«Начальник — это тот, у кого есть информация. Раньше ее выдавали за ум». Чем новое лидерство отличается от старого

Зал, где соревнуются финалисты, отгорожен от пресс-центра пятиметровой стеной, вход сторожат охранники. Из-за стены слышны крики и топот трехсот ног, будто там идет историческая реконструкция. Журналистов пускают на несколько минут — только заснять работу конкурсантов, но не мешать. Короткий разговор с финалистами получается только на кофе-брейке. Кофе пьет команда № 25, самоназванная «Одноразовый контактный зоопарк» (по одному из конкурсов, где игроки накидывали идеи, как можно «использовать крокодила»): — Почему вы крутые лидеры? Андрей: Кто сказал, что мы крутые? То, что мы в финале, еще ничего не значит. Павел: Крутость — понятие исключительно субъективное. Мы сюда пришли, потому что решили, что нам чего-то не хватает. Больше всего нам не хватает развития. Здесь мы понимаем, как нам развиваться и куда. Себя надо проверить, посмотреть, как остальные коллеги выглядят. Юля: Плюс обратная связь классная! Все, кто считают себя крутыми, тут же получают по голове. Павел: И уровень крутости сильно падает. — На что вы потратите миллион, выданный с формулировкой «на образование»? Юля: В России есть прекрасные программы MBA, там можно уложиться в миллион. Рагим: Но самое ценное не это, самое ценное, что мы все здесь собрались из разных регионов, общаемся. Андрей: Мы сюда пришли за общением, за экшеном. В общем, классно так с работы переключились. Павел: Главное то, что мы нашли друг друга! А по поводу найти себя… Мы все готовы развиваться, в том числе и в государственной службе. Рагим: Наставники предлагали решать реальные проблемы, с которыми они сами сталкивались в своих компаниях. По сельскому хозяйству мы даже что-то решали. — То есть они сами не смогли решить, так вашими силами пытались? Рагим: Почему вы провоцируете меня, почему?! Павел: У них есть решение, но они хотели посмотреть альтернативное. Организаторы видят цель конкурса более глобально: создать систему поиска и отбора профессионалов с высоким управленческим потенциалом. Финалисты выбирают наставников, часть челленджа — проявить себя так, чтобы наставник захотел взять тебя в свою команду, будь то штат госструктуры, госкомпания или частная фирма. Но «плана по назначениям», как такового, нет — более того, это сами участники, каждый из которых уже успел стать успешным в своей сфере, обеспеченным человеком, выбирали из поступивших им после конкурса предложений, а не наоборот. На 200 тысяч заявок — триста финалистов, получается конкурс в 666 человек на место. Победителей, которые продолжат общаться с наставниками, — всего 103. «Плана по назначениям» нет: в течение 10 дней наставники сами будут решать, с кем из этой сотни и в каком формате продолжат сотрудничать. Новый тип лидера — Участники работают в командах, и они все лидеры. Команда — это множество, лидер — единица. Как это можно совмещать? В 1984 году чемпионат Европы по футболу выиграла сборная Франции. Я в нашем еженедельнике «Футбол. Хоккей» читаю интервью с главным тренером, Мишелем Идальго. Журналистка выясняет: «Что вы сделали, чтобы получить золотые медали, есть какой-то секрет?» — «Да ничего особенного». — «Наверное, диета?» — «Да нет, они же все взрослые люди, что хотят, то и едят» — «Может быть, какая-то новая система тренировок?» — «Ну что вы, они профессионалы, они знают, как им тренироваться». И вот она слушала-слушала, наконец не выдерживает и спрашивает: «Вы вообще что-нибудь сделали? Или это случайно получилось?» И тут Мишель Идальго говорит совершенно фантастическую вещь, которую не все поняли тогда и многие до сих пор не понимают: «Эти два года, что мы готовились к чемпионату, я пытался разными словами, разными способами и в разных местах передать игрокам одну идею: у кого мяч, тот и лидер». — А как же биг босс, который восседает за высоким столом, а внизу копошатся подчиненные? Иерархии больше нет? Начальник — это тот, у кого есть информация. Он говорит: «Делай так». Подчиненный делает. Раньше это выдавали за ум. У тебя есть информация, и ты вроде умнее того, у кого информации нет. — Когда закончился век иерархичности? — Это произошло где-то в начале 80-х годов прошлого столетия. — Микрокомпьютеры? И параллельно стала исчезать персонификация. Больше нет одного автора. Предвестником этого, кстати, стала игра «Что? Где? Когда?». — И конкурс «Лидеры России» — как раз про это — про среду? — Чему, например? Первое — это «что», второе — «как», третье — «за счет чего», а четвертое — «вместе с кем». — Можно взять время других людей. — Конкурс надо совершенствовать? — Или гениальный? Обратите внимание, практически все великие люди, включая Микеланджело и Пушкина, оставляли нам самые серьезные послания в виде незавершенных произведений. И это очень тонкая штука. Они это делали не потому, что не хотели или не могли закончить, а потому что они налаживали диалог с другими поколениями. О бессмертии Практическим подкреплением идеи стал «Социальный день»: финалисты отправились в школы Сочи, чтобы провести там открытые уроки для учеников 9–11 классов. Говорили про лидерство и немного про будущее, а выступали экспертами и ставили оценки финалистам сами школьники. Но каждый учитель знает, как сложно удержать внимание детей 40 минут, поэтому в задании было продержаться лишь 20. Чтобы урок выглядел целостно, занятия управленцы вели попарно. Так, Алексей Малютин и его напарник Дмитрий Ялов рассказали школьникам о лидерстве в эпоху технологических изменений. По словам Алексея, за день он получает около 100 рабочих писем, когда в XIX веке такой же объем информации люди получали за год. И это не предел, мир ускоряется, и лидерам нужно уметь контролировать большой поток данных и не бояться делегировать свои полномочия. Он также обратил внимание школьников на то, что профессии, которые востребованы сегодня, не существовали несколько лет назад, и сейчас мир готовит специалистов, которых еще нет. Малютин предложил детям познакомиться с Атласом новых профессий, который еще в 2014 году разработали сотрудники АСИ и Сколково. А Сергея Кириенко восхитило то, что некоторые участники интересовались, можно ли потратить свой миллион не только на себя, но и на своих коллег по работе или даже коллег, которые не прошли в финал. Объявление победителей Хорошие новости в том, что конкурс будет ежегодным, и те, кто не вошел в число победителей, смогут на свой миллион подучиться и еще раз испытать себя. Андрей: «Все бурлит внутри!» Иван: «Я еще не понял, что я испытываю, как я попал в эту сотню. Я ощущаю только полет». Рагим: «Я хлопал и думал: „Плохо, что моя фамилия на „а“ начинается“. Потому что твою букву отстреливают первой, и ты снова: „Блин! Следующий список ждать!“» Зинаида: «Про себя я точно могу сказать: победой было то, что я преодолела свое эго. Мой конек — вербальные навыки, я работаю в коммуникациях, поэтому хорошо говорю и анализирую большие потоки информации. В нашей команде я делала презентации и успевала за 5 минут перечитать все эти огромные листы заданий, которых иногда было 20–30. Эксперт фиксировал не столько то, что мы говорим, а как мы говорим. Следил, выступает ли каждый, проявляет ли инициативу, предлагаем ли идеи. И работая в команде, ты должен понимать, в чем силен ты, в чем сильны остальные, и где-то уступать другим». Евгений: «Я в шоке! Телефон разрывается, люди пишут, я очень рад за всех, за всю нашу большую команду в 300 человек. Это был уникальный опыт взаимодействия, умения договариваться, выходить из любых сложных и конфликтных ситуаций. Организаторы молодцы, они сумели все сбалансировать. Каждый вечер давали нам возможность отдохнуть, чтобы на следующий день мы смогли включиться по полной». Павел: «Эмоция — штука двоякая, особенно когда выигрываешь. Для меня эта победа — не самая веселая история. Честно. Это не означает, что я лучше, чем кто-то другой, ни в коем случае. Мне неловко перед теми, у кого я выиграл. Особенно перед командой. Все достойны быть в этой сотне. Но, конечно, круто. Из 200 тысяч войти в сотню! Что там лукавить, внутри жжёт. Но честно, мы испуганы. Что дальше? Я думаю, впереди у нас еще гораздо больше испытаний».

«Начальник — это тот, у кого есть информация. Раньше ее выдавали за ум». Чем новое лидерство отличается от старого
© Нож