Почему Гуф победил Птаху в баттле? Объясняет филолог

Опубликованный в воскресенье баттл между Гуфом и Птахой набрал на YouTube уже больше 7,5 млн просмотров. Специально для нас авторы образовательного паблика «Глазарий языка» проанализировали битву с филологической точки зрения и пришли к выводу, что Алексей Долматов — это почти ранний Маяковский. Гуф наговорил почти в два раза больше Птахи — 2 262 словоформы (1 028 слов) против 1 160 словоформ (667 слов) соответственно. Самое частотное слово у обоих рэперов — «ты» (57 раз у Гуфа, 36 у Птахи), а вот на второй позиции есть различия: у Гуфа это слово «я» (56 раз), у Птахи — «не» (27 раз). Это ясный формальный показатель ключевой модальности обоих выступлений: по сути, и тот, и другой исполнитель были сфокусированы именно на Алексее Долматове, только сам он говорил о себе в позитивном ключе, а его оппонент о нем — в негативном. Индексы разнообразия лексического репертуара у соперников вполне сопоставимы: Птаха употребил единожды 78,4 % всех слов; его соперник — 74,5 %. Междометие «*****» (блин) у Гуфа встречается 23 раза; у Птахи — 19. Репертуар прочей обсценной лексики Гуфа — 32 лексемы (в том числе: 12 вариантов слов с корнем «еб»; 11 с корнем «***» (мужской половой орган); три с корнем «пизд» и шесть прочих). Репертуар мата Птахи — 23 лексемы (в том числе: 8 с корнем «еб»; три с корнем «***» (мужской половой орган); две с корнем «пизд» и десять прочих. Текст Долматова характеризуется отчетливой риторической организацией; в частности, это выражается в том, что при небольшом объеме в нем довольно широко представлены биграммы — коллокации (устойчивые сочетания, повторяющиеся несколько раз) из двух элементов; таковы, например, «у меня» (8 раз), «и я» (7 раз), «но я» (5 раз) и ряд других. У Птахи коллокаций не обнаружено, что косвенно свидетельствует о меньшей степени сконструированности его выступления. Встречающиеся в текстах рифмопары представляют особый интерес. Они распределяются следующим образом — 300 у Гуфа, 100 у Птахи. Из этого следует очень простой вывод, который не противоречит непосредственным слуховым впечатлениям: у Гуфа рифма появляется, в среднем, через каждые семь слов; у Птахи — через каждые десять. Это делает текст первого более четко ритмизованным, а значит, более простым для восприятия. У обоих рэперов почти нет точных рифм, однако Гуф далеко опережает соперника в том, что касается оригинальности и сложности созвучий. Оцените, к примеру, следующие рифмы, которым позавидовали бы многие русские поэты-футуристы начала XX века: «пожалуйста — жаловаться», «правда, а? — страдала«, «da da bill you — я забыл — дебил, ***». Строфические конструкции, используемые Гуфом, более сложны, чем у оппонента. Если Птаха оперирует почти исключительно двустишными формами, то Гуф чередует двустишия и четверостишия с перекрестной рифмовкой, причем число последних к третьему раунду существенно возрастает. Благодаря отмеченной выше сравнительной краткости зарифмованных отрезков организованный в четверостишия текст не утрачивает ритмизации, а его звучание становится менее предсказуемым. То же относится к рифмическим цепям. В тексте Птахи созвучие более, чем двух слов, — редчайшее исключение из общего правила; у Гуфа парные созвучия тоже преобладают, однако встречаются цепочки не только из трех, но и из четырех и даже пяти рифмующих слов. Ну и наконец, некоторые строчки Гуфа просто отмечены поэтическим даром. Больше всего они напоминают, пожалуй, раннего Маяковского. Судите сами: «А сейчас, вы только посмотрите, происходит приблизительноодно и то же,собралось тут немерено зрителей,и все внимательно слушают, как им стихи вслух читает Алеша. У меня вопрос возник: у тебя же есть телкада, по-моему, есть, да, ее зовут Лана,ну это такая блондинка с челкой,и вы с ней долго,она еще молчит постоянно. Хочешь, лавочку тебе поставлю, семечек дами позову сюда таких же, как и ты, бабулекрасскажи, что в доме поселился хулигани, скорее всего, он еще и травку курит». С учетом всего сказанного, а также общего содержания обоих выступлений (Птаха сделал ставку на обличение оппонента, засыпая слушателей неприглядными фактами его биографии, в то время как Гуф посвятил свое чтение созданию образа условного, но вызывающего сочувствие лирического героя) можно утверждать, что на этой арене перед нашими глазами развернулась схватка прозаической речи с речью стихотворной. Хорошо, что поэзия победила! Читайте также: Русский язык от Высоцкого до Шнурова: история потерь Ну, как бы, типа: почему слова-паразиты, которые все ненавидят, на самом деле важны