Эксперт: Телеферма – возможность получить натуральные продукты

В Нижегородской области появилась первая онлайн-ферма в России. На 60 гектарах земли ее хозяева выращивают овощи и держат скотный двор. Проект «Телефермер» основан предпринимателями из Москвы. Работы хозяева ведут в режиме онлайн, а вот урожай собирают реальный. Кормлением животных сейчас занимаются люди. Вскоре процесс станет автоматическим.Также в будущем фермеры планируют запустить колбасный и пельменный цеха. Насколько это удобно, в интервью «МИР 24» рассказал эксперт потребительского рынка Роман Харланов. - Роман, здравствуйте. Итак, двое друзей придумали инновационный способ управления хозяйством. Вы слышали об этом? Р.Х.: Конечно, слышал. Это достаточно известный пример. За рубежом такие технологии используются. Более того, я даже отнес бы те технологии, которые они применяют, к технологиям по продвижению товаров, которые активно используют маркетологи, – так называемые «игровые технологии продвижения продукции». - Первая ассоциация – это «Веселая ферма», перенесенная из онлайн-версии, попытка перенести игру в реальность... Р.Х.: Это возможность получить продукцию в натуральном виде. - Это не игра, в итоге получаем натуральный продукт... Р.Х.: Да, у ребят получился отличный продукт. Единственное, они начали, конечно, немножко не с того. Они начинали с того, что выращивали агрокультуры под Муромом, где достаточно рискованная зона земледелия. Так же как и в Московской области сельским хозяйством, выращиванием агрокультур достаточно сложно заниматься. Нужно было изначально начинать с животноводства, птицеводства. Это то, что в наших широтах применимо. И я думаю, что в этом как раз проблема, почему они получили убыток в первый год реализации своего проекта. - Получается, что если есть возможность онлайн следить за тем, что происходит на ферме, то потенциальный покупатель может зайти и посмотреть, как живут животные и чем их кормят? Р.Х.: Ну, для начала нужно стать участником этого кооператива. Ребята создали кооператив, в котором на сегодняшний день, насколько я знаю, порядка 25 участников. То есть ты входишь в кооператив, и одна из ключевых технологий, которую они, сами того не зная, получили – что члены кооператива могут между собой обмениваться продукцией, не платя никакие налоги. То есть если ты реализуешь продукцию на сторону, то ты платишь налог на прибыль порядка 6% как кооператив. А если идет взаимооборот, то есть взаимообмен внутри (допустим, вы выращиваете поросят, а я выращиваю кур), мы с вами можем спокойно обменять данную продукцию в каком-то рублевом эквиваленте, и мы не платим никаких налогов. То есть себестоимость продукции невысока. - То есть с точки зрения маркетинга это очень удачное решение? Р.Х.: Во-первых, они использовали хорошее маркетинговое решение, а во-вторых, они использовали хорошее налоговое решение, которое позволяет минимизировать налогооблажение и при этом получить качественнный продукт по достаточно невысокой цене. Опять же то, что мы видим на экране мониторов, как происходит взращивание, чем кормят, в каких условиях живут, это автоматически дает гарантию того, что ты получаешь экологически чистый продукт. Потому что в наше время, сами знаете, в супермаркетах натуральной продукции почти не встретишь, а если встретишь, то она безумно дорогая. Данную технологию, которую эти талантливые предприниматели – действительно, талантливые предприниматели, которые развили эту тему с нуля, – есть возможность взять на вооружение другим нашим кооператорам. Допустим, недавно гостил в Краснодарском крае, недалеко от Анапы есть ассоциация гаражных виноделов. Притом что они не в гаражах делают вино. - То есть это некое домашнее производство, когда человек больше для себя делает, чем на продажу... Р.Х.: Не только для себя. Раньше они делали в том числе на продажу, то есть это виноделы, которые делают тысячу-две бутылок максимум в год. И продать на сегодняшний день данное вино, по законам Российской Федерации, крайне сложно, потому что система ЕГАИС, которая введена, и Росалкогольрегулирование регулируют производство данного вина, это достаточно затратно. И виноделы, у которых хозяйства небольшие, не могут себе это позволить. Расход на эту систему больше, чем себестоимость. Непосредственно вино, которое также контролируется, это экологически чистый продукт – и достаточно хорошего качества. Поэтому ту идею, которую реализовали предприниматели под Муромом, может быть реализована, в частности для виноделия. Почему бы и нет. - Понятно, что отрасли могут быть самые разные: виноделие, сыроделие, молочное производство, что угодно. Но кому это больше подходит? Вот вы говорите больше о мелких хозяйствах, но они объединены в некую агломерацию... Р.Х.: Мелкое хозяйство, небольшое сельское производство в сегодняшних рыночных обстоятельствах не выживает. То есть выживают либо огромные агрохолдинги, либо потребительские кооперативы. В частности, те же виноделы или те же производители птицы или яиц объединяются в некий кооператив, то есть у каждого есть определенное хозяйство. Вы как потенциальный потребитель продукции и человек, который заинтересован в том, чтобы продукция была качественной, тоже становитесь членом этого кооператива. Обязанности в кооперативе распределяются следующим образом: кто-то непосредственно выращивает и ухаживает за птицей или собирает урожай, а кто-то является так называемым «инвестором» – финансирует это мероприятие и при этом наблюдает за тем производством, которое удаленно, допустим, не может контролировать. Ну как вот можно из Москвы контролировать другую область? Не наездишься – только через интернет. Начинать просто надо было не с того, на мой взгляд, тогда бы не получили такой убыток. Все-таки надо начинать с того, что у вас уже есть некая технология производства, то есть есть некое фермерское хозяйство, некий потребительский кооператив, и для продвижения продукции данного кооператива, для расширения рынка сбыта и применять уже эту известную в маркетинге игровую теорию по привлечению клиентов. То есть вы как в компьютерной игре участвуете в производстве свинины, говядины, яиц или того же вина. - А это единственная ферма, где применяются такие технологии, или есть другие примеры? Р.Х.: За рубежом востребована данная технология, и много примеров. Но они по-разному реализованы. Такого, чтобы через интернет смотреть, – единицы. Но технология очень интересная, очень перспективная. И я думаю, что ее могут взять на вооружение, в частности производители мяса птицы или яиц, того же вина. - Многие до сих пор считают, что вести фермерское хозяйство без личного присутствия нереально. Вам как кажется? Р.Х.: Все мы имеем знакомых в деревнях, на дачах, кто держит кур, свиней, кроликов и, зная этих людей лично, присутствуя в выходные на этой ферме, мы видим, как происходят дела, мы зачастую покупает у тех людей, которых знаем лично. Посредством интернета мы получаем возможность такого дистанционного знакомства, то есть для этого необязательно присутствовать каждые выходные. Ты можешь онлайн смотреть, как происходит откорм, какие технологии используются и какая продукция на выходе, и уже являешься потребителем данной продукции. А то, что ты вступаешь в данный кооператив, даже за символическую сумму в десять рублей, ты становишься членом кооператива и минимизируешь налогооблажение, как член кооператива получаешь доступ к этой продукции по минимальной цене. То есть минимальная цена на высококачественную продукцию сельского хозяйства. Это на сегодняшний день технология, которая, на мой взгляд, должна быть взята на вооружение многими производителями. - Я так понимаю, что все-таки подобными современными способами чаще пользуется молодежь? Р.Х.: Это, скорее всего, до 50 лет. Это люди, которые имеют опыт создания бизнеса – и должны быть навыки ведения сельского хозяйства. Если ты никогда сельским хозяйством не занимался, в любом случае ты должен учиться этому. - То есть какое-то время все равно придется поприсутствовать самому, посмотреть... Р.Х.: Насколько я знаю, данные создатели бизнеса поняли, что присутстовать они должны пять дней в неделю, то есть приезжают в Москву они только в выходные, а все остальное время живут там и полностью контролируют весь процесс. Потому что человеческий фактор не исключен, не исключены реалии нашей России. Конечно, это все достаточно сложно. Но опыт сам по себе очень удачный, и хорошо, что вы обратили внимание на этот опыт, который многим будет интересен и, думаю, его возьмут за основу для своего готового бизнеса. Особенно это будет интересно тем хозяйствам, которые уже крепкие и заинтересованы в развитии своего бизнеса. Данная технология позволяет выйти хозяйству за пределы своего региона, то есть такое межрегиональное сотрудничество. Например, выращивать картофель в Чувашии – отличная идея, или выращивать иван-чай в Марий Эл, дистанционно наблюдая. Это достаточно востребованный продукт у нас. Или пасечники. - Вы сами с удовольствием наблюдали бы за тем, как производится продукция? Р.Х.: Не просто наблюдал бы, возможно, даже поучаствовал. Есть определенные продукты, которые я регулярно покупаю в магазине, и я понимаю, что покупать их в подобном фермерском хозяйстве будет не дороже, это точно, потому что идет экономия на налогах. Плюс самое главное – убирается посредник в виде перекупщиков, магазинов. То есть получается между производителем и конечным потребителем больше нет посредников. У вас прямой канал сбыта. На сегодняшний день это 50%, если не 80%, себестоимости продукции. И риски по хранению. ПОЗНАЙ ДЗЕН С НАМИЧИТАЙ НАС В ЯНДЕКС.НОВОСТЯХ