Бегущий по трендам 2018: технологии киберпанка глазами современного человека

«Я никого об этом не просил». В последнее время часто можно встретить утверждение, что киберпанк стремительно теряет свою привлекательность для зрителя и читателя. Мол, какой смысл заглядываться на фантастику, когда большая часть из написанного фантастами в середине и конце 20-го века начала сбываться. Но так ли это на самом деле? Мы решили взять несколько технологий из известных киберпанк-произведений и рассмотреть их с точки зрения развития современного прогресса. Во вселенной Ридли Скотта расщепление с нашей реальностью произошло уже в 1982 году. В сиквеле Дени Вильнёва Советский Союз не развалился, человечество освоило дальний космос, ядерная война уже случилась, а интернет попросту не изобрели. Однако летающие машины, — спиннеры, — впервые очень достоверно и реалистично были показаны ещё в далёком 82-м году, и тем интереснее понять, что же всё-таки пошло не так. Ключевой проблемой в создании воздушно-земных амфибий остаётся, собственно, воздух. Поршневыми и реактивными двигателями всё ещё очень сложно управлять, да и правила поведения в воздушном пространстве куда сложнее, чем регулировка дорог. Помимо этого, человечество ещё не изобрело силовую установку, которая была бы достаточно надёжна и не позволила бы грохнуться оземь среднестатистическому обывателю без лицензии пилота. А потому прогресс попрощался с идеей сделать «летающие машины» как в кино и решил подойти к проблеме с другой стороны. Уже в прошлом сентябре в Дубаи протестировали первое воздушное такси, которое представляет собой беспилотный мультикоптер. В октябре полиция города приняла на вооружение квадрокоптеры-мотоциклы. Автономность таких устройств оставляет желать лучшего, но они делают мечту на шаг ближе к реальности. Если же говорить о гибриде дорожной машины и летательного аппарата, то буквально на днях в автосалоне в Женеве показали PAL-V. Это гибрид городского автомобиля и небольшого автожира. Для управления «машиной», однако, требуется лицензия пилота со стажем в 35 часов. Особняком стоят разработки бостонской компании Terrafugia, которая одной из первых начала осваивать небо. Сейчас фирма трудится над беспилотным концептом TF-X, а ранее она уже успешно разработала несколько пилотируемых гибридов. Уже киберпанк? Нет. Согласно культовому фильму, мозг человека вмещает в себя смехотворные по современным меркам 80 гигабайт. В кино курьеру вживлялся специальный чип, который позволял за счёт его воспоминаний переносить в голове важную информацию. Конечно, сейчас на дворе ещё не описанный Ульямом Гибсоном 2021 год, однако современная наука пока что слишком далека от таких достижений. Что не отменяет выдающегося прогресса в изучении человеческого мозга с тех пор, как был снят фильм. Современные технологии позволяют считывать сигналы мозга и даже управлять устройствами, пусть и на базовом уровне. На этом принципе основаны как медицинские гаджеты типа Emotiv, так и некоторые умные игрушки. Наверное самым знаменитым продуктом такого рода являются кошачьи ушки NeuroSky Necomimi. Они реагируют на сигналы мозга владельца и двигаются в такт вашему настроению. Очередной прорыв произошёл в 2017 году, когда исследователям удалось считать примитивные изображения на основе мозговой активности. Учёные с помощью глубокого обучения попытались реконструировать визуальные образы, которые видели перед собой подопытные. Результаты далеки от научной фантастики, но всё равно впечатляют. Результаты работы нейросети Может быть, наш мозг пока не в состоянии задействовать все «80 гигабайт» полезного пространства, однако наука упорно движется в этом направлении. Уже киберпанк? Нет. Давайте с порога обозначим важную вещь: искусственного интеллекта на манер того, что вы видите в фантастике, сейчас нет даже близко. SHODAN, GladOS и прочие культовые игровые персонажи пока что — несбыточная мечта современной кибернетики. А вот то, что СМИ часто называют ИИ, а именно — нейросети, компьютерное зрение, deep learning и прочее, носит название «Улучшенного интеллекта». Ещё свежи новости о порно, которое создавали на уже забаненом саб-реддите Deep Fakes. Там, напомним, использовался инструментарий Tensorflow в связке с CUDA от Nvidia. И результаты действительно впечатляли. Как и многие другие вещи, создаваемые с помощью нейросетей, Deep Fakes обладает подкупающей обывателя наглядностью. Но слово «интеллект» тут всё-таки не очень применимо. Присядем у костра, на котором горят надежды и мечты майнеров криптовалюты, и рассмотрим вопрос немного философски. Результаты работы нейросети на базе ПО Deep Fakes Основное отличие искусственного интеллекта от улучшенного — способность думать, самостоятельно размышлять. Самостоятельность подразумевает способность единолично вырабатывать задачи и собирать для их решения нужные данные. С нейросетями всё иначе. Нейросеть способна к обучению, однако исключительно на основе данных, которые ей «скармливает» пользователь. По этой причине любой машинный алгоритм на самом старте ведёт себя достаточно плохо. Более того, под каждый тип данных нужно создавать отдельную нейросеть. Чаще всего, эффективнее тренировать сети на текст и картинки отдельно, нежели пытаться объединить эти функции в одном решении. Результаты работы нейросети на базе ПО Deep Fakes С этой точкой зрения согласны, к примеру, в компании IBM, которая пока что держит пальму первенства в гонке ИИ со своим суперкомпьютером Watson. Ситуация может серьёзно поменяться с приходом квантовых компьютеров, а до тех пор все рассуждения про искусственный интеллект и скорый приход «Скайнет» — не более чем милая и смешная байка. Уже киберпанк? Нет. Красной линией, которая проходила через во многом пророческий фильм Стивена Спилберга, была пугающая возможность государства настигнуть человека в любом месте. Во вселенной «Особого мнения» каждый закоулок Америки будущего снабжался сканером сетчатки, благодаря которому тебя видела не только персонализированная реклама, но и органы правопорядка. Так вышло, что в 2018 году прогнозы авторов картины сбылись с такой пугающей эффективностью, что теперь, в общем-то, не самый старый фильм 2002 года выглядит, временами, как наивная сказочка. Современным системам распознавания и слежки не нужна ваша сетчатка. В принципе, правительству для большей части «грязной работы» достаточно вашего интернет-трафика. В памяти ещё сохранился скандал с системой слежки PRISM, которую открыл миру Эдвард Сноуден. Однако буквально в начале этого года оказалось, что построенное в Эфиопии китайцами здание штаб-квартиры Африканского Совета буквально напичкано системами слежения. Причём на стороне телекоммуникационного оборудования. Если же говорить о визуальном распознавании неугодных, то здесь прогресс успешно опережает вообще любой, даже самый смелый киберпанк. Вспомните аниме-сериал Higashi no Eden («Восточный Эдем»): главный герой координирует свои действия с помощью особого смартфона, который мгновенно распознаёт прохожих и показывает владельцу их биографию. Сегодня это уже не фантастика. Китайская полиция использует специальные очки с компьютерным зрением на транспортных узлах, чтобы распознавать злоумышленников. Технология уже помогла в поимке 30 преступников. Разработки российской NTechLab (FindFace) уже применяются для распознавания лиц в Москве и будут применяться в Татарстане. Эту технологию осваивают и банки для определения людей с сомнительной кредитной историей. И это всё не роман Гибсона, а новостная лента за последние шесть месяцев. Если вы всё ещё тешите себя мечтами о приватности в 2018 году, то лучше окончательно с ними попрощаться. Киберпанк уже здесь. Уже киберпанк? Да. Мягкий перезапуск Deus Ex в виде Human Revolution опирался на вполне конкретные тренды современной науки, а именно на роботизированное протезирование. Сейчас уже мало кого можно удивить полностью функционирующей искусственной рукой. Дело дошло до того, что сами протезы выпускаются в стиле Deus Ex, а одна из самых ярких звёзд Инстаграма — «актриса-киборг» с полноценной аугментированной конечностью. Однако науке предстоит решить ещё очень много проблем для того, чтобы показанное в Human Revolution будущее отвечало духу современности. Перво-наперво — как заменить остальные органы, помимо рук или ног. Возьмем за пример искусственное зрение. Сейчас фактически единственной такой системой является американская Argus II Retinal Prosthesis System, чья стоимость составляет впечатляющие 150 тысяч долларов. Пример того, как видит пациент после операции по установке Argus II Система распознаёт образы через камеру, отправляет их на специальный блок на поясе, который превращает изображение в набор электроимпульсов. Далее этот набор попадает в специальный модуль, имплантированный в глаз пациента. Модуль воспроизводит полученные от блока импульсы на нервных окончаниях пользователя, что позволяет человеку «видеть». Полный состав комплекса Argus II Чудеса? Да, конечно. Но надо учитывать, что эта система всё ещё бесконечно далека от нормального зрения. Она, во-первых, помогает только людям с конкретным диагнозом, а, во-вторых, пациент видит лишь очертания и силуэты. Однако это уже серьезный шаг для науки в целом, так как технология доказала свою состоятельность. Уже киберпанк? Почти. Японский киберпанк плотно переплетён с жанром «меха», однако мало кто выводил это на уровень взаимосвязи так сильно, как Хидео «Гений» Кодзима. Дизайнеры Metal Gear Solid 4 проделали большую работу над тем, чтобы игра выглядела не только красиво, но ещё и достоверно, утилитарно и пугающе реалистично. С высоты 2018 года можно смело констатировать, что своего они добились. Франшиза вообще знаменита тем, что заметное количество её прогнозов так или иначе сбывалось. Это и система SoP, и фейковые новости в интернете, и много чего ещё. Однако ближе всего серия подошла к тому, как могут выглядеть современные боевые роботы. Достаточно сравнить меха Crying Wolf и детище Boston Dynamics, созданное по заказу DARPA. Ещё одна важная вещь из MGS4 — обширная «беспилотная» война на Ближнем Востоке. И может роботов уровня «Гекко» индустрия пока ещё не изобрела, но искусственный интеллект уже давно стоит в приоритетах армий всего мира. Существует ряд разработок, которые не только позволяют определять цель, но дают право принимать решение об её уничтожении. Причём приказ отдаёт себе сам дрон, а не оператор. Обратите внимание на бронезащиту и расположение экипажа внутри Т-14. В перспективе его там быть не должно Более того, современная техника разрабатывается в первую очередь из расчёта на беспилотные решения. Из последнего можно выделить футуристический танк Армии России Т-14 «Армата». Текущие версии танка уже планируется укомплектовать проводными разведывательными дронами «Птеродактиль», однако конструкция «Арматы» сделана таким образом, что операторов в танке попросту не будет. Башня боевой машины необитаема. Причём приближение технологий из киберпанка в военном деле продиктовано, в общем-то, простыми соображениями: готовить современного солдата очень долго и дорого. И ещё дороже его терять. Так что велик шанс, что лет через 15-20 военный конфликт будет выглядеть не как состязание стратегов, а как битва программистов, алгоритмистов и учёных. Уже киберпанк? Почти. Один из самых узнаваемых визуальных приёмов киберпанка, растиражированный Ghost in the Shell. В этом деле человечество продвигается вперёд, но не слишком быстро. И тому есть ряд совершенно утилитарных причин. Во-первых, с задачами визуального камуфляжа у военных отлично справляются правильно подобранные цвета. Куда важнее скрыть тепловые и радарные сигнатуры техники и пехоты от специального оборудования. Во-вторых, сам принцип построения визуального камуфляжа сформирован наукой ещё не до конца. Наибольших успехов на этом поле достиг японский учёный Сусуми Тати, однако его решение полагается на проектор, камеру, компьютер и специальное покрытие. В плане портативности этот вариант очень далёк от того, что мы привыкли видеть в научной фантастике. Принцип работы современного визуального камуфляжа Уже киберпанк? Нет. Ещё один важный атрибут киберпанка — голографические экраны и проекции. Эта технология тоже далека от массового внедрения и страдает всё от той же проблемы, что и невидимость: учёные пока не нашли единого направления, в сторону которого можно развивать объёмные голограммы. На эту тему можно было бы написать отдельную статью, а потому давайте ограничимся самыми свежими новостями. В начале 2018 года британские учёные презентовали цветной голографический экран. Они вдохновлялись фильмом «Звёздные войны» и, естественно, Принцесса Лея была частью теста. Технология во многом революционная, так как объект проецируется в трёх измерениях и полноценном цвете. Ученые добились этого с помощью лазеров и новаторского принципа оптической ловушки. По словам разработчиков, дисплей работает по принципу светового 3D-принтера. Он «печатает» изображение из ухваченных лазером частиц и позволяет видеть его в объёме с любой стороны. Это жуткое упрощение, но сами исследователи объясняют, что их технологию проще всего понимать именно в такой аналогии. Минус только один: сроков коммерциализации экрана нет. Да что там, научное описание принципа вышло в журнале Nature лишь в конце января этого года. Однако по опыту многих других новаций можно предположить, что ближайшие десять лет порадуют нас чем-нибудь по-настоящему голографическим. Уже киберпанк? Нет. Живём ли мы в киберпанке, каким его рисовали фантасты прошлого? И да, и нет. Как и в случае с научной фантастикой, сбываются далеко не все пророчества, а в каких-то вопросах современная наука даже прислушивается к классикам жанра и отжимает стоп-кран. Вместе с прогрессом двигается вперёд и сам киберпанк. Ему уже не столь интересны компьютеры и тотальная слежка, он переключается на новые моральные, этические и научные проблемы. Лишь эстетика неоновых мегаполисов — вне времени. #технологии #месяцкиберпанка

Бегущий по трендам 2018: технологии киберпанка глазами современного человека
© DTF.RU