Войти в почту

"Мне помогает робот": личный опыт компаний, внедривших технологии в бизнес

Для одних компаний роботы — единственная возможность быть конкурентоспособным на рынке. Для других — "фан" или эксперимент. Собеседники ТАСС — руководители и представители компаний в разных отраслях — рассказали, как в их бизнесе машины работают вместе с людьми или вместо людей. И в чем роботы эффективны, а в чем не стоит ждать от них многого. Внимание. Говорит робот Сервисный робот Kiki — разработка российского стартапа. Чаще таких роботов можно увидеть на выставках, но московский центр развития бизнеса и карьеры "Перспектива" использовал его в проведении собеседований на массовые позиции — это когда на одном проекте нужно закрыть сотни вакансий. "Мы ставили робота в офисе, когда набирали десятки строителей, бетонщиков, водителей на строительство жилого комплекса, — говорит Наталья Сторожева, гендиректор компании. — Соискатели приходили группами по 5–12 человек. А мы по опыту знали, какие вопросы они будут задавать менеджерам: "Где находятся рабочие площадки?", "Какой график?", "Какая зарплата?". Рекрутеры утомляются повторять ответы шесть-семь раз в день, поэтому сначала группу встречал робот. Он выезжал к ним и объявлял: "Внимание! Записывайте, я повторять не буду". Робот помогал фильтровать претендентов, добавляет она. У работодателя были обязательные требования: опыт работы, наличие медсправок, российского гражданства, отсутствие судимости. Робот перечислял эти пункты и предлагал остаться тем, кто соответствует требованиям. Так к людям-рекрутерам попадали уже подходящие соискатели. "Кандидаты относились к такому администратору серьезно. Они сидели тихо, молча. Хотя работяги — народ простой, когда к ним выходит симпатичная девушка-рекрутер, они могут начать шутить в духе: "Что вы делаете сегодня вечером?" — объясняет Сторожева. — Рекрутеры были в восторге! Никто не переживал: "Эти роботы когда-нибудь нас заменят". Наоборот, они чувствовали себя важными: "Я здесь не просто так, мне помогает робот". Чем еще хорош робот Kiki, продолжает руководитель, у него есть экран: "Мы использовали его еще и как компьютер: просили соискателей заполнить на нем анкеты. Они могли сразу поместить резюме в базу данных, посмотреть свободные вакансии". Робот в кадровом агентстве не необходимость, но он избавляет от рутины. "Работа рекрутера как "день сурка": сбор и проверка данных, обработка резюме, тестов, отслеживание карьерных перемещений, — говорит Сторожева. — Все это можно передать роботам. Для нас это больше "фан". Мы не искали робота специально, просто знаем разработчика: три года назад мы набирали в "Альфароботикс" инженеров, программистов, менеджеров. А потом решили протестировать эти технологии у нас. Все остались довольны. Но мы нечасто нанимаем людей на массовые позиции, а в подборе на немассовые вакансии нужна оценка руководителя или сотрудника с высокой квалификацией". "Меня только что робот пригласил на собеседование" Робот Вера — чат-бот с "человеческим лицом", созданный специально для помощи hr-менеджерам. "Робота Веру мы внедрили в июле прошлого года, — говорит Юлия Сорокина, директор по подбору персонала проекта "Совесть" (АО "Киви Банк"). — Тогда у нас шла экспансия в регионы, и нам за пару месяцев нужно было набрать несколько сотен агентов продаж. Сейчас у нас 600 консультантов, но штат нужно увеличить еще примерно втрое. А воронка для набора персонала такова: чтобы набрать 600 человек, нужно обзвонить несколько тысяч. Рекрутеры делали бы это неделями, а ведь у них масса других задач — каждый день они проводят два групповых собеседования: утром и вечером. Вера берет на себя "холодный" обзвон кандидатов и приглашения на групповые собеседования. Она умеет одновременно разговаривать с 500 соискателями по телефону". Плата кадровому агентству за закрытую вакансию — это месячный оклад сотрудника. Вера, если брать стоимость ее внедрения и обслуживания, позволяет снизить затраты на подбор сотрудника в пять-шесть раз. "Технически это выглядит так: мы загружаем в Веру резюме подходящих нам соискателей, она обрабатывает базу: находит похожие, проверяет их и начинает обзвон, — описывает Сорокина. — Вера сообщает: "Здравствуйте. Я робот Вера. Звоню, чтобы предложить вакансию специалиста по продажам. Ищете ли вы еще работу?" Рассказывает о должностных обязанностях, графике, зарплате. Она настроена таким образом, что реагирует на три "да" от собеседника. Если он отвечает три раза "да" на вопросы о том, устраивают ли его условия, она переводит звонок на рекрутера. Если кандидат отвечает "нет", она уточняет: "Почему?" Ответ передает в личный кабинет — сотрудники видят результат беседы". Соискателям нравится говорить с Верой, уверяет Юлия Сорокина, на эти позиции нанимают молодых людей — представителей поколения Y и Z. Они уже привыкли к различным чат-ботам. Когда звонит продвинутый голосовой помощник, выполняющий узкую задачу, более привычную для человека, их, по выражению рекрутера, "приводит в восторг" развитие технологий. Рассказывают друзьям: "Ребята, меня только что робот пригласил на собеседование!" "Большинство соискателей воспринимает звонок с серьезностью, редко люди пытаются шутить с Верой. Им быстро становится неинтересно. Когда она слышит что-то непонятное, переспрашивает и повторяет: "Я не поняла ответ", — продолжает Сорокина. — Недавно мы начали давать Вере новые задачи. Если человек не дошел до собеседования, она звонит и спрашивает: "Почему вы не пришли?" Если он хочет прийти в другое время — соединяет его с рекрутером. Скоро Вера будет звонить кандидатам, чтобы узнать, насколько им понравилось собеседование". Манипуляторы считают монеты. Быстро. Круглосуточно В робототехнической лаборатории Сбербанка развиваются пять направлений: беспилотные транспортные средства (воздушные и наземные) для гарантированной доставки ценных грузов, логистические роботы для работы внутри помещений, персональные роботы-ассистенты, промышленные экзоскелеты и коллаборативные роботы (их еще называют коботы). "Мы используем два подхода, — говорит Альберт Ефимов, руководитель лаборатории. — Некоторые решения инженеры разрабатывают самостоятельно, но наши возможности ограниченны. Поэтому мы привлекаем партнеров, включая стартапы, к разработке решений, нужных банку. Например, один из стартапов "Сколково" разработал промышленный экзоскелет. Продукт простой — "умный стул". Предназначен для трудящихся, которые работают в статических позициях, в ограниченном пространстве, где нет места для стула. Человеку нужно время от времени присесть и отдохнуть. Стартап создал мехатронный экзоскелет ExoChair — это внешний костюм, он действует так: если человек сгибает ноги — робот понимает и складывается в стул. Такой "умный стул" повышает производительность труда — роботы не вытесняют человека из производства, но увеличивают его возможности. Тестирование позволило изучить его возможности — сейчас стартап исправляет выявленные недостатки для того, чтобы начать внедрение в наших кассово-инкассационных центрах. Также мы ведем совместные проекты с партнерами: роботов-ассистентов мы будем создавать вместе с пермскими разработчиками Promobot, беспилотники — с такими компаниями, как ИНИТИ, "Аэроксо" и "Коптер-экспресс". Роботы-манипуляторы, внедренные в кассово-инкассационных центрах, — собственные решения. "Это производственные ячейки, основанные на роботах-манипуляторах, — объясняет Ефимов. — Они внедрены на счетно-сортировальных машинах в наших кассово-инкассационных центрах. В этом процессе всегда были заняты люди-операторы. Процесс выстроен так, что часть времени оператор ждет завершения работы машины. Год назад мы внедрили десять манипуляторов: они работают синхронно с сортировальными машинами и увеличивают производительность труда. Монотонные задачи выполняются в три раза быстрее". Роботы на этих машинах работают круглосуточно. Но манипуляторы — не верх эволюционного развития роботов. На эти же задачи в кассово-инкассационные центры в банке готовятся внедрить более продвинутые технологии — коботы. "Кобот внешне тот же манипулятор, но внутренне отличается, — рассказывает Альберт Ефимов. — Если человек прикоснется к коботу — он сразу остановится, что повышает безопасность труда и делает сам процесс еще более эффективным. Оператор может обучать кобота, просто показывая ему нужные действия, — это происходит без участия программиста. И что важно с точки зрения бизнеса — коботы в обслуживании дешевле, чем манипуляторы. До конца года мы планируем установить несколько ячеек, основанных на коботах". Восемь человек, один робот — все экскурсоводы Сервисные роботы от пермского стартапа Promobot используются как промоутеры или консультанты. Конкретнее: на выставках они зовут людей посмотреть на стенды, в банках и магазинах консультируют посетителей. Год назад в московском Музее современной истории появился робот-гид Клиоша. "Мы говорим посетителям: "У нас работает робот", — рассказывает экскурсовод Максим Савин. — Он и сам сообщает: "Я работаю экскурсоводом в Музее современной истории". Мы шутим, что у нас девять экскурсоводов: восемь человек и один робот". Робот в музее не только гид, но и экспонат. Экспонат — в большей степени. Он проводит экскурсии в тематическом зале, посвященном приоритетам развития в ХХI веке. Здесь представлены другие интересные продукты российских разработчиков: например, медицинский робот-симулятор от казанского стартапа. Клиоша представляет собой достижения отечественных программистов. Робот сам встречает людей, знакомится с ними, ведет "светскую беседу", девушкам — а он распознает пол собеседника — показывает сердечки на экране. "Чтобы он показал экспонаты, надо сказать: "Проведи экскурсию" или выбрать действие на экране. Может ли он самостоятельно вести посетителей по залу? Да, но общение с ним отличается от общения с человеком, — говорит Савин. — Меня можно перебить во время экскурсии, чтобы задать вопрос, с роботом так не получится. Если его спросить о чем-то в ходе знакомства с залом, он скажет: "Я не отвечаю на вопросы во время экскурсии". Люди начинают спрашивать обо всем на свете, поэтому мы решили, что всем будет так удобнее". Роботу нельзя сказать: покажи этот экспонат, а другие — не надо. Он проводит экскурсию по всему залу и переходит строго по порядку от одного объекта к другому. В его память, которая живет в облаке, загружены данные об экспонатах в зале. Рассказывает он про них академическим языком, будто читает энциклопедию. Если люди спрашивают о том, что робот не знает, по задумке разработчиков, он ищет ответы в интернете. Если не может быстро найти ответ, отвечает заготовленными короткими фразами вроде: "Не обижайтесь, но не могу же я знать все на свете" или "Я обещаю, что стану мудрее в будущем". Эти фразы ему "подарили" разработчики. Экскурсанты, правда, обычно пытают его вопросами не про экспозицию, а про него самого: "Как тебя зовут?", "Сколько тебе лет?". "За год робот сильно "вырос", — добавляет Максим Савин. — Он стал точнее ориентироваться в помещении. Разработчики регулярно приезжают, чтобы адаптировать его под задачи музея. Недавно обновили, чтобы он не терялся, если его обступила толпа детей, а мог просить уступить дорогу или перестраивал свой маршрут". Один робот вместо двух сварщиков Автозаводы почти во всех странах мира лидируют по внедрению роботов. В России эта отрасль тоже на первом месте по уровню автоматизации. Завод Nissan был частично роботизирован еще при запуске — в 2009 году. "Роботы наносили грунт, краску и лак на кузовы и бамперы, а герметик — на стекла в цехе окончательной сборки, — перечисляет Роман Скольский, пиар-директор автозавода. — В 2014 году роботизировали сварку кузовов моделей X-Trail и Qashqai. Сейчас машины внедрены почти во всех направлениях: в производстве пластиковых деталей, дверей, а также на складах и в логистике". Инвестиции в роботов — примерно 30% от общих вложений компании. "Это приличная доля, — оценивает Скольский. — В результате — выгодно, благодаря экономии на соцпакетах и заработных платах. Вложения окупаются за два-четыре года. На линии сварки в кузовном цехе два робота заменяют одного человека. Сотрудники воспринимают внедрение технологий позитивно, потому что оно сопровождает общее развитие производства. Еще роботов используют там, где людям физически трудно работать. Цеха окраски, где наносятся мастика, лак и краска, — это закрытые помещения, для человека вредно там долго находиться". Автоматизировать можно не все участки производства. "На линии окраски роботы эффективнее людей. Сложная траектория движений, которая требуется при нанесении различных слоев на кузов, выполняется более точно и качественно, — объясняет Роман Скольский. — А в цехе сборки сложно проводить роботизацию: там много мелких и разнообразных операций". По роботизации участков, где машины эффективнее людей, у завода есть план. "В будущем сварка будет автоматизирована на 70–80%, окраска — на 90%, — говорит Скольский. — Логистические операции, где внедряются автоматически управляемые транспортировщики, — на 90%. Еще изучаем возможность использования роботов с техническим зрением для визуальных проверок автомобилей: зазоров и перепадов кузовных панелей, царапин". Роботы и велосипеды Роботы-сварщики на пермском производстве велосипедов Forward делают стальные рамы и вилки для велосипедов двух брендов — Forward и "Альтаир". Здесь четыре роботизированных комплекса Kuka. Один комплекс на одном этапе заменяет восемь человек. "Для такого результата недостаточно установить робота — даже самого лучшего. Нужно добавлять к комплексу собственные решения, — говорит Андрей Муковников, управляющий заводом. — Наши инженеры придумали оснастку на массовое производство, которая помогла автоматизировать процесс настолько, что робот выпускает полностью готовую раму за один проход. Это уникально и важно. На китайском велосипедном заводе с такого же комплекса выходит рама, которую доваривают несколько человек. Мы подали заявку на патент, чтобы сохранить за собой право на интеллектуальную собственность". Роботы для завода — не эксперимент, а единственный способ оставаться и занимать хорошие позиции на рынке, считает управляющий. "Сегодня мы второй по объемам продукции завод в России. Без роботизации быть в числе первых невозможно. Машины позволяют делать быстро и снижают затраты, — объясняет Муковников. — Конкретно на одном этапе — на сварке — роботы экономят 40–50%, а если брать общий процесс, то они снижают издержки в структуре себестоимости на 5%. Мы продолжим роботизировать производство. Сейчас наши комплексы работают только со сталью, а теперь наша амбициозная задача — автоматизировать сварку алюминиевых рам и вилок". Анастасия Степанова

"Мне помогает робот": личный опыт компаний, внедривших технологии в бизнес
© ТАСС