«Пан не пропал». Почему ростовские поляки считают себя богатым людьми
История Ростовского государственного университета (ныне ЮФУ) началась в августе 1915 года с того, что на Дон, от наступающей германской армии был эвакуирован Варшавский университет. Впрочем, как таковые поляки на Дону появились гораздо раньше - среди тех же казаков было немало выходцев из Речи Посполитой. Как сейчас живут представители польской диаспоры в Ростовской области рассказала «АиФ на Дону» вице-председатель национально-культурной автономии «Союз поляков Дона» Наталья Мишина. Проверка на надёжность Юлия Морозова, «АиФ на Дону»: Переезд в 1915 году Варшавского университета в Ростов принято считать событием, после которого поляки прочно обосновались в городе. Наталья Мишина: Это не совсем так. Нельзя говорить, что в Ростов только вместе с Императорским Варшавским университетом переехали сотни поляков. Ещё задолго до того, как университет оказался в южной столице, на территории современной Ростовской области проживали 15-20 тысяч поляков. В России они стали появляться ещё при Иване Грозном, сами приходили на службу к царю. К примеру, при дворе Петра I находился дипломат и полковник Юзеф Тауш. Он пользовался уважением государя. Воевал вместе с ним. Вспомним генерал-адъютанта Павла Ягужинского, который получил от Петра I в подарок остров на реке Яузе. В войну 1812 года польские генералы были в свите Наполеона, но и в российском штабе планировали ход сражений военачальники М. Каменский, М. Каховский, И. Пржибышевский, А. Ожаровский, Н. Раевский. Трудно сказать, когда поляки появились на Дону. Кто-то бежал из Польши в результате её раздела, кто-то добровольно снимался с места в поисках лучшей доли. В основном мигранты смогли найти свою нишу на новом месте. Однако это не всегда было просто. Так, например, в переписке чиновников Харьковского учебного округа и Дирекции училищ Войска Донского (1865 год) есть документ, в котором идёт речь о проверке надёжности 12-летнего гимназиста прибывшего с территории Северо-Западного края (Польши). Число поляков на Дону резко уменьшилось, когда свершилась революция. Боясь перемен, которые принесёт новый строй, многие покинули Россию. Не прошли бесследно и годы репрессий, сотни поляков были обвинены в шпионаже. Кроме того, активно шла ассимиляция, люди женились, выходили замуж. А близость наших культур со временем стирает национальные различия, ведь и русские и поляки - славяне. По данным последней переписи чуть больше тысячи поляков проживает сейчас в Ростовской области. - А сами вы говорите на польском языке? - Читаю, но говорю пока неуверенно. У нас в диаспоре много польскоговорящих. Я узнала о своих корнях недавно. Оказывается, моя мама полька, но родители долго скрывали это, боялись. Ведь дядя отсидел по 58-й статье за своё происхождение. Он прошёл всю войну, вернулся с победой и наградами, и тут же попал в лагерь. В Россию предки попали очень давно. После первого раздела Польши (в конце XVIII века) они приехали как ссыльные в Орловскую губернию, где и жили много лет. Когда мне было пять лет мама возила меня в те места и показывала наше старое поместье, но историю рода не рассказывала. У каждого человека есть зов крови и никуда от него не деться. Ещё девочкой я покупала все польские журналы, просматривала их от корки до корки, пыталась читать, переводила. Папа тогда говорил с удивлением: «Да, кровь не водица!» Культуру и традиции своей исторической родины я узнала здесь, в Ростове, благодаря нашей диаспоре. Пришла в общину, когда её председателем был пан Ярослав Малевич, кстати родственник того самого знаменитого создателя «Чёрного квадрата». Почувствовала себя в кругу своих. С огромным интересом включилась в изучение традиций, в работу, в общение. Невозможно рассказать обо всех членах «Союза поляков Дона». Ведь у нас и известные спортсмены, и научные работники, и врачи, и инженеры, и художники, и журналисты. Очень много семейных династий. Мы разные, но это нас объединяет и помогает сохранять свою национальную культуру. Утопление Мажанны - Вы исповедуете католицизм? - Большинство ростовских поляков католики, но много и православных. Со временем некоторые поляки ассимилировались на донской земле, приняли православие и донские обычаи, это объясняет появление польских фамилий среди казаков (например, Поляков). Впрочем, некоторые остались верны вере предков. Так, донской генерал Круликовский и полковник Залещинский остались католиками до конца жизни. Когда-то на Дону было много костёлов, при каждом работали школа, кружки, например, театральные. Но постепенно костёлы сносили или отдавали под другие нужды. Поляки несколько десятилетий были лишены своего храма. Собирались для молитв у кого-то из представителей общины. Но 25 лет назад на деньги верующих был построен новый костёл. Сюда, кстати, ходят не только поляки, но и все ростовские католики, много студентов из других стран. Псалмы в Рождество поют и на испанском, и на французском, и на португальском языках. Православные так же посещают наши праздники. Сейчас действует старинный костёл в Новочеркасске, в Таганроге есть католическая часовня. На все праздники церковные, да и на общегородские мы приходим в национальных костюмах. Они разные, в зависимости от представляемого воеводства (района Польши), очень яркие и красивые. - Расскажите о ваших традиционных праздниках. - Конечно, самый любимый - Рождество. На столе не должно быть даже самого слабого алкоголя, все блюда постные. По старой традиции их должно быть 12, по числу учеников Иисуса Христа. Обязательно подаётся фаршированный карп. Чешуйки этой рыбы следует положить в кошелёк - это к деньгам. Под скатерть нужно положить душистое сено. Хозяйки готовят сочево (рождественскую кутью). Это семейный праздник, но всегда ставится одна дополнительная тарелка для заблудившегося путника, бездомного, или кого-то одинокого. Поэтому всегда стараемся пригласить на ужин знакомого, соседа, у которого нет близких, чтобы он не был в этот вечер один. Пасху, у нас она называется Вельканоц, мы отмечаем, как и наши предки: красим яйца (писанки и крашенки), печём пасхальные «бабы», мазурки (куличи и печенья). Всё угощение в Великую Ночь освящаем в костёле. Непременное украшение пасхального стола - сладкий барашек из творога или теста с изюмом. Сохранился у донских поляков и старинный весёлый обычай: на следующий после Пасхи день все обливают друг друга водой, это называется «мокрый» понедельник. А ещё есть традиция - утопление Мажанны. Так звучит польское имя славянской богини, которую связывают с зимой и со смертью (Marzanna). Это аналог русской Масленицы. Но, в отличие от сжигаемой Масленицы, Мажанну топят в воде. В Польше сейчас это самый любимый праздник школьников, в этот день нет уроков. Свадьбы наши не отличаются особенно от русских. Такие же весёлые. Но если вы услышите слово «очепины» (oczepiny), то знайте, вам придётся участвовать в самых невероятных забавах. Очепины - это распространённый у славян ритуал. Невесте подстригали или укорачивали волосы и надевали чепец, это символизировало превращение девушки в замужнюю женщину. Так же поляки отмечают день пап, мам и «бабцев и дедцев» - бабушек и дедушек. А один из важнейших светских праздников - это День флага и День Полонии - отмечается 2 мая поляками во всём мире. По разным углам - Сейчас отношения между Россией и Польшей, мягко говоря, прохладные. Кроме того, постоянно приходят сообщения о том, что вандалами осквернены захоронения советских воинов в Польше. Ощущаете эти прохладные отношения на себе? - Знаете, подавляющее большинство поляков помнят войну и чтут её героев. Они ухаживают за могилами неизвестных солдат уже много десятков лет. Но, к сожалению, в каждой нации есть свои (простите за сленг, но иначе не скажешь) «отморозки». Недавно я была на нашем Северном кладбище и увидела, как чёрной краской кто-то измазал могильные камни. Горько это видеть... Мы славяне и не должны забывать, что мы едины. Нас пытаются растащить по разным углам. Как это сделали, например, с украинцами и русскими. Неделимый славянский мир - это несокрушимая сила, это не всем выгодно, поэтому и пытаются внести раскол, заставить нас враждовать. Наша задача искать точки соприкосновения, то, что нас объединяет, что поможет уцелеть хрупкому миру. Как говорит дипломат, профессор Варшавского университета Хероним Граля: «Как можно разделить русского и поляка, ведь они переплетены кровью и жилами». Мы, ростовские поляки, считаем себя очень богатыми людьми, ведь у нас две матери, одна историческая, а другая та, что дала нам кров.