое кино, в том числе и на актеров, конечно. — Назови три картины или сериала, которые оставили впечатление за последнее время. — Мне очень понравился Spiderman, который первый марвеловский, Homecoming. Из сериалов… «Игра престолов» — это понятно, никого не удивлю, но открытием для меня стал анимационный сериал «Рик и Морти»: три сезона просто влет, без остановки. Еще очень хороший недавно вышел сериал The Gifted, по вселенной «Людей X». Выглядит очень классно. Star Trek: Discovery, опять же, если из новинок. Постановка, продакшн — все очень крутое. Иногда сидишь и думаешь: «Я же фильм смотрю! Это не сериал, это реально уже на уровне Джей-Джей Абрамса какого-нибудь»... Существует категория людей, которая любит прийти к Роману «в каменты» на страницы в социальных сетях и обвинить, что все в его работах украдено из «Вахи», «ВоВа» или другой любимой ими фэнтэзи-игры. Мы попытались вывести художника на чистую воду — есть ли все-таки факт заимствования в его работах? — На самом деле тут все зависит от эрудиции человека. Если он играл только в Warhammer, увидев большие наплечники, он скажет: «Это Warhammer!». Если человек играл только в World of Warcraft, он скажет: «Это World of Warcraft!». Когда только начали появляться первые картинки, мне перечисляли кучу всевозможных игр, о которых я даже не слышал. Например, за все время работы в геймдеве я никогда не сталкивался с Дотой. Я не знал, что такое Dota или Dota 2, но мне постоянно говорили, что очень похоже, даже героев каких-то называли отдельных. Более того, меня часто обвиняют, что я баню за то, что кто-то упомянул Варкрафт. На самом деле я баню не из-за этого, а из-за того, что люди приходят в сообщество и даже не удосуживаются прочитать хотя бы F.A.Q. На двадцатом повторении одного и того же меня это начинает сильно раздражать, и я начинаю банить. Раз нет элементарного уважения к автору, значит не стоит ждать такого же отношения к себе, тем более я никогда не скрывал, что взял за основу стилистику Warhammer. А взял я именно ее, потому что Warhammer, скажем так, ближе к реализму, а Warcraft по-большому счету — мультик. Учитывая, как четко и архитепично проработаны герои артбука невольно напрашивается еще один вопрос — стоит ли ждать какую-то видеоигру по мотивам «Сказок старой Руси»? — С играми я не хочу торопиться. У меня изначально был своего рода план, которого я стараюсь придерживаться. Сначала выпустить артбук, потом подумать над мерчендайзом, потом подумать о настолках, а после этого уже в принципе начать задумываться над компьютерными играми. — То есть сначала отработать какие-то ролевые механики в настольном формате. — Совершенно верно. Чтобы сделать хорошую компьютерную игру должна быть реально крутая команда. Мне не хочется отдавать проект, над которым я так долго работал, в руки людей, которые могут его загубить. Хочется поддерживать определенную планку качества, соответственно, если какая-то крупная компания вдруг заинтересуется, в чем я очень сильно сомневаюсь, тогда обсуждать можно все, что угодно. Но к нашему фольклору в геймдеве относятся не очень, с подозрением, потому что это большой риск. В любом случае это все пока интересно только русским, а основную прибыль в любом случае приносит Запад, и у нас всегда делают игры с прицелом на западную аудиторию. И это, кстати, одна из причин, почему я вообще занялся проектом — доказать, что для западных пользователей можно подать наш фольклор так, что и им он будет интересен. Сейчас, к сожалению, в большинстве своем у нас идет та самая «клюква». Мы постоянно «скармливаем» туда нашу хохлому, гжель, матрешки-балалайки, советскую эстетику с серпом-молотом и так далее, а можно говорить с ними на их языке, но с нашими архетипами. Что, собственно, сделали американцы: у них же нет своей мифологии, они все европейцы, приехавшие на новые территории. Поэтому они придумали свою мифологию — комиксы. Точно также надергали все, откуда могли, наделали супергероев, и теперь, условно, правят миром в плане поп-культуры. Я очень сильно рисковал с этим проектом, вообще не рассчитывал, что он «выстрелит». Думал, нарисую три картинки и на этом все, дальше буду спокойно работать в Mail.ru, но получилось все совершенно по-другому. Был значит запрос от аудитории, раз такая поддержка идет со стороны очень разных людей. Я считаю, что те подписчики, которые в моих сообществах собираются — большая семья, которая объединена интересном к нашему фольклору, и я стараюсь поддерживать его как могу. — А когда твои персонажи стали и в реальный мир просачиваться при помощи косплееров, как ты к этому отнесся? Понимаю, что вряд ли было неприятно... — Да ты что, я был в шоке! Абсолютно этого не ожидал, потому что обычно косплеят конкретный продукт. Условно, есть книга, есть мультик, есть фильм, есть комиксы, и по персонажам оттуда, которые приглянулись, делают косплей. Что кто-то начнет делать реально крутые, продуманные костюмы на основе простого сборника картиночек в интернете (на тот момент) я, честно говоря, не ожидал. Обожаю этих ребят. Да и вообще косплееров очень люблю, на Комик-Конах всегда с удовольствием хожу, разглядываю костюмы. А своих ребят стараюсь поддерживать, как могу, любые их начинания. Иногда они мне пишут в личку, задают вопросы по поводу костюмов, цветов, картинки-то черно-белые… Как вообще люди решили косплеить черно-белые картинки — непонятно. Даю им максимум информации, но всегда отмечаю: с цветом — на ваше усмотрение, решайте сами, я могу только дать направление по каким-то оттенкам. Тем более это же тоже творчество, очень хорошее, интересное, красивое. Напоследок хочется спросить у маэстро совета по поводу профильного образования, ведь сам Роман достиг определенного успеха исключительно своими силами. Нужно ли терять время за партой или у самоучек есть какие-то преимущества? — Если у людей есть возможность обучаться — лучше идти обучаться. Это даст вам базис и технику, вы будете понимать как и что делать. А вот уже что вы с этим знанием сделаете — другой вопрос. Главное, будет поставлена рука, будет определенный запас знаний и времени на эксперименты. Причем так в любой области, необязательно с «художкой» связанной. Самообучение это хорошо, но очень много времени тратится на «изобретение велосипеда». — Справедливо. Скажешь что-нибудь на прощанье нашим читателям? — Всем спасибо за внимание, очень рад, что пришел в такую замечательную редакцию и поговорил с такими замечательными людьми. Надеюсь, что на этом наше знакомство не заканчивается, и мы в какой-то момент так же будем тут сидеть и обсуждать какую-то мою игру. Время покажет, надеюсь все будет хорошо!