Цитаты и секреты одного романа, секреты одного вдохновения: Татьяна Тронина
Книги живут своей жизнью, превращаясь в разные формы и жанры в конечном итоге – цифровые, аудио, не за горами тот день, когда книгу можно будет съесть на завтрак и вслед за главной героиней фильма 31 июня спросить: "Это что, были четыре тома "Войны и мира"?" Неплохо для ленивых и томящихся видом много-много буковичек на одной страничке. Писатели тоже живут в своих комнатах. У кого-то в комнате много выходов к читателю, у кого-то только один, у кого-то пока выхода нет, но ведь есть окно! Фото: коллаж - О. Лисковая. Источник: eksmo.ru "… Она толкнула дверь, вошла в полутемное помещение, полное публики. Огляделась, заметила Глеба – тот сидел за столиком возле окна…" (Свидание под дождем, Москва 2016, издательство Эксмо) У Вас больше 40 романов издано на сегодняшний день. Каким был Ваш выход к читателю, это дверь или скорее окно? Скорее окно, я выпускала себя в пространство, как залетевшую в комнату пчелу. Написала роман, пришла к издателю, в голове уже был свой проект – целая серия романов. Издатель должен знать, что сможет работать с автором, у которого есть идеи. Что они увидятся не один раз. У каждого писателя есть свой читатель, своя группа читателей… в общем, писатель в наше время кроме вдохновения, должен понимать, для какого издательства он больше подойдет, чтобы этот роман длился долго. Писатель – это спринтер, или серфер, поймавший свою волну. Как правильно Вас представить? Как Вы вообще сами себя представляете как писателя? По мне – чем проще, тем лучше и понятней. Я писатель, поскольку занимаюсь созданием художественных текстов. Если требуются уточнения, говорю – я автор мелодрам, или сентиментальных романов. То есть, указываю на жанр, в котором работаю. Хорошо. Итак — Татьяна Тронина, писатель, автор сентиментальных романов, среди которых замечательные: "Страсти по Адели", "Та кто приходит незваной", "Свидание под дождем", "Огненный Марс", "Гнездо ласточки", "Злюка". Следовало бы добавить, писатель, который знает, как писать, чтобы книжка оказалась в руках читателя. Фото: из архива Татьяны Трониной Как думаете, что такое творчество для писателя? Создание альтернативной реальности. Очень важно иметь для романа свой мир. Что такое писать для души и для заказа? Есть ли момент, когда творчество остается за "кадром" новой книги и ремесло выходит на первое место? Вот кстати, что такое ремесло писателя? Мне кажется, каждый начинающий писатель должен понять про себя – в каком жанре он собирается работать. Что ему ближе – мелодрама, комедия, фантастика… Либо – "серьезная литература". А что, это тоже одна из разновидностей жанра, со своей целевой аудиторией. И в этой классификации ничего плохого нет. Это просто указание на нужный зал и нужную полку в книжном магазине, реальном или виртуальном. В этом и есть заказ, по сути – когда соотносишь свои возможности с предпочтениями читателей и особенностями издательского дела. Мне кажется, в любой профессии приходится отвечать на эти вопросы – кто я, зачем я. Ремесло надо знать обязательно. Вообще, творчество – это вдохновение плюс ремесло. Ремесло – это про то, как правильно складывать слова, как не писать лишнее, и как обязательно написать – нужное. Вот, например, с годами "придумывается" на автомате, вдохновение начинает посещать тебя не как капризная дева, а как активный соратник. Я стараюсь ему помогать – освобождаю место для нового. Написала и забыла. Нужно уметь отпускать написанное – это тоже часть ремесла. Фото: Любовь Красавина В этой связи я хочу уточнить у Вас, что такое формульная литература? И как понять свой жанр? То есть писатель для этого должен каким-то образом "познать самого себя", чтобы не перепутать жанры и формы, не сделать роковой ошибки? "… – О да… засмеялась она. Ты знаешь, где меня искать. – Я приду, – повторил он настойчиво …" (Свидание под дождем, Москва 2016, издательство Эксмо) Мне кажется, главное в самоопределении – это отсутствие иллюзий, и способность посмотреть в зеркало, прямо себе в глаза. Способность оценить свои возможности. Это понимание окружающего мира, тех законов, по которым он живет и развивается. И это в хорошем смысле смелость – когда не укладываешь себя в прокрустово ложе формул, а изобретаешь нечто свое. На стыке жанров, например… Я убеждена, что нельзя читать пособия для сценаристов и писателей. Нужно все придумать, нужно быть новатором, иначе получится нечто среднее, чего уже и так много. В каждом жанре есть возможность новаторства, даже в той, которую называют легкой. Есть ли серьезные вопросы в легкой литературе? А вопросы везде одни и те же. Форма их подачи только разная. И детские простенькие сказки, и детективы, и мистика, и фантастика, и классика – все об одном и том же. О том, как стать счастливым. Назовите своих кумиров или авторов, близких по духу и повлиявших на Вас? Это были Бунин и Довлатов. Они очень на меня повлияли изначально, а потом, с годами, я отошла от них, и стала с ними спорить. Но спор – это тоже определенного вида влияние. Как Вы думаете, что сегодня хочет держать в руках читатель? О чем нужно писать? Кто побеждает в этой книжной гонке? Мне кажется – побеждают новаторы, те, кто озарен своей идеей, оригинальной и яркой. Писатель должен быть наглым в хорошем смысле, как говорил мой учитель Сергей Есин, не цепляться за все эти не могу... не вытяну… нужно просто делать – такие побеждают. Как увидеть начинающему писателю своих героев? Откуда вообще они берутся в Ваших книгах? Да они сами как-то возникают, из каких-то мелочей, обрывков, слов, красок… Любой образ – это рождение, а не конструкция, иначе в результате получается робот. Я пишу роман как будто вижу фильм. Не пишу с себя или со своих знакомых, мне интереснее придумывать. Писать нужно не про себя, не про других, а про идеи и проблемы, которые тебя волнуют - под них подбирать героев, и как ни странно меньше думать, иначе получится публицистика, а роман – это творческое движение, поток волн. Но иногда придумывается герой и он рождает конфликт. Фото: Арина Депланьи Есть ли у Вас роман мечты, идеальный роман, к которому Вы стремитесь? Мне кажется, каждый роман надо писать именно с таким настроем, не откладывая свою мечту на потом. "… Они стоят так долго, замерев, эти двое из будущего, словно не в силах разомкнуть объятья, а за окном …" (Свидание под дождем, Москва 2016, издательство Эксмо)