Ещё

Обзор Where the Water Tastes Like Wine 

Фото: GameGuru
Видеоигры как явление давно выросли в крупную развлекательную индустрию со своими привычными стандартами. За всеми очевидными недостатками такой эволюции спрятался и один очевидный плюс: зачастую игры довольно просто оценивать. Плюс за графоний, минус за сюжет, музыка хороша, но отнимаем два балла за лутбоксы — вот вам крепкая шестерка, получите и распишитесь. Ясное дело, порой можно и нужно закрывать глаза на отдельные недостатки, чтобы не проморгать в чем-то восхитительное произведение, но в целом система ценностей в индустрии вполне себе выстроена.
Вот только в последние годы в этот тихий мирок все чаще врываются проекты вроде What Remains of Edith Finch или ABZU, которые глупо и абсурдно оценивать привычными критериями. Все равно что считать, сколько бургеров съест провинциальный монах за три минуты или как далеко плюнет бухгалтер, и исходя из этого делать вывод о их профпригодности. Можно, конечно, но в чем смысл? Where the Water Tastes Like Wine с первых же минут слезно просит игрока записать себя именно в эту категорию — проектов уникальных и ни на что не похожих; тех, что больше про подлинное искусство, а не низменные развлечения. И судить соответственно. Что ж, нам не жалко. Игра и правда во многом неповторима.
«Я сдеру с тебя кожу, чтобы ты мог путешествовать налегке», — говорит загадочный человек в сером с головой волка, которому главный герой в пух и прах проигрался в карты. Хоп! — и мы обнаруживаем себя в образе скелета. Но не мрачного жнеца, а вполне себе обаятельного, будто прямиком из Grim Fandango. Только голого. Кости продуваются всеми ветрами, но это не беда. За плечами узелок с небогатыми пожитками, а впереди — несчетное число приключений и удивительных историй, разбросанных по всем 48 штатам, от Мэна до Вашингтона. Дело в том, что в качестве оплаты долга наш новый Босс ставит перед безымянным героем довольно необычную задачу: шагать по Америке времен Великой депрессии и собирать те самые истории.
Надо сказать, на бумаге такая работа выглядит и правда заманчиво. Всем известно, что Штаты — страна с неповторимым колоритом. История Америки — это история смельчаков и безумцев, которые потеряли все в Старом свете и отправились на поиски лучшей жизни в Новый. Казалось бы, что взять с этих бедолаг? Краюха хлеба в кармане, да ветер в голове. Но как оказалось, каждый из них привез с собой нечто невидимое, но куда более ценное. Свою культуру, свои легенды, свои воспоминания — свои истории. Что ж, если блохастый дьявол хочет баек — он их получит! Отправляемся в путь.
Пейзажи с высоты птичьего полета излишне схематичны, но все же чудо, как хороши; в голове играет душевный блюз — почему бы и не прогуляться. К слову, саундтрек за авторством Райана Айка и правда на редкость примечателен. Пожалуй, это лучшее, что есть в игре. А вот собирать истории — проще некуда. Подошел к значку на карте, стукнул по пробелу — наслаждайся. На первый взгляд, шагаешь себе по красивым пейзажам, заслушиваешься атмосферными мелодиями, зачитываешься рассказами — сплошное удовольствие.
Но есть один нюанс: ключевые точки раскиданы по карте не сказать, чтобы слишком плотно, а волочет кости наш скелет мучительно медленно. Говорят, дорога летит быстрее, если насвистывать хорошую песню… И такая опция у нас есть. Правда, для этого придется раскинуть над клавиатурой все пальцы в пародии на QTE, да и не сильно это выручает. Порой удается поймать попутку до ближайшего крупного города или запрыгнуть зайцем в товарный поезд. Вот только посреди шоссе вас никто не высадит: уж если сели — терпите до пункта назначения. И когда за окном проносятся полдесятка домов с пиктограммами над крышами, понимаешь, что придется возвращаться. Подстегивает и тот факт, что число вплетенных в игру историй доподлинно известно — ровно 219, сэр. Пропустить хотя бы одну — значит не увидеть то самое, ради чего Where the Water Tastes Like Wine и затевалась. Так что часу эдак к пятому игра неизбежно превращается в монотонную работу.
Однако же мы обещали не судить проект как обыкновенную игру и рассматривать его как вещь в себе. Так может быть, вся соль в историях? Их тут, как уже говорилось ранее, превеликое множество на любой вкус. Смешные, печальные, трагичные и нередко — мистические. Более того, западные, да и некоторые отечественные журналисты со рвением депутата, критикующего очередной фильм за антироссийскую пропаганду, уже поспешили прицепить к игре ярлычок «представитель магического реализма». Действительно, в этом мире можно повстречать и говорящих животных, и привидений, и много других диковинок. Но все же это и близко не магический реализм. Игра не пытается отыскать чудо в обыденности и не трансформирует будничный мир в зеркале сюрреализма. В своей попытке собрать и воскресить все предания земли американской Where the Water Tastes Like Wine напоминает скорее «Американских богов» Нила Геймана, нежели Маркеса, Борхеса или какого-нибудь Кортасара.
После предыдущего абзаца самые слабые духом могли перепугаться, что, если запустить игру, из монитора тут же полетят страницы — засыплют стол, собаку, с ног до головы накроют геймера, затопят всю квартиру, два этажа снизу, а последняя охапка поэтично осядет на бабе Нюсе у подъезда. Так вот: нет. Главный двигатель продаж проекта — волнующие истории — обернулся его же главной проблемой. Ведь их даже не получается назвать скучными или плохо написанными, потому что… их нет. Что представляет из себя местная история? Одна-две картинки, да пара абзацев текста с закадровой озвучкой. К художникам вопросов нет: порой игра и правда похожа на книгу с роскошными иллюстрациями. К актерам — тем более. Разработчики пригласили настоящих профессионалов, а Боссу и вовсе вручили голос Стинга. Вопросы возникают к сюжетам, потому что два абзаца — это не история, это — зарисовка. Мужчина, который закапывает свою собаку. Женщина, которая прячет под шарфом страшный шрам. Водители, которые ошибочно приняли друг друга за брата.
Порой игра позволяет повлиять на развитие событий. Подойти к диковинному крылатому козлу или не пугать животное? Такие решения могут резко поменять тональность истории и превратить трагедию в комедию. Более того, иногда вы будете натыкаться на уже услышанные сюжеты, но с новыми нюансами. Так, арест контрабандистов превращается в яростную перестрелку, а игрок понимает, что истина — зерно, из которого неизменно вырастет прекрасное, но лживое древо о тысяче ветвей. Вот только стоит ли такое «прозрение» 15 часов реального времени — большой вопрос.
Так или иначе, все сюжеты попадают прямиком к вам в инвентарь. Что с ними делать? Рассказывать, конечно же. Вашими слушателями станут шестнадцать странников, которые, как и вы, бороздят страну в поисках своей земли обетованной. Вы сможете найти их у костров, отмеченных на карте. Все как на подбор фактурные и колоритные личности: проповедник, ветеран Первой мировой, бывший поэт, беглый шахтер. У каждого — свой вкус на байки: кто-то любит посмеяться над анекдотом, кому-то подавай страшилки. Всякий раз в вашем распоряжении будет одна ночь и пять историй: сумеете удовлетворить слушателя — и он расскажет немного о себе. Наутро каждый пойдет своей дорогой, но в другом штате вы обязательно встретитесь вновь. И так — пока странник не изложит всю правду о своей жизни.
Все те же критики бравируют именами Марка Твена, Джона Стейнбека, Алана Гинсберга, Джека Керуака и чуть ли не всего цвета американской литературы XIX–ХХ веков. Вот где авторы черпали вдохновение, вот она — концентрированная история и культура США в одном произведении, ура! Но порой все же не стоит идти за громкими именами. Рассказы путников уже куда больше напоминают настоящие истории, но не стоит ожидать от них слишком многого. Как и от Where the Water Tastes Like Wine в целом. Игра великолепно справляется с одной задачей: она дарит ощущение литературного паломничества, иллюзию духовного и интеллектуального пиршества.
Но суровая правда жизни такова, что действительное не всегда совпадает с желаемым. И если кто-то обещает подарить вам настоящее чудо — неважно, превратить ли воду в вино, три лужи — в бездонное море или две сотни крошечных историй — в захватывающее метафизическое приключение — с большой долей вероятности перед вами либо Сын Божий, либо самоуверенный мошенник. И вроде бы хочется поверить в чудо. Но имени Иисуса в титрах мы что-то не обнаружили.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео