Истории
Люди
Вещи
Безумный мир
Места
Тесты
Фото

Муса Манаров: Безусловно, космос вызывал у меня всегда восторг

Многим людям знакомо то волнительное ощущение или, скажем, гордость за человечество, когда наблюдаешь за запуском ракеты или за речью благополучно приземлившегося космонавта даже через монитор.

Муса Манаров: Безусловно, космос вызывал у меня всегда восторг
Фото: Mirmol.ruMirmol.ru

Нашей редакции повезло больше, мы беседовали с самим . Думаю, представлять его нет необходимости, особенно нашим читателям, но наверняка есть те, которые еще не слышал о нем в силу возраста или случайностей – в таком случае мы будем рады сделать это первыми.

Видео дня

Муса Манаров известен также в роли народного депутата РСФСР и заслуженного мастера спорта СССР. Однако мы затронем только часть его биографии, касающейся космонавтики и авиации.

В 1978—1992 — в отряде космонавтов выполнил два космических полёта.

В 1979—1982 проходил подготовку в составе группы космонавтов по программе «Буран».

С 21 декабря 1987 по 21 декабря 1988 — космический полёт в качестве бортинженера на космическом корабле «Союз ТМ-4» и орбитальном комплексе «Мир» (Орбитальная станция) (командир — ) продолжительностью 365 суток 23 часа. Посадка была выполнена на космическом корабле «Союз ТМ-6». Этим был установлен мировой рекорд продолжительности космического полёта.

С 2 декабря 1990 года по 26 мая 1991 года совершил второй космический полёт в качестве бортинженера на космическом корабле «Союз ТМ-11» и орбитальном комплексе «Мир» продолжительностью 175 суток 2 часа.

По-моему, невесомость – это самое приближенное состояние, схожее с полетом. Летать без каких-либо приспособлений – космическая реальность. В беседе с Мусой Хирамановичем мы узнали некоторые подробности о его субъективном мироощущении в космическом пространстве.

В интервью одному азербайджанскому новостному каналу вы рассказали о приступе клаустрофобии в скафандре, что вы тогда чувствовали?

У меня приступ клаустрофобии был в тот момент, когда я входил в скафандр. Учитывая мои физические данные, мне всегда было сложно в него войти влезть — это требовало определенных усилий. Когда входишь в скафандр, создается ощущение, будто ныряешь туда безвозвратно. Этот страх длится буквально 10 секунд в процессе надевания скафандра, а дальше уже возвращаешься в стабильное состояние.

Скафандр вы надеваете самостоятельно?

На Земле выходной скафандр при надевании стоит вертикально и для того, чтобы оказаться в нем, нужно как бы спрыгнуть вниз, в этом помогает вес. В невесомости, где нет силы тяжести, нужно загнать в него тело. Проем скафандра был сделан не очень удобно, и я каждый раз забывал, как нужно держать руку или голову. А в целом, после входа в него, то чувствуете в нем себя комфортно. Однако, после тяжелой работы вне станции, и вылезать из него было процессом трудоемким, порой командир помогал мне из него выбраться. Какие тренировки для освоения скафандра проводились перед полетом в космос? У нас проводились тренировки в бассейне. Все работы в скафандре отрабатываются сначала в бассейне. Это как имитация невесомости.

Близка ли эта имитация в реалиях невесомости? Ну как бы очень частично. Невесомость — это более свободное пространство. В бассейне вы не можете свободно повернуться и находитесь головой вверх, а в невесомости вы можете развернуться как вам удобно. Но с точки зрения трудностей в процессе работы, то и в бассейне и в невесомости работать непросто. Какими были ваши первые ощущения? Трудно передать ощущение невесомости. Человек к ней привыкает. Ее практически не замечаешь. Это естественное ощущение, только оно для земного человека неестественно. Вы когда в скафандре минут пять побудете, то вы забываете, что вы в нем – воспринимаете как одно целое с самим с собой. Человек, едущий на велосипеде, уже не думает что он на велосипеде, он едет и все.

Вы почти беспрерывно работали на «Мире» в течение 326 суток, как вы отдыхали, и было ли у вас время для отдыха? В космосе мы регулярно проводили эксперименты, это были медицинские, технологические, технические, астрономические и другие работы. Мы занимались тем, что проводили исследования. Порой ремонтировали станцию или просто занимались жизнеобеспечением, чисткой и мойкой станции.

На отдых у нас оставалось время после работы и в выходные дни. В субботу у нас была гигиеническая уборка, в выходные мы доделывали те эксперименты, которые мы не успевали сделать в течение рабочей недели. Мы дорабатывали. У вас был очень большой объем работы? Иногда не успеваешь сделать какой-либо эксперимент, потому что на него накладывается другой, который нужно сделать именно здесь и сейчас. То, что можно перенести мы осуществляли в выходные. Вообще, станция — это огромное хозяйство, которое отламывается, отваливается, приходит в негодность и приходится, как любому крестьянину, где-то что-то чинить. Как известно, на четвертую экспедицию на «Мир» для проведения наблюдений были отобраны два специалиста: Муса Манаров (бортинженер) и Владимир Титов (командир экипажа). Пребывание их на мире было рекордно длительным. О положительных и отрицательных сторонах в мире двух человек мы спросили у нашего респондента.

В процессе пребывания на станции «Мир» вы контактировали с Владимиром Титовым, находили ли вы время для разговоров или наоборот уединения? На работе мы преимущественно контактировали, работа часто требует всего экипажа. У нас с Титовым было мало возможности уединения. Был небольшой объем. Когда был второй полет, там был свой отсек, и было в этом плане проще.

Достаточно сложно в течение долгого времени находиться на одной маленькой территории, особенно людям, которые связаны больше работой, нежели дружественными или родственными отношениями. Были ли у вас разногласия? Мне кажется наоборот, людям, которые связаны работой и не столь близки между собой — им легче как раз общаться в течение длительного времени. Потому что близкие люди скорее разругаются, так как они сильнее переживают друг за друга. В нашем случае рабочие ровные отношения самое оно, важно иметь рядом с собой интеллектуального и грамотного человека. Вопросы, во-первых легко решаются, во-вторых, они даже не возникают. А что касается противоречий, то конечно возникали, но в основном из-за работы скажем, когда надо что-то сделать иногда бывает два мнения. Но этот случай у нас есть субординация и уважение друг к другу.

После такого пережитого опыта общаетесь ли вы сейчас, остались ли вы друзьями или стали ими? Особенно близкими друзьями мы не стали. Мы живем в отдаленных друг от друга местах. У нас приятельские теплые отношения, то есть, всегда приятно друг друга встретить, поговорить.

Было ли у вас желание за то долгое время пребывания в космосе вернуться и побыть с семьей и поговорить с кем-то?

Сейчас есть система связи на МКС (Международная космическая станция). Космонавты могут позвонить близким по телефону, а тогда у нас этого не было. Тогда вечером в конце рабочего дня оператор сообщал, что звонил ко мне домой, после чего дословно передавал мне все ими сказанное. Нас держали в курсе. Также один раз в две недели был сеанс связи.

Видео? Иногда и видеосвязь была, но чаще просто голос. Иногда включалось телевидение с борта на землю, еще реже на борт подавали картинку. Тогда техника была не такая как сейчас.

«Новое поколение рождает новое видение мира» — цитату из одного фильма трудно переспорить. Ведь каждое поколение вносит свое в лепту мира, независимо от того хорошее это введение или нет. Мы выяснили, что думает на этот счет известный бортинженер ТМ-4.

В данный момент интересна ли тема космоса вашим детям и связано их настоящее или будущее с этой сферой? Дочка скорее в маму пошла — она врач. А сын у меня инженер, окончил институт им. Баумана. Мы с ним обсуждаем некоторые темы, касающиеся космоса, недавно обсуждали изобретения Илона Маска. Он, конечно, интересуется техникой. Есть мнение, что нынче тема о космосе не настолько обширна и популяризирована. Молодежь, по-вашему, интересуется этим? Интересуется не вся молодежь. В основном есть люди, которые интересуются техникой. Есть люди, которые хотят стать летчиками – интересуются полетами, а многие этим не интересуются и сейчас их особенно меньше стало. Да и в то время, когда я выступал перед школьниками. Знаете, интереснее всего рассказывать про космос детям до пятого класса, а те, кто постарше у них уже начинаются другие интересы. А дети на это смотрят с точки зрения какой-то фантастики? Раньше смотрели как фантастику. А сейчас у них такое ощущение, что это как сотовый телефон — просто и элементарно. В действительности, человек, который техникой не интересуется, он не понимает насколько сложен этот сотовый телефон, а тем более полет в космос. Он рассматривает его как рутину, ну подумаешь космос.

А что насчет взрослых людей? А взрослые также.

Согласны ли вы, что тема космоса стала менее популярна? Ведь раньше мы чаще слышали о космических открытиях, несмотря на ограниченность в информации сравнительно с настоящим временем. Частично это правильно. Раньше это была заря космонавтики и особенно при Королеве. Каждый полет было что-то новое, потом пошла стадия уже накопления знаний, повторений. А сейчас стадия некоторого зависания, торможения потому что страна пережила тяжелый период: смена формаций, 90-е годы, когда денег не хватало ни на что, когда многие заводы остановились и так далее. То, что мы сейчас немножко тормозим – это просто объективная ситуация, но потихоньку мы начнем двигаться к новым вещам. Мы построили новый космодром, ракеты. Сейчас страна восстанавливается после тяжелого периода.

Как вы относитесь к сегодняшней политике образования. Какая она сейчас? Раньше была другая концепция жизни – человек это творец он создан для того, чтобы строить новое общество, города, машины, чтобы сделать это — нужны знания. Человек жил такой мечтой – оттуда и космос и достижения, и уважения к людям.

Сейчас концепция во многом капиталистическая — деньги и прибыль. Народ рванулся во всякие финансовые науки. Раз мы перешли в новую капиталистическую фазу, мы должны переболеть этой прибылью, попыткой заработать, но мы уже почти переболели этим, почти.

Профессия космонавта навевает образ какого-то романтического героя, который стремится в путь к звездам. Весьма наивно и скорее такой образ может сформироваться в воображение ребенка. Однако этот профиль далеко неромантичен, здесь нужно преуспеть и в физическом, и в моральном, и умственном плане, возможно, только сумма таких достоинств сближает специальность космонавта с образом фантастического героя. Ваше желания стать космонавтом, наверное, не было таким иллюзорно детским, такое решение пришло к вам в осознанном возрасте? Я вообще не собирался быть космонавтом. Я просто интересовался техникой, в частности радиоэлектроникой, поэтому я поступил в авиационный институт на радиоэлектронику. Когда я окончил институт, то распределился в Королевскую фирму, которая занималась космосом. Безусловно, космос вызывал у меня всегда восторг, обожание и восхищение, но себя я там не представлял.

А уже когда я работал в королевской фирме, то я попал не в отдел радиоэлектроники, а в отдел, который занимается испытаниями, где работал как наземный инженер. Моя работа заключалась в испытании космических объектов, анализа состояния систем посредством телеметрии, наблюдение за состоянием борта и т.д. Позже мне предложили подать заявку в космонавты.

Долго ли вы думали над предложением? Дело в том, что там думать не дали. Подошел комсорг (Комсомольский организатор) и сказал, что все наши подали заявление в космонавты, а ты нет. Я говорю, какой из меня космонавт. Он ответил, — «ты наш процент портишь, подавай, заодно и здоровье проверишь». Так я подал заявление.

Ну а потом началась серьезная подготовка, тщательное медицинское обследование и т. д.

В течение столь долгой подготовки не возникали у вас сомнения бросить все и взяться за более земные вопросы? А у меня не было особого выбора, понимаете, я жил в общежитии. Ну чем бы я занялся? В том же отделе сидел бы не космонавтом, а другими вещами занимался. Поэтому конечно не было у меня никаких идей уйти. Но ждать полета было непросто.

Когда меня зачислили в отряд космонавтов, я наблюдал, как люди из отряда улетали, были торжественные собрания, потом прилетали обратно, проходили опять собрания они описывали свою поездку, конечно, после таких рассказов хочется самому полететь.

В нашей стране 12 апреля признано днем космонавтики. В этот день был совершен полет первого космического аппарата, поднявшего человека на околоземную орбиту. Эта дата является началом новой эпохи и толчком для будущих неземных открытий.