«Мой небесный покровитель - Святой Никита, получивший в народе прозвище Бесогон, сын царя Максимиана. Был подвергнут отцом немыслимым пыткам за то, что стал христианином, а затем на три года заточён в темницу». Никита Михалков.Похоже, Никита Михалков превзошёл сам себя. В наши дни самая модная наука – анатомия. Кто только не превращается в анатома-любителя. В патологоанатома-любителя. Никита Михалков тоже поддался искушению. Так появился на свет выпуск № 114 Бесогон ТВ под названием «Анатомия фальши». Ближе к концу показанного по каналу «Россия 24» выпуска Михалков возвращается к теме суда над Кириллом Серебренниковым.«Кто продал Серебренникова за 68 миллионов рублей?»Тот, кто одобряет арест Серебренникова, обычно пользуется двумя аргументами. Первый: «А ты не воруй!». Есть и второй, про «театральное гей-лобби». Первым аргументом Михалков и сам не так давно воспользовался, когда весной 2018 года выпускал № 110 Бесогон ТВ под красноречивым названием «Хочет ли Серебренников быть Мейерхольдом?» (иначе говоря, хочет ли Серебренников быть умерщвлённым при Путине, как Мейерхольд при Сталине?)Сидит в кресле вальяжный Никита Сергеевич и рассуждает: « Христа продал Иуда за 30 сребреников, а кто продал Серебренникова за 68 миллионов рублей?» Уже тогда чувствовалось, что Никита Михалков знает больше, но что-то не договаривает.Теперь это вчерашний день. Настало время предъявить миру самый убийственный аргумент. Кого не убеждают первые два, получайте третий, бронебойный. Так проходит телевизионный обряд изгнания бесов (в православии это называется «отчитка бесноватых»).Михалков застенчиво опускает глаза, подбирает слова и, наконец, решается произнести на всю «Россию 24»: «Простите Бога ради, я не могу не вспомнить цитату… не очень точно, но смысл абсолютно точно передаю… Куприн… Замечательный писатель Куприн написал своему издателю письмо. Там была такая фраза: «Целые народы и цивилизации могут исчезнуть с лица земли, и об этом никто не узнает. Но стоит только Циперовичу порвать перину, и через десять минут об этом узнает весь мир». Вот это мне очень напоминает. Именно это». Разговор идёт о «деле Серебренникова».Сказано слегка коряво, но смысл предельно ясен. Несколько человек, в том числе, режиссёр Серебренников, второй год находятся под арестом. Обвинения, мягко говоря, сомнительные. То и дело возникают дополнительные вопросы к следствию (подделка протокола допроса свидетеля и т.п.).Но режиссёр-экзорцист Михалков выше всего этого. Он, конечно, может сказать, что Серебренников – «прекрасный человек», однако «при всём уважении к нему» зачем поднимать такой шум на весь мир? Не иначе, намекает Никита «Бесогон» Михалков, всему причиной еврейское происхождение. Евреи защищают своих. А федеральный телеканал эти намёки транслирует.Смысл написанного в 1909 году Александром Куприным письма Михалков передал правильно. Другое дело, что Куприн этого письма стыдился, своего адресата учёного-филолога Фёдора Батюшкова просил письмо никому не показывать («P.S. сие письмо, конечно, не для печати, ни для кого, кроме Тебя»). Но ведь Михалкову, в отличие от Куприна, стыдиться нечего.Александр Куприн.В оригинале Куприн написал так: «Целое племя из 10000 человек каких-то айнов, или гиляков, или оро-ченов, где-то на Крайнем Севере, перерезали себе глотки, потому, что у них пали олени. Стоит ли о таком пустяке думать, когда у Хайки Мильман в Луцке выпустили пух из перины?» И это самое мягкое его высказывание относительно евреев.Длинное письмо – почти сплошное ругательство в адрес евреев. Одно большое проклятье. Кажется, что его первую половину написал, как минимум, Генрих Гиммлер. Но нет, автор письма – тот самый человек, что позднее подписывал письма в защиту Менахема Менделя Бейлиса.Первая часть письма написана так, что кажется, будто Куприна сильно мутит, тошнит… И, наконец, начинается рвота. Но ближе к концу автору становится немного легче. Он приходит в себя.«Есть и другие перлы, на которые способен только юдофоб с воспаленным воображением»Скандальное житомирское письмо Куприна Батюшкову, датированное 18 марта 1909 года, известно читающей публике с конца 80-х годов ХХ века. Первоначально советские антисемиты-энтузиасты просто перепечатывали его и передавали друг другу. Затем в 1991 году в № 9 его опубликовал неравнодушный к антисемитской тематике журнал «Наш Современник».Начались обсуждения. Некоторые были уверены, что это грубая подделка. И до сих пор уверены. Дескать, не мог Куприн этого написать. Написано скверным языком и смысл чудовищный.«Письмо начинается тоном, близким к сквернословию, о том, какой ужасный и мерзкий народ евреи, – пересказывает своими словами письмо Куприна автор газеты «Канадский Курьер» Алекс Маркман. - Все они, без исключения, являются злом, которое нужно искоренить. Весь спектр эпитетов, включая откровенный мат, нашёл свое место в этом письме: еврей - это вор, торговец живым товаром, обманщик, провокатор, шпион. Есть и другие перлы, оскорбительные и грязные, на которые способен только юдофоб с воспаленным воображением. Однако даже эти мерзкие качества автор письма готов евреям простить. Что не может он простить, так это их вмешательство в чистый русский язык».Маркман не верит в авторство Куприна. Его статья называется «Как просто осквернить память великого писателя». Он исходит из того, что Куприн и воспалённое воображение – две вещи несовместные.Но ведь на то оно и воспалённое - воображение. Потом воспаление проходит и жизнь налаживается. Разве не может быть, что писатель в своих произведениях пытался преодолеть болезнь, но иногда срывался? А потом снова предпринимал усилия «завязать». И опять срывался.«Картина открывается следующая, - пишет скептически настроенный Алекс Маркман .- В 1904 г. Куприн написал рассказ «Жидовка», в котором он недвусмысленно и открыто встает на защиту евреев… В 1907 году Куприн написал рассказ «Гамбринус», в котором он страстно выступает против погромов и гонений на евреев. А в 1909 году пишется юдофобское письмо, история находки которого до сих пор неизвестна. В противоположность предыдущему творчеству Куприна, этому аристократу прозы и языка, оно написано в хулиганских тонах, языком, недопустимым не только в печати, но и в частной переписке». Кто знает, какой тон допустим, а какой недопустим в частной переписке двух филологов?Куприн был человеком очень несдержанным. Пил, буянил, бесчинствовал. С ним постоянно что-то случалось (о его приключениях в Пскове, когда тот отстал от поезда, читайте в моём блоге на сайте «ПГ» текст под названием «Хромая из храма, раздели радость: на четыре, а, если можешь, на шесть…» от 7 сентября 2016 года).Одно дело – частное письмо, другое – громогласное заявление. Михалков рассуждает о коллеге-режиссёре, который свой последний на сегодняшний день фильм «Лето» вынужден был монтировать в условиях домашнего ареста. Редчайший в истории кино случай. Другой бы режиссёр об арестованном коллеге мог и промолчать. Обвинителей и без него хватает. Но не таков Михалков. Ему кажется, что всё в порядке вещей, шум вокруг ареста подняли зря. Подумаешь, «выпустили пух из перины».Но представим себе, что под арестом, пусть и домашним, больше года находится сам Никита Михалков. Счёл бы он это пустяком?Впрочем, первым подобное сравнение допускает сам Михалков на «Бесогон ТВ». Он спрашивает – стала бы российская творческая интеллигенция заступаться за Николая Губенко или Ивана Охлобыстина, окажись они на месте Кирилла Серебренникова?Для него ответ очевиден. Они же другой национальности и других политических взглядов.«И всякое насилие над евреем - насилие надо мной»Заручившись поддержкой Куприна, Михалков на этом не останавливается и цитирует письмо актёра, режиссёра и экс-министра культуры Николая Губенко, которое тот прислал в адрес «Бесогон ТВ». Губенко пишет: «Это несчастье, что среди русской интеллигенции, если её можно так называть, попадаются особи вроде Улицкой, и именно о них писал Антон Павлович Чехов: «Я не верю в нашу интеллигенцию, лицемерную фальшивую, истеричную, ленивую…»К Куприну добавляется Чехов. Чтобы оппоненты легли и больше не встали.Из программы в программу Михалков разными словами рассказывает, как оппозиция (читай – «враги России») ищет любой повод «для нагнетания в обществе напряжения, негатива и ярости». В аннотации к программе «Анатомия фальши» сказано: «Почему некоторые внуки и правнуки советских солдат сегодня оправдывают фашизм? И кому выгодно словом «фашизм» называть любое действие, неугодное либеральному свободомыслию?» Подразумевается, что ответы на эти вопросы телезрители узнают во время просмотра «Анатомии фальши». Но вместо этого Михалков в доказательство своей правоты начинает вольно цитировать антисемитское письмо и показывает фотографию Куприна. Хотелось бы услышать более серьёзные ответы, а не ругательства, взятые из письма Батюшкову.Так писал Куприн это злосчастное письмо или нет? Нет оснований думать, что не писал. Он даже в этом письме предпринял попытку заступиться за евреев. После потока всяких неприличных шуток вдруг появляется такая фраза: «И всякое насилие над евреем - насилие надо мной, потому, что всем сердцем я велю, чтобы этого насилия не было, велю во имя ко всему живущему, к дереву, собаке, воде, земле, человеку, небу». По всей видимости, этим Куприн и руководствовался, когда сочинял «Жидовку» и подписывал письмо в защиту ложно обвинённого Бейлиса. Но писателя захлёстывали и совершенно противоположные чувства. Кое-что он облёк в слова и вывалил их на голову бедного Фёдора Батюшкова.Святой Никита бесогон.К тому же, не следует забывать, что Александр Куприн был человек весьма несдержанный. В его жизни случались тяжёлые периоды, когда он терял над собой контроль. Это тоже общеизвестно. Вот отрывок из изданной ещё в СССР книги «Куприн» в серии «ЖЗЛ». Там перечисляются некоторые его подвиги, обсуждавшиеся бульварными газетами столетней давности: «Куприн - пьяница, дебошир, гуляка, Куприн - грубиян, необразованный человек, бывший офицер… Куприн облил горячим кофе Найдёнова и разорвал на нём жилет… Куприн приткнул вилкой баранью котлету к брюху поэта Рославлева, при этом стал её резать и есть, после чего оба плакали… Куприн кинул в ресторане «Норд» пехотного генерала в бассейн со стерлядью…»**Похоже, Никита Михалков превзошёл сам себя. В наши дни самая модная наука – анатомия. Кто только не превращается в анатома-любителя. В патологоанатома-любителя. Никита Михалков тоже поддался искушению. Так появился на свет выпуск № 114 Бесогон ТВ под названием «Анатомия фальши». Ближе к концу показанного по каналу «Россия 24» выпуска Михалков возвращается к теме суда над Кириллом Серебренниковым.Но эти и прочие проделки («въезд на лошади в ресторан» и т.п.) Александр Куприн проделывал публично и пьянством своим столь же публично гордился. А свой антисемитизм он тщательно скрывал и пытался его преодолеть. Такое происходило и с более известными русскими писателями.Срывов у него в жизни было много. В1907 году во время очередной ссоры с женой Куприн швырнул горящую спичку на подол газового платья жены. В воспоминаниях Марии Куприной эта история описана так: «Он схватил со стола спички, чиркнул, дрожащей рукой прикурил и бросил горящую спичку мне на подол. Я была в чёрном газовом платье. Платье загорелось». Платье с трудом потушили.Любил ли Куприн жену? Любил. Поджигал ли он её? Поджигал.С евреями, похоже, та же история. Вот только публично разоблачаться Куприн не хотел, даже когда был мертвецки пьян. В его жизни было полно резких поворотов. В Псковскую губернию он приезжал не только отдыхать. В наши края он прибыл с войсками Юденича, наступавшими на Петроград. Но незадолго до этого был принят Ульяновым (Лениным) в Кремле – предлагал ему сотрудничество. Пришёл просить помощь в издании газеты. Ленин Куприна не поддержал, и тогда Куприн начнёт сотрудничать с белогвардейской газетой «Приневский край». Вскоре писатель напишет: «Большевизм родился, подобно Аттиле, весь обросший шерстью, с зубами во рту без нёба и сразу же укусил до крови материнскую грудь». С красными не получилось – может быть, с белыми получится?А под конец жизни Куприн вернулся в сталинский СССР. Год был для возвращения самый подходящий – 1937-й. Других известных писателей-эмигрантов тоже уговаривали вернуться – в пропагандистских целях, но тогда вернулся только он - умирать.Куприна до сих пор в России не забыли и цитируют. Никита Михалков из всего многотомного наследия знаменитого писателя выбрал письмо Батюшкову, а российское телевидение ему в этом помогло.Боюсь, если бы Куприн посмотрел серию № 114 «Бесогон ТВ», то одним только швырянием в бассейн со стерлядью дело бы не ограничилось. Чтобы оперативно следить за самыми важными новостями, подписывайтесь на наши группы в «Телеграме», «ВКонтакте», «Яндекс.Дзен», «Твиттере», «Фейсбуке» и «Одноклассниках».

Обряд изгнания бесов
© Псковская губерния