Их наградили за русское слово
В прошлый четверг были объявлены лауреаты Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Премия вручается за вклад в развитие русской словесности. Лауреатами этого года стали Владимир Костров, Виктор Потанин и Константин Ковалев-Случевский. Это подлинные мастера художественного слова, и своими произведениями они обогатили нашу словесность. Константин Ковалев-Случевский создал несколько жизнеописаний святых. И как говорит сам автор, «это нечто среднее между агиографией (житием) и биографией». В литературе существует житийный жанр, и он имеет свою глубокую традицию. Но, несмотря на значимое место в нашей словесности житийной литературы, как отмечает лауреат, ее жанр «для светского человека довольно непрост в восприятии. Как писать на житийные темы так, чтобы большее число читателей проявляли интерес? Ведь житие иногда называют «словесной иконой», в тексте житий, как и на иконе, многое изображается символически, не реалистично. В житийном изложении земных дней святого часто вообще нет цифр, дат, фактов, иногда даже и точных географических названий. Можно ли все это совместить с реальными событиями истории? Вот почему я вместе с читателями провожу историческое расследование, виртуальное путешествие во времени и пространстве». Значимым вкладом Константина Ковалева-Случевского в изучение нашей культуры стали также его книги о русских духовных композиторах и истории церковного пения в нашей стране. Заботится он и о будущем нашей словесности: более десяти лет он руководит литературной частью детского конкурса «Святые заступники Руси». Владимир Костров – один из лучших поэтов не только нашего времени, но и всей русской литературы. Его поэзия оригинальна, абсолютно не подражательна, но она, вне всякого сомнения, в русле русской классики, лучших образцов русской лирики. Как сам поэт сказал: «Я думаю, что вообще русская классика – это то, что создает в людях высокие этические нормы». Господь дал Владимиру Кострову не только поэтический дар, но и особое этическое чутье, подталкивающее к тому, чтобы сберечь, сохранить истинно ценное: В дни юности, как мне казалось сдуру, В безбожной комсомольскости своей Нашел я деревянную скульптуру В какой-то из разрушенных церквей. Она покраской старою белела, От сырости немного оцвела И на оплечьях, видимо, имела Когда-то два оторванных крыла. И вот теперь пред жизненным пределом, Перебирая прошлое свое, Считаю небольшим, но Божьим делом, Что я отмыл и высушил ее. В небесных кирхах и в соборах Англий Я замирал, сознанием томим, Что дома ждет меня домашний ангел, А может быть, крылатый серафим. А еще, читая стихи сильнейших наших поэтов, я не раз замечал, как в них находят отражение схожие темы. Не потому, что кто-то сознательно или бессознательно хотел бы подражать предшественникам или современникам, а потому, что в какой-то момент в своем жизненном и творческом пути человек приходит к этой теме как к неизбежной или она сама встает перед ним и требует отклика. Наверное, сходство отдаленное, вероятно – больше ассоциативное, но, читая некоторые строки Владимира Кострова, я вспоминаю зрелую философскую лирику Пушкина. Элегия Александра Сергеевича Пушкина, та самая, где: Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе Грядущего волнуемое море. Но не хочу, о други, умирать; Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать… Теперь процитирую строки Владимира Кострова («Беру костыль – опять меня мотает»): И точно, не оставлю я наследства Благодаря аптекам и врачам. Мне много лет. И я впадаю в детство. И мама не утешит по ночам. Но продолжает Божий мир вращаться, Наркоз стихов кончается уже – И лишь душа не хочет возвращаться, Таится, словно утка в камыше. Мир полон и больных, и без гроша. Но унывать – нестоящее дело. И потому прошу тебя, душа, Не покидай страдающее тело. Эти строки роднит осознание жизни как ценности, вне зависимости от каких-то внешних успехов, радостей, возможностей. Если бы кто-то попросил меня насколько возможно кратко и точно назвать основное предназначение поэта или писателя, я бы процитировал знаменитые строки Пушкина, сказал бы, что главное предназначение автора – чувства добрые лирой пробуждать. Виктор Потанин в своей прозе делает все для того, чтобы не дать уснуть чувствам добрым в читателе, а если они спят, даже беспробудным сном – стараться их пробудить. Он напоминает читателям, что недопустимо отказываться от того, благодаря чему или кому ты живешь на этой земле, существуешь на этом свете, недопустимо это отрицать или обесценивать, нельзя относиться к этому как к пережитку прошлого. Об этом повесть «Пристань», в которой есть молодые герои, стремящиеся, как они полагают, жить настоящим, но при этом забывающие, что это настоящее возможно благодаря прошлому: людям, своими жизнями, трудом, здоровьем заплатившим за победу в Великой Отечественной войне и с уважением, любовью и почтением относящимся к памяти тех, кто отдал свою жизнь ради других. Об этом «Приезд к матери», герои которого отнимают у матери одного из них практически последнее: телушку, которую она купила, накопив деньги со своей скромной пенсии, и теперь растила. Сын не считал нужным даже поддерживать с матерью связь: видеться почаще, регулярно писать ей. А в свой приезд просто «поохотился» вместе со знакомым, забрав эту телушку и не вспомнив ни о тяжелых годах, когда мать его растила, ни о том, как матери теперь жить. В повести «Доченька» рассказчик Николай Петрович после выходящего за рамки человечности поступка дочери Лены наконец понимает, насколько непохожей на них с супругой Аннушкой, злой выросла их дочь. И до этого было то, что не нравилось, с чем не хотелось смиряться, что задевало, но все казалось, что это можно объяснить сложным возрастом, влиянием материального неравенства в классе, искушениями времени… История с кольцом заставила по-новому взглянуть на дочь и ее отношения с разными людьми. В конце повести герой не понимает, как ему с этим жить. Это тяжелые произведения, но их нужно прочитать, чтобы не позволить проникнуть черствости в свое сердце, не дать своим добрым чувствам заснуть.