Войти в почту

«Есть ощущение, что все сложилось»: как мы показали на CES российского робота и получили на него заказы

Участие в CES – это must-have Наш робот – постоянный участник международных выставок. Мы уже были в Китае, Японии, Германии, так что нам есть с чем сравнить. Но CES определенно самая интересная площадка для презентации роботов. Здесь даже гиганты отрасли показывают новые разработки. Так что для любого стартапа в сфере электроники, который выводит свой продукт на мировой рынок, участие в такой выставке – это must-have. Две проблемы производителей робототехники CES предоставляет огромные возможности по поиску новых контактов, сбору обратной связи, сравнению с конкурентами – это бесценный опыт. Было приятно узнать, что на самой крутой выставке электроники в мире мы далеко не второстепенные персонажи. За год мы сделали новую модель, а наши коллеги приехали без новинок. Более того, их разработки на данный момент проигрывают Promobot v.4, который быстро подстраивается под рынок. В целом можно выделить две основные проблемы, с которыми сталкиваются производители сервисной робототехники. Проблема 1. Практическое применение роботов. Все застряли на энтертейменте и не хотят двигаться дальше. Почему, например, японский робот Pepper получил столько негативных отзывов на CES, а потом еще и был уволен из магазина? От него ждали большего, чем просто общения с некачественным распознаванием речи. В этом наше преимущество – мы сконцентрированы на узких кейсах применения роботов. Наш робот может быть гидом, консультантом, консьержем, продавцом и полноценным менеджером, оказывающим определенные услуги клиентам. Это новое направление, в котором мы сейчас законодатели моды. Было весело, когда конкуренты приходили на стенд, ощупывали и обнюхивали роботов с ног до головы, потом быстренько представлялись и убегали. Понятно, что часть наших находок будет скопирована, но это значит, что к нам прислушиваются и мы идем в правильном направлении. Проблема 2. Неспособность роботов воспринимать речь в зашумленных помещениях. На CES даже голосовые помощники от Honda, LG, Google были представлены в отдельных тихих залах. Мы же разрабатываем свой микрофонный массив и обучаем нейронную сеть разговорам на нашей дате из аудиофайлов с шумами. Благодаря этому наш робот уже сейчас способен более корректно, чем конкуренты, воспринимать речь собеседников в местах повышенного скопления людей. Корпорации пока не спешат выпускать своих роботов Параллельно с наблюдениями за конкурентами было очень интересно увидеть гигантов отрасли. Samsung, LG, Honda – это, конечно, совершенно другой масштаб и уровень, они презентовали разработки, которые нельзя увидеть на других выставках. И у них есть чему поучиться. Меня больше остальных впечатлил стенд LG – экраны, которые сворачиваются в рулон, умная кухня, бытовая техника будущего, голосовые помощники. В таком будущем хочется жить. Но вот своих роботов выпускать в производство компании-гиганты пока не спешат. Для них любая ошибка дорогого стоит. Так что они годами работают над прототипами, собирают бэкграунд. Мы же, наоборот, не можем себе позволить долго сидеть только на этапе R&D, но зато можем работать с рынком, собирать обратную связь и совершенствовать продукт параллельно с его продакшеном. Причем те данные, которые мы сейчас собираем с «полей», в будущем очень пригодится всем разработчикам роботов. CES – это дорого CES – это действительно парад новых технологий самого разного уровня, в котором обязательно стоит поучаствовать. Но есть один существенный минус – это дорого. Причем на поверхности лежит одна стоимость, а в результате приходится сталкиваться с кучей дополнительных затрат. Перевоз двух роботов в Штаты и растаможка обошлись в более чем 8 тысяч долларов. Плюс на самой выставке платить нужно было буквально за все – за оформление аренды стенда, за распаковку и доставку роботов на стенд, за интернет, электричество, мебель. Стенд компании на CES Причем расценки невероятные. Только за хранение ящиков от роботов во время выставки мы заплатили 850 долларов. Неудивительно, что не каждый стартап сможет ездить на CES. Было бы здорово объединить усилия вокруг стендов российских компаний. Это сейчас своеобразный тренд на CES – большие площади арендуются странами, представляющими множество стартапов. Такой подход помогает серьезно экономить – можно делить расходы на транспортировку, растаможку, аренду, интернет, хранение и другие удобства. У нас, например, не было даже переговорки для общения с партнерами. Правда, компаний должно быть действительно много. В этот раз из России только РЭЦ привез 7 стартапов, не было ни Сколково, ни РВК. Для сравнения – из Китая прибыло 1500 стартапов! Нам нужно стремиться хотя бы к 150, если мы хотим достойно представлять страну на такой выставке. Кроме того, такая кооперация повышает шансы на привлечение внимания. Когда мы демонстрировали узкие кейсы применения нашего робота или даже когда роботы просто танцевали, собиралась толпа, которая могла бы разойтись по всем российским стендам. За три дня мы получили более 40 заказов Пока сложно сказать наверняка, насколько оправдались наши ожидания, но есть ощущение, что все сложилось. Наши роботы привлекли много внимания со стороны посетителей, с ними фотографировались, их обсуждали. За три дня работы выставки мы получили 44 предварительных заказа. Среди возможных партнеров - Oracle, NASA, Texas Instruments, Hyperloop, Lyft, Amazon и другие. На отдельном счету у нас крупнейший запрос от представителя из ОАЭ на 200 Promobot V.2 и 300 Promobot V.4. Но конкретные выводы о результатах выставки мы сможем сделать только тогда, когда все договоренности будут воплощены в жизнь. Я специально остался в США после CES, чтобы провести встречу со всеми потенциальными партнерами. Надеюсь, мы сможем закрепиться здесь надолго. Материалы по теме: 8 решений для повышения продуктивности с выставки CES в Лас-Вегасе 15 запоминающихся (и симпатичных) гаджетов с CES 2018 Не пора ли нам заговорить о «правах роботов»? Этот робот построит первые дома для людей на Марсе У роботов-игрушек в России нет перспектив. И вот почему

«Есть ощущение, что все сложилось»: как мы показали на CES российского робота и получили на него заказы
© RB.ru