«Для технологического прорыва нужно читать фантастику»
Борис Анатольевич, в этом году юбилейная «Аэлита». Вручается в 35 раз. Вы занимаетесь фестивалем более 17 лет. Что для вас этот фестиваль? – Если честно, это уже привычка: знаете, это как подобрал щенка на улице, он подрос, но его уже не выбросишь, – он уже твой стал, родной. Поэтому я и занимаюсь фестивалем. «Аэлитой» я начал заниматься абсолютно случайно в 2001 году. Я увидел, что фестиваль умирает, а умирать не должен. У меня на тот момент была возможность поддержать мероприятие финансово. У меня друг был директором одной из компаний. Я к нему пришел и сказал: «Ты же вырос на Стругацких, дай денег». И он дал. 4 года он поддерживал фестиваль пока не прошла реструктуризация его компании. С 2002 года был еще один спонсор, опять же до тех пор, пока существовала компания. До 2006 года можно было всегда с уверенностью сказать, что «Аэлита» будет. А вот дальше пошло тяжелее. Ведь такие мероприятия в принципе окупаемыми быть не могут, они существуют на деньги спонсоров, на гранты и так далее. Вы сказали, что взялись спасать «Аэлиту» и что она должна жить. Почему? – Отвечу словами из статьи отличного английского фантаста Нила Геймана. Он написал, что наше будущее зависит от чтения. Когда я эту статью прочитал, подумал: «Черт, ну почему не я это написал». У меня те же самые мысли. Понимаете, за чтение надо бороться в связи с развитием интернета. Это раньше был телевизор и три программы, а сейчас куча заменителей: компьютерные игры, кино и т.д. Понятно, что читают меньше. Но нужно сделать так, чтобы человечество не забросило чтение, потому что, когда мы читаем текст, мы представляем мир, и тут происходит очень важный момент, который не позволяет реализовать в человеческом мозгу ни компьютерная игра, ни кино: там дается готовая визуальная картинка, а чтение делает читателя сотворцом. То, что описал писатель, читатель додумывает и формирует свой образ. Представляете, насколько это развивает мозг, интеллект? Я этот процесс называю «тренажером для мозгов». И я уверен: именно чтение и есть такой тренажер для мозгов, который ничто не заменит. И Нил Гейман примерно об этом написал. Чтение, процесс передачи информации через графические знаки, выражающие звуки речи, – величайшее изобретение цивилизации. Что касается «Аэлиты» и фантастики в целом как литературного жанра.... У Геймана в статье очень интересный факт: в 2007 году его пригласили на первый в Китае конвент фантастики. До этого таких мероприятий там вообще не было – компартия Китая до 2007 года не разрешала проводить конвенты, и тут вдруг разрешила. И вот Гейман спрашивает у них: «Что случилось с вами, почему разрешили?». А китайцы отвечают: «Вы знаете, мы посмотрели что мы можем делать копии (автомобилей, самолётов и т.п.), а своих технических прорывов нет». И они снарядили большую делегацию в Штаты по всем серьезным фирмам, которые работают в передовых технологиях, – Apple, Microsoft, Boing – и выяснили, что все ведущие инженеры этих фирм либо в детстве и юности, либо сейчас читают фантастику. Логика простая: для технологического прорыва нужно читать фантастику. И в Китае тут же разрешили конвенты фантастики. И правильно сделали. Думаю, у Китая в этом направлении будет рывок ещё. И вот поэтому за конвент «Аэлиты» нужно бороться. Чтобы у нас не терять того, что сейчас в Китае обретают. У нас ведь это всё пока есть! Почему Урал и Екатеринбург? Как здесь прижился этот конвент? – «Аэлита» самый старый конвент в России. «Роскон» (Москва) появился только в 2000 году. Мне удивительно, почему это сложилось именно на Урале, но с другой стороны – это вполне объяснимо. «Аэлита» возникла в Свердловске, потому что здесь был «Уральский следопыт». В те времена мало, кто из журналов печатал фантастику, а «Уральский следопыт» – печатал. И потому журнал был популярным. Тираж доходил до полумиллиона. Я жил тогда в Ашхабаде и хотел подписаться на этот журнал. Я приходил на почту в день подписки в 8 утра, спрашивал про «Уральский следопыт» и мне отвечали, что уже закончилась подписка. Вот насколько популярным был этот журнал! В редакции (при непосредственном участии В.П. Крапивина) решили создать премию для писателей-фантастов – и создали её. Журнал объявил конкурс на название премии между клубами любителей фантастики. Выбрали название «Аэлита» - по роману Алексея Толстого. Давайте вернёмся в 1981 год. Было выбрано название литературной премии «Аэлита». Был выбран лауреат. Впервые премия вручалась братьям Стругацким. Как получилось, что «Аэлита» стала фестивалем? – Как мне рассказывали очевидцы, действительно была только премия, фестиваль никто не планировал проводить. Планировали привезти первого лауреата премии, вручить премию в редакции, но тогда кому можно было ее вручить – number one были писатели-фантасты Борис и Аркадий Стругацкие. Когда народ услышал, что сюда приедет Аркадий Стругацкий, то повалил в Свердловск спонтанно, валом. Посмотрел «Уральский следопыт»: круто же получилось, нормальная тусовка, будем гостей привозить всяких. Так зародилась традиция фестиваля «Аэлита». Кстати, в 1986 году, уже когда вроде бы была объявлена Перестройка, «Аэлиту» запретили, причем по указке КГБ. И тот же Борис Николаевич (Ельцин – прим.ред.), как говорят, приложил к этому руку. Почему запретили? – А потому что собираются какие-то непонятные люди, не под эгидой обкома Комсомола, не по указке обкома партии, а – сами по себе. Несколько лет пытались «Аэлиту» запретить. В 86-м все же запретили. А 1987 году уже было как-то странно и даже неприлично ее запрещать. На все махнули рукой и сказали: «Делайте, что хотите». Как вам удалось вывести «Аэлиту» на международный уровень? – Я не знаю, почему в 90-е не привозили фантастов из-за рубежа – все возможности для этого тогда уже были. Идея эта лично у меня возникла сразу: «Так давайте привозить писателей иностранцев!». Как? Просто ищу через интернет, нахожу сайт, e-mail – пишу. Они с удовольствием отвечали. Там знают «Аэлиту». В 1989 году «Аэлита» была включена в список мировых конвентов в справочнике мировых конвентов фантастики Fandom Directory. Кто был из зарубежных авторов? – Первого я хотел привезти Гарри Гаррисона, он согласился, но у него не получилось по здоровью. После Гаррисона, я сразу вышел на Роберта Шекли. Написал ему, он с удовольствием приехал. Думал, что будет сложность оформить визу, но я сам лично делал это тогда и потом несколько раз, и знаете, в консульствах абсолютно нормальные люди работают – всё помогли сделать. Роберт Шекли был первым из иностранцев, кого удалось привезти. Я прочитал его книги ещё в пятом классе. И, представляете, какое у меня было чувство, когда я встречал его в аэропорту? Я никогда не думал, что лично посчастливится с ним пообщаться. И Роберт оказался замечательным дядькой. У нас было поистине чудное человеческое общение. Дважды на «Аэлите» у нас был Майкл Свонвик, американский писатель-фантаст, лауреат литературных премий Хьюго, Небьюла, World Fantasy Award и других. Затем у нас был Алан Дин Фостер, замечательный писатель, известный вообще своими романами, но также и по новелизациями «Звездных войн», которые он писал для Джорджа Лукаса, и сценариями для «Стар Трека». Приезжал итальянец Роберто Квалья, сопредседатель «Еврокона», европейского конвента фантастики, и тоже, кстати, отличный писатель – друг Роберта Шекли. Был и британец Крисофер Прист. Как они оценивали «Аэлиту»? – С Шекли было очень любопытно: когда проходилп его автографсессия, народу было столько, что я думал – дед не выдержит. Ему уж за 70 лет было, когда он к нам приезжал, но ему все понравилось. А Майкла Свонвика я спросил про ожидания и реальные впечатления от России вообще и нашего города конкретно. Что его удивило в Екатеринбурге? Ответ был такой: «Я ожидал увидеть хмурую страну и хмурых людей – а у вас все доброжелательные и весёлые» Надо сказать, что он, конечно, был тут у нас в хорошее время года – летом, всё зеленело, и с погодой повезло. Алан Дин Фостер бывал в России в 89-м году, в 90-е и вот в 2006 оказался в Екатеринбурге. И он сказал, что когда в такие промежутки приезжаешь, то разница очевидная, день и ночь просто на просто. Явные изменения в лучшую сторону. Как будете отмечать юбилей фестиваля? Какая программа, кого из гостей ждёте? – По традиции мы отдадим дань памяти основателям фестиваля, проедем через Широкореченское кладбище, где похоронены Бугров и Халымбаджи, а после - едем на «Европу-Азию». Новое в этом году то, что во время семинара, где Виталий Пищенко расскажет о деятельности Союза писателей России, нам разрешат на этом семинаре рассмотреть и принять в Союз писателей России некоторых участников. Это хорошо для «Аэлиты» сработает. Еще одна интересная штука: писатель-фантаст Сергей Чекмаев, с которым мы давно знакомы, занимается сценаристикой компьютерных игр в последнее время. Вот он обещает привести виртуальный аттракцион, где будет представлен мир новой компьютерной игры. Как думаете, сколько еще фантастика как жанр литературы будет вызывать интерес? – Пока люди будут мечтать о счастье, будут хотеть сделать жизнь лучше – литература будет жить, а фантастика – это квинтэссенция такого движения к счастью. Фото: Евгений Поторочин