Наськоэ и весёлые картинки

Настя Икусова создаёт комиксы с 2009 года — тогда она почти не умела рисовать и только поступала в Новосибирское художественное училище. «В принципе, я по натуре ироничный человек. Раньше я писала и какие-то короткие тексты, — вспоминает об истоках увлечения девушка. — А потом у меня появился графический планшет, я что-то начала там рисовать, и это плавно перешло в такие вот истории». Настя признаётся, что на создание своего проекта её вдохновили короткие стрипы (комиксы в виде ленты из двух-четырёх кадров. — А.З.) «Цианид и Счастье», «Вульф и Моргенталер», а также мультфильмы вроде «Южного парка» и «Футурамы». «Просто хотелось свою какую-то забавную идею в некоторой форме выразить, — поясняет автор. — Вот визуальную форму нашла — могла быть и другая, возможно». Но самое интересное в этой истории то, что в 2009 году у двадцатичетырёхлетней Насти уже был диплом о высшем образовании — и совсем не художественном. Она окончила НГУ по специальности «Клинический психолог» и около трёх лет работала в этой сфере. «Я с детства рисовала: периодически ходила в художественные студии, занималась индивидуально, — говорит Настя. — Сложно сказать, почему я сразу не пошла в художники. Психология мне была интересна — она и сейчас мне интересна. Просто хотелось более творческую, может быть, профессию. Я это не сразу поняла». Выбирая, куда поступить, девушка подала документы в художественное училище — и пять лет осваивала специальность «Художник-живописец». Это на два года дольше, чем получение второго высшего образования в НГУАДИ или НГПУ. «Я, конечно, смотрела, какие есть предложения в нашем городе, и решила, что художественное училище — это, во-первых, бюджетное образование, а во-вторых, дневное. Всё-таки это специальность практическая: чем больше часов ты этому посвятишь, тем больше свой навык разовьёшь», — поясняет Настя Икусова. То, что другие студенты были заметно младше, её не смущало. «Хотя это было немножко необычно, в том числе и для меня, — вспоминает она. — Всё-таки они из другого поколения немного. Но всё же я чему-то училась от них, а они от меня». По словам художницы, одногруппники тоже реагировали нормально, тем более, что в училище порой приходят люди, уже имеющие образование. «И после тридцати люди поступают, — утверждает Настя. — Правда, не у всех получается закончить». Получить специальность мечты удалось во многом благодаря поддержке близких, признаётся девушка. На первых курсах она почти не работала: на психологию не было времени, а на рисование — смелости и опыта. Сейчас Настя зарабатывает на жизнь коммерческой иллюстрацией, выполняя заказы клиентов из разных городов. «Я думаю, что по деньгам выходит не меньше, чем было бы психологом, — говорит она. — Психологи на первых порах очень мало получают. Нет, в этом смысле я не жалею. Больше [волнует] то, что всё-таки в психологии больше интеллектуальной переработки мира, а рисование — оно практическое, там больше нужно делать, чем думать. Но я себе не загораживаю ничего. Возможно, лет через десять я к психологии вернусь». Впрочем, первое образование явно помогает Насте создавать именно такие комиксы — жизненные, тонкие и забавные. «Когда внутри этого находишься, сложно сказать, влияет ли предыдущая специальность. Я думаю, так получается просто из-за того, что у меня немножко опыта больше, — рассуждает иллюстратор. — Из-за того, что много читала, наблюдала, темы такие встречаются в комиксах». Девушка говорит, что из литераторов на её творчество сильно повлиял Даниил Хармс с его абсурдистскими стихами и рассказами. Ещё нужное настроение создают современные комиксы и картинки. «А любимые художники у меня вполне академичные: Серов, Левитан. Люблю постимпрессионистов — например, Тулуз-Лотрека, — добавляет Настя. — Они больше в визуальном смысле, конечно, вдохновляют, хотя мне до них ещё далеко». Нередко идеи комиксов девушка находит и в повседневной жизни. К примеру, этот сюжет про неудачное свидание родился после прогулки. «Просто я такую ситуацию наблюдала: мальчик с девочкой шли и сюсюкались друг с другом. И мне захотелось это воплотить, — улыбается художница. — Конечно, я переработала это». Она считает, что в комиксах (да и во всём изобразительном искусстве) идея важнее техники исполнения. «Конечно, когда совсем корявенько сделано, может, это смотреть неинтересно. Какие-то визуальные акценты не расставлены, и из-за этого человек не останавливается на комиксе, — рассуждает девушка. — Но всё же, наверное, идея — это 70%, а воплощение — 30%». Настя по-прежнему создаёт комиксы в основном с помощью графического планшета, как, впрочем, и коммерческие иллюстрации. На бумаге она рисует редко, предпочитая линеры, уголь, тушь, иногда акварель. А вот стиль её работ за эти годы изменился. «Я начала какие-то детальки добавлять, что-то больше прорисовывать, — говорит художница. — Но сейчас понимаю, что я вязну в этом, и надо опять к упрощению какому-то приходить. У меня все время всё меняется, всё время я чем-то недовольна. Я, наверное, каждый год что-то добавляю, либо по-другому раскрашиваю. Конечно, так вроде не делается, но я отношусь к этому так: мой комикс, что хочу, то и делаю (Смеётся.)». Это ранний комикс Насти — по нему видно, что когда-то она рисовала более толстыми, грубыми линиями. «Но, на самом деле, что-то в этом было», — считает автор. Одной из своих любимых работ художница называет этот сюжет о том, как «дед из альтернативной вселенной мешает нашему деду тянуть репку». Ещё ей нравится «сериал» про бабу Клаву. На первый взгляд это обычная пенсионерка, каких много в очередях и автобусах. Но под вязаной кофтой скрывается творческая и оригинальная личность, что и создает эффект неожиданности. «Я как-то себя, что ли, ассоциирую с ней, не знаю. Она такая бабулька просто нетипичная немного», — делится Настя. Свои ироничные истории она публикует на сайте acomics.ru и в соцсетях — например, в собственной группе «ВКонтакте» — «Апатяпатя! комиксы от Наськоэ». Забавное название родилось ещё в 2009 году, когда будущая художница регистрировалась на тематическом портале. «Нужно было что-то написать, а это восклицание крутилось в голове. Вообще, это что-то вроде радостного детского возгласа или лепетания», — объясняет девушка. Время от времени новосибирская художница делится своим творчеством на фестивалях — например, её истории попали в шорт-лист питерского «Бумфеста». «В Самаре я в выставке участвовала, и в Лос-Анджелесе как-то промелькнули на фестивале мои работы, — перечисляет автор. — У меня часть комиксов на английский переведены, я их иногда использую для иностранных публикаций». Настя утверждает, что комиксы — это хобби, на котором она не хочет зарабатывать. «Монетизация всё-таки предполагает ориентацию на клиента, а мне хочется, чтобы они оставались моими до конца, чтобы я не думала, как кому-то угодить. Хочу, чтобы комиксы меня отражали», — говорит художница. Читайте также: Шесть популярных «инстаграмов» новосибирцев — эксперты рассказали, в чём секрет их успеха и как его повторить.

Наськоэ и весёлые картинки
© ngs.ru